АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ТУРИСТСКИХ ФИРМ Г. ОМСКА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ТУРИСТСКИХ ФИРМ Г. ОМСКА

Волкова А.В. 1
1Омский государственный институт сервиса
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Для сферы туризма характерен высокий уровень конкуренции. Сейчас на омском рынке действует более 300 туристических фирм. Цель предприятий состоит в увеличении дохода за счет привлечения потребителя. В условиях высокой конкуренции предприятие не может сосредоточить усилия только на одном из конкурентных параметров, таких как издержки, качество, сроки, технологии, укрепление финансового положения – все они должны учитываться одновременно. Непрерывно возникают и уходят с рынка компании, появляются новые виды продукции, происходят слияния и поглощения предприятий. Прогнозировать ситуацию на рынке становится всё труднее, продолжается череда банкротств российских туроператоров.

В настоящее время средства массовой информации, специальные издания, рекламные проспекты переполнены разнообразными туристскими предложениями, и путь турфирмы к успеху заключается в том, чтобы довести до потенциального клиента соответствующую информацию и вызвать его ответные действия.

На интенсивность конкурентной борьбы влияет множество факторов:

- количество соперничающих фирм растет, и их можно сравнивать с позиции масштабов и возможностей;

- спрос на продукт растет медленно, фирмы борются за долю рынка;

- сезонные колебания;

- турпродукты разных фирм мало отличаются друг от друга и др.[1].

Ранее в условиях идентичности продукта главным инструментом конкурентной борьбы был ценовой демпинг. Сейчас самая низкая цена отпугивает клиентов, так как может являться свидетельством ненадежности компании.

Конкурентоспособность предприятия – это способность предприятия, функционирующего на данном рынке, обеспечить рентабельность не ниже средней рентабельности всех предприятий в экономике [2].

Конкурентное преимущество – это те характеристики, свойства товара (услуги), которые создают для фирмы определённое превосходство над своими прямыми конкурентами. Указанное превосходство определяется сравнением с конкурентом, занимающим наилучшую позицию на рынке.

Поведение фирмы на рынке в качестве продавца определяется уровнем её конкурентоспособности, повышение которого требует постоянного повышения своих преимуществ. Фирма должна наделить свой товар свойствами, которые делают её товар более привлекательным для потребителей, чем схожий товар конкурентов. Конкурентное преимущество на рынке достигается двумя основными способами: снижением цен и дифференциацией производства. Рост требований к качеству услуги, дифференциация спроса ставят перед компаниями сложную проблему – найти оптимальное соотношение между низкой ценой и разнообразием предлагаемых услуг.

К конкурентным преимуществам для туристических фирм можно отнести:

  • коммерческие условия продажи, используемые фирмой (различные скидки, кредиты, разнообразие форм расчётов и т. д.);

  • эффективность проведения рекламных компаний;

  • повышение качества обслуживания;

  • дифференциация продукции;

  • положительный имидж организации;

  • высокая компетенция сотрудников;

  • увеличение ассортимента предлагаемых туров;

  • маркетинговые исследования.

Конкурентные преимущества, связанные с наличием высокой репутации, квалифицированного персонала, развитым маркетингом, долгосрочными отношениями с потребителями, характеризуются более длительным периодом активного использования и позволяют достигать более высокой прибыльности [3].

Для повышения конкурентоспособности предприятия сферы туризма действуют по следующим стратегиям:

- узкая специализация на конкретное направление или сегмент потребителей;

- создание нового турпродукта, которое может идти несколькими путями: развитие и продвижение новых курортов в популярных для посещения странах; комбинация уже существующих продуктов для создания нового; включение дополнительных услуг в стандартный пакет;

- борьба за имидж (реклама фирмы как символа «качества и надежности») [4].

Для выявления наиболее популярных стратегий и основных конкурентных преимуществ, используемых на омском рынке, был проведен анализ среди пятнадцати туристических фирм: «Арбуз», «Лидер-тур», «Планета Туризма», «Странник», «Летур», «Азимут 360.РФ», «Дискавери», «Лагуна», «Омскавиатур», «Вип-тур», «Одиссея», «Полный тур магии», «Горячие туры», «Велл», «Exotic travel».

Абсолютное большинство (14 из 15 исследованных фирм) использует стратегию включения дополнительных услуг в стандартный пакет. Это могут быть такие услуги как: оформление загранпаспортов и виз, он-лайн бронирование тура, страхование, кредиты, продажа туристических SIM-карт, продажа авиа и ж/д билетов и другие. Таким образом, эти фирмы используют

улучшение качества обслуживания как конкурентное преимущество.

По стратегии узкой специализации действуют 3 фирмы из 15. «Азимут 360.РФ» ориентирован на определенный сегмент потребителей – семьи с одним или двумя детьми, «Омскавиатур» является единственным на омском рынке туроператором на китайском направлении, а фирма «Горячие туры» специализируется по продаже дешевых туров на «горящие» направления. Эти фирмы используют для достижения конкурентоспособности дифференциацию продукции.

Борьбу за имидж используют 7 туристических фирм из 15. Они пользуются высоким имиджем компании как конкурентным преимуществом. Эти фирмы могут сообщать о высоком качестве обслуживания, хороших отзывах туристов, большом опыте работы, сотрудничестве с надежными туроператорами и других преимуществах.

Еще один способ для привлечения клиентов - это различные акции, скидки, дисконтные программы и подарочные сертификаты для путешественников. Конкурентного преимущества такие фирмы достигают за счёт эффективных рекламных кампаний.

Таким образом, для повышения конкурентоспособности туристические фирмы г. Омска чаще всего используют стратегию включения дополнительных услуг в основной пакет и различные бонусы для туристов. Многие турфирмы также действуют по стратегии борьбы за имидж. Стратегия узкой специализации используется редко. Фирмы не хотят уходить с какого-либо сегмента полностью, т.к. при падении интереса к определенному направлению, остается возможность для увеличения продаж на других направлениях, которые пользуются спросом.

В условиях высокой конкуренции фирмы стараются пользоваться всеми доступными конкурентными преимуществами. Они могут повышать уровень обслуживания, привлекать клиентов с помощью скидок и пользоваться своим высоким имиджем одновременно.

Библиографический список.

1.Безрутченко, Ю. В. Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме: учебное пособие/ Ю. В. Безрутченко. – М:Дашков и К, 2012. – 233 с.

2.Исаев, А. А. Конкурентная сила и конкурентоспособность предприятия./А.А. Исаев// Экономика и предпринимательство. – 2012. - № 3. – С. 125-127.

3. Шаекина, Ж. М. Формирование конкурентоспособности туристических услуг./Ж М. Шаекина, А.Т. Тлеубердинова// Маркетинг в России и за рубежом. – 2011. - № 6. – С.115 – 121.

4. Дашкова, Т. Л. Маркетинг в туристическом бизнесе/ Т. Л. Дашкова. – М: Дашков и К, 2010. – 72 с.

Просмотров работы: 1489