ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ И СТРЕССО-УСТОЙЧИВОСТИ СЕСТРИНСКОГО ПЕРСОНАЛА ПРИ РАБОТЕ С ПАЦИЕНТАМИ ХИРУРГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ И СТРЕССО-УСТОЙЧИВОСТИ СЕСТРИНСКОГО ПЕРСОНАЛА ПРИ РАБОТЕ С ПАЦИЕНТАМИ ХИРУРГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

Кладова Н.Н. 1, Ковалева О.Н. 1
1ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Москва, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Реферат

В данной статье рассматривается актуальная проблема формирования психологической защиты и стрессоустойчивости сестринского персонала. Определены понятия «стресс», «стрессоустойчивость», рассмотрены психологические механизмы адаптации. Намечены пути предупреждения и преодоления профессионального стресса.

Отдельно уделено внимание стрессорам в профессиональной деятельности сестринского персонала при работе с пациентами хирургического профиля.

В настоящее время проблема психологической устойчивости сестринского персонала к стрессу является одной из наиболее активно изучаемых. Интерес к этой проблеме вызван все более усложняющимися условиями профессиональной деятельности медицинской сестры. Стрессоры, возникающие в профессиональной деятельности медицинской сестры, предъявляют высокие требования к ее адаптационным ресурсам. Нехватка этих ресурсов ведет к ухудшению результатов деятельности, развитию стресс-зависимых расстройств и заболеваний. Как следствие, возникает очевидная необходимость изучения ресурсов, позволяющих личности сопротивляться негативному влиянию стресса.

Стресс (от англ. stress – давление, нажим, напряжение) занимает особое место среди состояний человека, так как отличается устойчивостью, длительностью и разнообразием причин возникновения. Основоположником учения о стрессе является Г. Селье, который определил стресс как неспецифический ответ организма на любое предъявляемое ему требование [3].

В ответ на различные требования (голод, боль, радость, печаль и т.д.) в организме возникают специфические и неспецифические для каждого стрессора эффекты. Г. Селье назвал это адаптационным синдромом или необходимостью проявления приспособительной функции организма и восстановления тем самым нормального состояния [3].

Для возникновения стресса не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой столкнулся человек. Сущность стресса состоит в том, что возникает интенсивная потребность в перестройке или адаптации. В этом проявляется неспецифичность реагирования [3].

Состояния, возникающие в ответ на экстремальные физические или психологические воздействия – категория индивидуальная. Разные люди воспринимают один и тот же фактор совершено по-разному, что может быть связано с личностными особенностями, типом нервной системы и, наконец, физиологическим состоянием каждого человека в конкретный момент.

Профессиональный стресс в работе медицинской сестры – это напряженное состояние, возникающее у сестринского персонала в результате воздействия на него психотравмирующих факторов, связанных с трудовой деятельностью.

Такими факторами в работе медицинских сестер хирургического профиля являются:

  • высокая интенсивность труда,

  • необходимость быстрого принятия решений, от которых зависит жизнь пациента,

  • длительное нахождение в «поле» отрицательных эмоций – страдания, боли, отчаяния, раздражения, которые, так или иначе, по механизму эмоционального заражения передаются на медицинский персонал,

  • сложности в межличностных отношениях – как с коллегами, так и с пациентами,

  • неравномерный режим работы с ночными и суточными дежурствами, что нарушает естественные биоритмы труда и отдыха и негативно влияет на адаптационные способности организма [8].

Полностью исключить наличие негативных профессиональных факторов невозможно. Поэтому для того, чтобы не допустить развития патологической реакции на них, важно научиться регулировать свое психофизическое состояние.

Специалисты в области психологии труда указывают, что «проблема контроля и предотвращения стресса в труде связана не столько с тем, чтобы непременно «бороться» со стрессом, сколько в грамотном и ответственном управлении стрессами и снижении вероятности перерастания стресса в дистресс» [5].

Ганс Селье писал: «Вопреки расхожему мнению, мы не должны, да и не в состоянии, избегать стресса. Но мы можем использовать его и наслаждаться им, если лучше узнаем его механизм и выработаем соответствующую философию жизни» [6].

Ганс Селье подразделял стрессы на конструктивные и деструктивные, подчеркивая, что не всякий стресс является вредным. Конструктивный стресс, пройдя стадию тревоги, завершается адаптацией организма к новой ситуации, повышением его устойчивости. Однако, если стресс-фактор отличается большой интенсивностью или продолжительностью, если имеет место неправильная его оценка, если сочетается несколько стресс-факторов, и организм ослаблен по другим причинам (в силу наследственной или врожденной слабости защитных механизмов), то стресс может стать деструктивным. В таких случаях реакции адаптации достигают уровня истощения и запускаются процессы разрушения – защиты через болезнь, дезадаптацию [4].

Психотравмирующий характер ситуации зависит как от природы события, так и от ресурсов, способности к защите и механизмов, позволяющих данной личности справляться со стрессом. Выделяют факторы, предрасполагающие личность к психической травматизации в условиях стрессового воздействия, в частности эмоциональные [4]:

тревожность;

сенситивность – повышенная эмоциональная чувствительность, впечатлительность, ранимость;

ригидность – склонность к фиксации негативных переживаний с образованием очагов застойного возбуждения, эмоционального напряжения;

недостаточное проявление эмоций вследствие повышенного самоконтроля с длительным подавлением чувств.

В ответ на воздействие психотравмирующих факторов личность вырабатывает комплекс приемов, позволяющих уменьшить силу стресса. Система психологической защиты представляет собой проявление активности личности в процессе адаптации.

Психологические механизмы адаптации подразделяются на два типа: механизмы психологической защиты и копинг-механизмы.

Понятие психологической защиты обязано своим происхождением психоаналитической теории и ее основателю – Зигмунду Фрейду. Впервые оно было сформулировано в 1894 г. Согласно Фрейду, защитные механизмы являются врожденными; они запускаются в экстремальной ситуации и выполняют функцию «снятия внутреннего конфликта» [4].

Виды психологической защиты:

1. Вытеснение в бессознательное нежелательной информации или психотравмирующих обстоятельств, вызывающих тревогу. З. Фрейд считал его главным способом защиты инфантильного Я, не способного противостоять соблазнам. Неприемлемый импульс (мысль, желание) становится в результате действия этого защитного механизма бессознательным. Психовегетативные компоненты эмоциональной реакции сохраняются, несмотря на отсутствие поведенческой реализации.

2. Отрицание фрустрирующих, вызывающих тревогу обстоятельств, внутреннего импульса или собственного качества. Оно характеризуется внешне отчетливым искажением восприятия действительности, когда очевидное для окружающих не принимается самой личностью.

3. Проекция – неосознаваемые и неприемлемые для личности собственные свойства, чувства и мысли локализуются вовне, приписываются другим людям. Проекция часто связана с агрессией.

4. Интеллектуализация (рационализация) – устранение неприятных переживаний при помощи псевдологических, псевдоразумных установок, рассуждений, чрезмерно «умственный» способ преодоления конфликтной или фрустрирующей ситуации.

5. Замещение – перенесение подавляемых негативных эмоций (гнева) на менее опасные или более доступные объекты, чем тот, который вызвал эти переживания.

6. Регрессия – возврат к примитивным, дезорганизованным формам реагирования. Замена решения субъективно более сложных задач на относительно более простые в трудных, фрустрирующих ситуациях. Характеризуется изменением мотивационно-потребностной сферы в сторону большего упрощения и доступности, сочетается с импульсивностью, слабостью самоконтроля.

7. Компенсация – замена реального или воображаемого дефекта, нестерпимого чувства при помощи фантазирования или присвоении себе определенного качества без анализа или реального реструктурирования личности. Часто выступает как защита от «комплекса наполноценности».

8. Реактивные образования (гиперкомпенсация) – устранение субъективно неприемлемых мыслей, чувств, поступков путем преувеличенного развития противоположных стремлений.

Р.М. Грановская отмечает, что целенаправленно можно повлиять только на то, что остаётся в поле сознания, а автоматизированные и автономные действия управляются подсознательно и находятся вне сферы волевых решений.

Поэтому ключевая задача самоуправления – осознать причины подсознательно направляемого поведения. Критическое отношение возможно лишь к осознаваемой информации, так как только осознание создает возможность выбора поступков и переживаний. Действие механизмов психологической защиты направлено на сохранение внутреннего равновесия путем вытеснения из сознания всего того, что серьезно угрожает системе ценностей человека и вместе с тем его внутреннему миру.

В то же время исключение из сознания подобной информации мешает самоусовершенствованию человека. В данном контексте важно сконцентрировать внимание на том, что защитные механизмы поддерживают внутренний мир человека в некоторой гармонии с внешним миром не за счет активного изменения и преобразования недостатков окружающего мира или собственного характера, а за счет внутренних перестроек, приводящих к устранению из восприятия и памяти конфликтной и травмирующей информации [1].

В отличие от механизмов психологической защиты, действующих в рамках неосознанной области психики, копинг-механизмы позволяют разработать сознательные стратегии, направленные на устранение психологической угрозы [4].

Понятие «копинг» (от англ. coping – совладание) было относительно четко определено в начале 1980-х годов, когда было установлено, что в промежутке между стрессором и ответом организма и личности лежат определенные процессы, опосредованные опытом реакций на стрессовые ситуации. Один из основоположников теории копинга Р. Лазарус рассматривает копинг-стратегии как актуальные ответы личности на воспринимаемую угрозу, как способ управления стрессом [4].

Копинг-механизмы могут быть классифицированы как адаптивные и неадаптивные в зависимости от их способности уменьшать эмоциональные и физические эффекты стресса [3].

Адаптивные копинг-механизмы [3]:

  • обсуждение своих чувств с коллегами, медицинскими сестрами, а также со старшими медицинскими сестрами и консультантами;

  • контроль чувств и эмоций;

  • чувство ответственности за свои действия;

  • самоуважение и уважение других, чувство собственного достоинства.

Неадаптивные копинг-механизмы: увеличение потребления кофеина, курение, переедание, прогулы, употребление алкоголя, наркотиков, лекарственных препаратов, а также любые другие действия, которые будут гасить отрицательные эмоции, либо будут направлены на уход от проблемы. Неадаптивные (неэкологичные) методы могут помочь снять напряжение на какое-то время, но оборачиваются другими проблемами – болезнями, лишним весом, зависимостью и т.д. [3].

Таким образом, медицинская сестра в процессе профессиональной деятельности реагирует на стрессовое событие либо подсознательно (автоматическими адаптивными ответными реакциями), либо потенциально осознанными целенаправленными адаптивными действиями [4].

Важным качеством личности медицинской сестры является стрессоустойчивость.

Стрессоустойчивость личности – это умение преодолевать трудности, подавлять эмоции, проявлять выдержку и такт. Стрессоустойчивость определяется совокупностью личностных качеств, позволяющих человеку переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки, обусловленные особенностями профессиональной деятельности, без особо вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья [2].

Если же говорить о стрессоустойчивости сестринского персонала, то под этим термином понимается способность личности медицинской сестры не поддаваться негативному влиянию профессиональных стресс-факторов и не снижать эффективность деятельности под их воздействием. Эта способность состоит из общепсихологических компонентов стрессоустойчивости – особенностей реагирования нервной системы, природно детерминированных личных свойств; и социально-психологических свойств личности, доминирующих стратегий поведения, имеющих наибольшее значение для сестринского персонала, которые связаны с непосредственным общением с пациентами.

Существуют факторы, способствующие формированию стрессоустойчивости и смягчающие воздействие стресса на психическое и физическое здоровье личности медицинской сестры: социальная поддержка, стойкость, оптимизм, релаксация, занятия физической культурой, правильный отдых и другие адаптивные копинг-механизмы.

В настоящее время существуют технологии предупреждения и преодоления профессионального стресса и формирования стрессоустойчивости сестринского персонала. К ним относится создание условий труда, способствующих снижению уровня стрессоров, освоение путей управления стрессом – изменение психологического и организационного окружения на рабочем месте, обеспечение большей автономии персонала, повышение квалификации, создание в организации благоприятного социально-психологического климата, организация специальных тренингов, обучение медицинских сестер приемам релаксации, аутотренинга.

Выводы:

1. Уменьшить или устранить стресс в профессиональной деятельности сестринского персонала невозможно, но можно научиться правильно реагировать на него.

2. Влияние стресса на организм и психику человека полностью зависит от реакции на стресс. Поэтому медицинским сестрам необходимо научиться управлять стрессом.

3. Медицинская сестра в процессе профессиональной деятельности реагирует на стрессовое событие либо подсознательно (автоматическими адаптивными ответными реакциями), либо потенциально осознанными целенаправленными адаптивными действиями.

4. Для формирования стрессоустойчивости сестринского персонала необходимо разрабатывать технологии предупреждения и преодоления профессионального стресса.

Список используемых источников

  1. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – 2-е изд. – Л.: Издательство Ленинградского университета, 1988.

  2. Леви Л. Эмоциональный стресс. – Л.: Медицина, 1970.

  3. Островская И.В. Психология: учебник для медицинских училищ и колледжей. 2-е изд., испр. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014.

  4. Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2011.

  5. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. – М.: Академия, 2004.

  6. Селье Г. Стресс без дистресса: Пер. с англ. / Г. Селье. - М.: Прогресс, 1979.

  7. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы / А. Фрейд. – М.: Педагогика – Пресс, 1993.

  8. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. — СПб.: Питер, 2011.

  9. Lazarus R.S. Psychological stress and coping in adaptation and illness / R.S. Lazarus // Int. J. Psychiat. Med, – 1974. – Vol. 5. – P. 321-333.

Просмотров работы: 4328