ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ

Кувшинова Н.В. 1, Березняк Н.В. 1
1Шуйский филиал "ИвГУ"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Орган государства— это звено государственного аппарата, участвующее в осуществлении определенных функций государства и наделенное в этой связи властными полномочиями1.

Органы государственной власти обладают суммой определенных признаков, порождаемых природой и функциями государства. Государство осуществляет свою деятельность через органы государственной власти. Эти органы каждый в своей области и своими специфическими методами выражают организаторскую роль государства в обществе. Никакой орган государственной власти не может иметь задач и полномочий, идущих вразрез с функциями государства. Но для того чтобы добиться такого единства всех органов власти, государство создает строгий порядок организации и функционирования каждого органа, наделяет их определенными полномочиями. Каждый орган государственной власти, таким образом, отличается от любого другого, но все вместе по сумме своих полномочий они олицетворяют единую государственную власть.

Понятие органа государственной власти складывается из совокупности трех основных признаков.

1. Каждый орган государственной власти создается в соответствии с установленным конституцией, законами или другими правовыми актами порядком, что исключает возможность произвольного нагромождения органов власти. Так, Конституция РФ2 указывает, что в Российской Федерации на федеральном уровне государственную власть осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ и суды России. Эти органы государственной власти не могут быть ликвидированы или преобразованы без изменения самой Конституции РФ.

Однако одного конституционного упоминания о том или другом таком органе государственной власти недостаточно, сама же Конституция РФ предусматривает, что порядок образования этого органа должен быть определен федеральным законом. Только федеральным законом или федеральным конституционным законом учреждаются органы судебнойвласти. Аналогичным образом (через конституции, уставы и законы) устанавливается порядок образования органов государственной власти субъектов РФ.

Порядок создания органа может предусматривать участие в создании не одного, а нескольких органов государственной власти (например, аудиторы Счетной палаты назначаются поровну Государственной Думой и Советом Федерации). Органы государственной власти могут создаваться, преобразовываться и ликвидироваться не только законами, но и указами Президента РФ. Это касается органов исполнительной власти (аналогичное положение в субъектах РФ)3.

2. Орган государственной власти наделен властными полномочиями, т. е. его решения носят обязательный для всех характери при необходимости подкрепляются принудительной силой государства. Органы власти издают правовые акты, которые устанавливают порядок использования гражданами тех или иныхсвоих прав, регулируют отношения между гражданином и государством в определенной мере, на определенном уровне и в определенной области. Полномочия органа государственной власти образуют его компетенцию (круг предметов ведения), границы которой очерчиваются предельно четко для того, чтобы орган государственной власти не превышал власти и не вторгался в сферу деятельности других органов государственной власти. Компетенция обычно устанавливается при самом создании того или иного органа законами, указами, положениями и другими нормативными правовыми актами, хотя впоследствии она может этими же актами изменяться и дополняться.

Компетенция4 свойственна органу государственной власти как самостоятельному звену государства, она как раз и подчеркивает эту самостоятельность. Не имеют компетенции, как правило, внутренние подразделения органа государственной власти, вследствие чего эти подразделения не могут рассматриваться как органы государственной власти. В то же время в структурах исполнительной власти существуют самостоятельные подразделения (например, Федеральное агентство морского и речного транспорта в Министерстве транспорта РФ), которые также являются органами исполнительной власти.

3. Деятельность органов государственной власти осуществляется в формах и методами, установленными правовыми актами. Речь, конечно, идет только об основных формах и методах, поскольку в повседневных действиях органа власти много делового обыкновения и согласительных методов решений. Однако ни при каких условиях орган государственной власти не вправе прибегать к действиям, выходящим за рамки допустимых организационных форм и методов, особенно в отношении применения принудительных мер.

Малько А.В. выделяет следующие признаки органа государства:

- представляет собой самостоятельный элемент механизма государства;

- образован и действует на основе правовых актов (конституциии законов);

- выполняет свойственные только ему задачи и функции, используя для этого соответствующие формы и методы;

- наделен в этой связи властными полномочиями, в том числевозможностью применения в случае необходимости мер принуждения;

- состоит из государственных служащих и соответствующих подразделений, скрепленных единством целей, ради достижения которых он образован;

- имеет соответствующую структуру, материальную базу и финансовые средства, которые требуются для осуществления его компетенции5.

Д.Н. Бахрах выделяет общие признаки, характерные в целом для государственных органов:

"1) являются организованными коллективами;

2) являются автономными частями государственного аппарата;

3) осуществляют государственные функции, реализуют публичный интерес;

4) действуют от имени государства и в то же время от своего имени;

5) обладают собственной компетенцией;

6) несут ответственность перед государством за свою деятельность;

7) учреждаются государством;

8) их положение, структура и деятельность регламентированы правом".

При этом автор делает поправку для президентов, губернаторов, относя их к должностным лицам, возглавляющим единоначальные органы (президентуры, напр.)6.

Только в работе А.А. Демина7 в число элементов понятия государственного органа включается признак обеспечения указаний государственного органа государственным принуждением8.

Из названных признаков органа государственной власти видно, что не каждое государственное учреждение или организация является органом государственной власти. Не является таковым, например, государственное предприятие, государственное учебное заведение и т. д., хотя они тоже влияют на использование гражданином тех или иных своих прав и свобод. Но эти государственные учреждения являются звеном соответственно какого-либо экономического министерства, государственного комитета по высшему образованию и др., которые сами выступают как органы государственной, а точнее, исполнительной власти.

Органы государственной власти состоят из выборных депутатов или назначенных государственных служащих, облеченных определенными властными полномочиями. Но орган власти может быть и в лице одного человека. Такими являются Президент РФ, президенты республик и губернаторы (главы администраций) субъектов РФ, мировые судьи, Генеральный прокурор РФ, Уполномоченный по правам человека. Эти должностные лица действуют в силу конституций или законов и несут ответственность только перед теми, кто их избрал или назначил.

Наряду с органами государственной власти в Российской Федерации действуют органы местного самоуправления. Эти органы обладают особой природой, они согласно Конституции РФ не входят в систему органов государственной власти. Однако указанные выше три основных признака органа власти — определенный порядок создания, властные полномочия и определенный порядок деятельности — применимы и к органам местного самоуправления. Хотя самоуправление — это не государственная власть, но оно не может осуществляться без соответствующих органов (как бы их ни называть), наделенных определенной компетенцией, правом принимать обязательные решения, прибегать к принуждению и т. д.

Следует отметить, что в Конституции РФ наряду с наиболее часто применяемым термином «орган государственной власти» встречается термин «государственный орган» (ст. 33, 120). Трудно пока сказать, какой смысл вкладывается Конституцией РФ во второй термин; возможно, со временем конституционно-правовая теория или практика Конституционного Суда РФ выявят его содержание. Пока же в обиходе и в литературе оба термина используются как идентичные.

Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации. - Электронный ресурс. URL: http://www.pravo.gov.ru. Дата доступа 11.01.2015.

Специальная литература

  1. Бахрах Д.Н. Административное право России. - М.: Норма, 2012. - 342 с.

  2. Демин А.А. Административное право Российской Федерации: Учебное пособие. - М.: Зерцало-М, 2012. - 356 с.

  3. Конституционное (государственное) право России / Под ред. проф. М.Б. Смоленского. - М.: Дашков и Ко, АкадемЦентр, 2014. - 416 с.

  4. Лапина М.А. Реализация исполнительной власти в Российской Федерации: Научно-практическое пособие. - М.: Издательство Института проблем риска, 2006. - 238 с.

  5. Малько А.В.Теория государства и права в вопросах и ответах. —М.: Издательский дом "Дело" РАНХиГС, 2014. — 352 с.

  6. Мелехин А.В. Теория государства и права: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. // Подготовлен для системы КонсультантПлюс. СПС КонсультантПлюс. - 2009.

1 Малько А.В.Теория государства и права в вопросах и ответах. —М.: Издательский дом "Дело" РАНХиГС, 2014. — С. 65-66.

2 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации. - Электронный ресурс. URL: http://www.pravo.gov.ru. Дата доступа 11.01.2015.

3 Конституционное (государственное) право России / Под ред. проф. М.Б. Смоленского. - М.: Дашков и Ко, АкадемЦентр, 2014. - С. 213.

4 Мелехин А.В. Теория государства и права: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. // Подготовлен для системы КонсультантПлюс. СПС КонсультантПлюс. - 2009.

5 Малько А.В.Указ. соч. С. 65-66.

6 Бахрах Д.Н. Административное право России. - М.: Норма, 2012. - С. 175 - 176.

7 Демин А.А. Административное право Российской Федерации: Учебное пособие. - М.: Зерцало-М, 2012. - С. 95.

8 Лапина М.А. Реализация исполнительной власти в Российской Федерации: Научно-практическое пособие. - М.: Издательство Института проблем риска, 2006. - С. 39-41.

Просмотров работы: 6073