В настоящее время эпоха индустриального развития в развитых странах в основном завершилась. Она сменяется эпохой инновационного развития, когда главную роль играют знания, наукоемкие технологии и новые разработки. В развитых странах создаются национальные инновационные системы, цель которых построение экономики, основанной на инновациях. Развитые зарубежные страны переходят в стадию инновационного развития, когда инновационные процессы пронизывают все сферы общества: экономику, социальную сферу, политику, образование, науку, технику, производство, бизнес и др.
Наиболее важной задачей для экономики является разработка базисных и крупных идей, обеспечивающих опережающее и прорывное развитие страны, регионов, отраслей, производственных предприятий, продукции и технологий, которые должны обладать следующими характеристиками [3]:
Креативной силой – высокой новизной и полезностью.
Стратегией – обеспечивать конкурентные преимущества и успешную корпоративную деятельность на рынке в долгосрочном периоде.
Реализацией – быть реализуемыми в виде конкретных процессов, товаров и услуг.
Прибыльностью – повышать до максимума ценность конечного продукта для потребителей, предприятия и общества.
В современном западном менеджменте управление процессами формирования таких новых идей в настоящее время относят к креативному менеджменту, который является частью инновационного менеджмента. Креативный менеджмент реализуется на предпроектной и проектной стадиях инновационного цикла, задачей которых является формирование и отбор новых идей для их практической реализации в инновационных проектах.
Креативный менеджмент должен быть направлен на всемерное раскрытие творческих способностей людей [2]. Тогда как традиционное администрирование основано на выполнении людьми твердо установленных правил и не направлено на проявление ими инициативы и раскрытие всех своих способностей.
Совершенствование управления творческим потенциалом в современных условиях изменчивости экономической среды и растущим уровнем конкуренции, предполагает развитие все новых подходов к решению научно-практических задач. Российский опыт управления показывает, что развитие креативного потенциала связывают с переходом от репродуктивной системы управления к креативной, которую иногда называют проблемной, целевой. Система формирования интеллектуального капитала нации включается в себя сферу производства инноваций и систему образования глобального инновационного уклада, направленную на формирование нового креативного класса.
Креативный класс можно определить как экономический класс, производящий экономические ценности в процессе творческой деятельности. Сюда относятся работники интеллектуального труда, представители свободных профессий, технические специалисты и т.д. [5]. В основе принадлежности к креативному классу выделяются следующие признаки: способы к самоорганизации людей в социальные группы; идентичность, основанная преимущественно на экономически функциях; собственность, не имеющая физической формы, проистекающая из творческих способностей; общие вкусы, желания и предпочтения. Суперкреативное ядро нового класса включает ученых и инженеров, поэтов и писателей, художников и актеров, дизайнеров и архитекторов, публицистов, редакторов, крупных деятелей культуры, экспертов аналитических центров, обозревателей и других людей, чьи взгляды формируют общественное мнение. Помимо этой группы к креативному классу относятся «креативные специалисты», работающие в отраслях экономики знаний, таких как сектор высоких технологий, финансы, право и здравоохранение, управление. Как правило, это подразумевает высокий уровень образования и человеческого капитала.
Согласно исследованиям экспертов [2], в рейтинге глобальной креативности, Россия занимает 30-е место среди 82 стран мира. В основу данного исследования положены разработанные Р. Флоридой индексы по трем основным факторам креативности, так называемым 3Т – технологии, таланты, толерантность (табл. 1).
Таблица 1 - Рейтинги стран по индексу глобальной креативности, 2011 г. [2]
Ранг
Страна
Технологии
Талант
Толерантность
Доля
креативного класса
1
Швеция
5
2
7
43,88
2
США
3
8
8
35,22
3
Финляндия
1
1
19
43,45
4
Дания
7
4
14
43,71
5
Австралия
15
7
5
44,52
6
Новая Зеландия
19
5
4
40,11
7
Канада
11
17
1
40,84
8
Норвегия
12
6
11
42,11
9
Сингапур
10
3
17
47,30
10
Нидерланды
17
11
3
46,24
30
Япония
2
45
61
17,54
30
Россия
21
13
74
38,63
54
Казахстан
60
40
57
24,77
65
Кыргызстан
50
53
65
18,40
70
Азербайджан
44
67
72
22,6
При анализе в расчет принимались следующие показатели. Талант: доля людей, имеющих высшее образование, а также доля людей творческих профессий от общего числа трудоспособного населения. По числу людей, имеющих высшее образование, Россия вошла в первую десятку, а по числу представителей креативного класса заняла 13 место среди 82 стран, представленных в исследовании. Индекс технологий отражает количество патентов, объем инвестиций в научные исследования и разработки в процентном отношении от ВВП страны, а также число исследователей на душу населения. Россия вошла в первую двадцатку по объему инвестиций в научные исследования и разработки и в десятку лучших по числу исследований на душу населения. Однако по числу патентов Россия стала лишь 28 в рейтинге. Тем не менее, в сумме талант и технологии оказались двумя наиболее сильными составляющими. По показателю толерантности Россия оказалась на 74 месте, то есть в десятке стран с наиболее низкими показателями. Лишь 13 % россиян отметили, что их родная страна благоприятным местом для проживания этнических, расовых и сексуальных меньшинств. В странах, вошедших в первую десятку, эти показатели составляют 91 и 83 % соответственно, что свидетельствует о значительном отставании России (в показателе толерантности) от лидирующих [4].
Концепция креативной экономики позволяет по-новому взглянуть и на проблемы занятости. В современном мире получают развитие новые, неприемлемые для массовой индустрии, формы гибкой занятости, что позволяет решать целый ряд задач в этой области. Благодаря новым подходам в организации креативных секторов может быть существенно увеличена трудовая мобильность. Креативные индустрии имеют большой социальный потенциал, позволяя обеспечивать приемлемые формы занятости для лиц с ограниченными возможностями, а также могут внести большой вклад в развитие сельских регионов, путем развития традиционных ручных ремесел. Наконец, хорошее применение могут найти подходы, предлагаемые данной концепцией, к развитию городов и территорий.
Креативность не есть данность для определенного общества, а ее отсутствие – это не следствие отсутствия талантливых людей в обществе. Она приобретает черты социального процесса благодаря особой социальной среде, чтобы обеспечить преемственность, непрерывность и накопление креативного капитала. Формирование креативной среды не происходит автоматически, а требует соответствующих инвестиций и поддержки.
Сегодня наблюдается рост спроса на так называемые «нерутинные» (креативные) навыки. Главной проблемой является то, что сегодняшнее образование не способно выпускать «креативных людей». Известный русский учёный, врач и педагог-новатор В.Ф. Базарный отмечает следующие проблемы современного образования: игнорирование в учебном процессе творческого, эмоционально-смыслового правого полушария и преимущественная опора на информационно-программируемое левое полушарие, а также исключение из базового учебного плана художественного, музыкального, трудового воспитания и рукотворчества, что неблагоприятно отражается прежде всего на здоровье ребенка [1]. Cреди подрастающего поколения российских школьников спрос на креативные профессии пока невелик (табл. 2).
Классическое образование ограничивает свободу мысли, творчества и действий будущих специалистов, приучившихся подчиняться указаниям, а не мыслить самостоятельно. Чтобы в жизни добиться успеха, очень важны интуиция, умение слышать и понимать людей, внутренняя свобода, что напрямую не зависит от уровня интеллекта и академических знаний. Рост требований к управленцам во многом связан с эскалацией процессов реформирования и инновационных преобразований в России и за рубежом. Поэтому и система образования и рынок образовательных услуг сегодня также меняется и становится одним из самых мобильных и динамично развивающихся. Изучение многих учебных дисциплин должно обеспечивать приобретение студентами совокупности знаний, умений и навыков, способствующих развитию и у них различных видов компетенций: когнитивных, функциональных, личностных, этических [1].
Таблица 2 - Профессии, которые выбирают современные школьники
Профессии
1997 г., %
2012 г., %
Юрист
25
42
Банкир, финансист
37
41
Менеджер
28
31
Предприниматель
50
20
Государственный служащий
5
19
Врач
7
12
Учитель, инженер
2
7
Об увеличении спроса на управленцев с развитыми творческими способностями свидетельствует появление вакансий «креативных менеджеров» на рынке труда. Возросшие требования к креативности обусловлены также увеличением числа организаций, специализирующихся на разработке новых технологий и внедрении концепций креативного менеджмента, – рекламных агентств, архитектурных и дизайнерских бюро, научно-производственных комплексов, консалтинговых компаний и др. Креативный класс постепенно становится важной социально-экономической силой, от которой зависит решение реальных политических, экономических и научно-технических и финансовых проблем.
Литература
Гуремина Н.В., Лаптёнок А.В. О формировании российского креативного класса // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 11 – С. 39-40. URL: www.rae.ru/meo/?section=content&op=show_article&article_id=6209 (дата обращения: 18.01.2015).
Дацык А.А. Исследование тенденций креативной экономики в России и за рубежом // [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://econference.ru/blog/conf06/176.html (дата обращения: 11.10.2014).
Журавлев В.А. Креативное мышление, креативный менеджмент и инновационное развитие общества // Креативная экономика. 2008. № 4(16) С. 3-8. http://www.creativeconomy.ru/articles/3019/ (дата обращения: 18.01.2015).
Мелаендер Ш. Креативность в России: результаты глобального исследования // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: www.russ.ru/pole/Kreativnost-v-Rossii-rezul-taty-global-nogo-issledovaniya (дата обращения: 26.12.2014).
Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. – М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2005. – 421 с.