ПРИЧИНЫ РАЗВИТИЯ ИНОСТРАННОГО ТУРИЗМА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА. - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРИЧИНЫ РАЗВИТИЯ ИНОСТРАННОГО ТУРИЗМА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА.

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В условиях современной мировой экономики, которая формируется под влиянием процессов глобализации экономического, политического, культурного и социального пространств, международный туризм одна из самых высокодоходных и динамично развивающихся отраслей она занимает 3-е место после топливно-энергетического и военно-промышленного комплексов.

Согласно данным Всемирной Туристской Организации в сфере туризма в мире занят каждый десятый работник, что превышает 250 млн. чел. На долю туризма приходится 7% общего объема инвестиций, 5% всех налоговых поступлений, 11% мировых потребительских расходов, 1/3 мировой торговли услугами. Туризм играет огромное значение; он является источником финансовых, валютных поступлений. В среднем каждый турист тратит около 300-500 долларов в месте своего пребывания, а к 2010 году доход от каждого туриста возрастет почти на 40% по словам экспертов ВТО.[8]

Эффект мультипликации, возникающий в результате того, что деньги вложенные в туризм, оборачиваются достаточно быстро, по сравнению с другими отраслями, подталкивает к развитию другие отрасли народного хозяйства. Во многих странах международный туризм играет значительную роль в формировании валового внутреннего продукта, обеспечении занятости населения, является источником валютных поступлений, активизации внешнеторгового баланса и в целом выступает в качестве фактора экономического роста.

Согласно международной статистике, к ино­странным туристам относятся лица, посещающие другую страну (как минимум с одним ночлегом) с любой целью, кроме профессиональ­ной деятельности, оплачиваемой в этой стране.

Массовый характер туризм приобретает после Второй мировой войны. В западноевропейских странах начинают активно создаваться гостиницы, туристские фирмы, предприятия для аттракционов и развлечений. В 50-х годах европейский туризм был ориентирован преимущественно на американских туристов и являлся источником долларовых поступлений. В 60-е годы и до середины 70-х происходил быстрый рост как выездного, так и въездного туризма, а также увеличение числа туристических предприятий и объем их производства. Решающим показателем завершения процесса формирования массового туризма является интенсивность туризма в той или иной стране. Интенсивность туризма показывает, какая часть населения страны ежегодно совершает хотя бы одну туристскую поездку и рассчитывается как процентное отношение ко всему населению страны или к той его части, которая старше 14 лет. Когда интенсивность туризма превышает 50%, то можно говорить о сформировавшемся массовом туризме.[9]

В 2013году рейтинг стран по конкурентоспособности сектора путешествий и туризма сформировался следующим образом: [7]

РЕЙТИНГ

СТРАНА

ИНДЕКС

1

Швейцария

5.66

2

Германия

5.39

3

Австрия

5.39

4

Испания

5.38

5

Великобритания

5.38

6

Соединённые Штаты Америки

5.32

7

Франция

5.31

8

Канада

5.28

9

Швеция

5.24

10

Сингапур

5.23

63

Россия

4.16

64

Южная Африка

4.13

По величине индекса Россия находится лишь на 63 месте, почти наравне с Южноафриканскими странами.

По прогнозам Всемирной туристской организации, число туристских прибытий к 2020 г. составит 1,6 млрд. человек, мировые доходы от туризма в 2020 г. возрастут до 2 трлн. долл.

Большое значение туризм оказывает на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, сельское хозяйство, строительство, производство товаров народного потребления и другие, т.е. выступает катализатором социально-экономического развития. На развитие туризма, в свою очередь, воздействуют различные факторы: демографические, природно-географические, религиозные, социально-экономические, исторические и политико-правовые.

В некоторых странах туризм является основным источником валютных поступлений. Часть этого дохода может напрямую принести пользу бедным слоям через занятости местного населения в сфере туризма предприятий, товаров и услуг, предоставляемых туристам, имеющих положительное воздействие на снижение уровня бедности. Туризм является первым или вторым источником экспортных поступлений в 20 из 48 наименее развитых стран мира. Например для некоторых развивающихся странах, особенно в малых островных государствах, туризм является главной прибыльной отраслью, доходы от которого составляет более 50% ВВП этих стран. [3]

Вклад туризма в мировой ВВП с 2009 года постоянно возрастает (в 2013г. составляет больше 2000млрд. дол., а по прогнозам в 2023году и вовсе вырастет и займет позиции свыше 3000 млрд. дол.) [5]

Также можно выделить следующие страны, которые являются лидерами по получению дохода от туризма:

Факторы, которые влияют на развитие туризма, разнообразны и многогранны. Наличие благоприятных факторов приводит к превосходству отдельных регионов и страны в мировом туризме, а нежелательные факторы снижают туристический поток. Например, по данным ВТО в 2013году самым посещаемым городом мира стал Бангкок, а в пятерку самых посещаемых стран вошли Франция, США, Испания, Китай и Италия соответственно.[1]Факторы, влияющие на развитие туризма, можно разделить на две группы: статические и динамические. Статические имеют неизменное во времени значение (природно - климатические, географические, культурно-исторические факторы). К динамическим факторам относятся: Демографические, Социальные, Экономические, Культурные, Научно-технический прогресс, Международные факторы. [10]

В основе развития международного туризма лежат следующие факторы-возможности: 1. Экономический рост и социальный прогресс привели к расширению объема не только деловых поездок, но и поездок с познавательными целями. 2. Совершенствование всех видов транспорта удешевило поездки, сделало их возможными для многих слоев населения. 3. Увеличение числа наемных рабочих и служащих в экономически развитых странах и повышение их материального и культурного уровня.

4. Интенсификация труда и получение трудящимися более продолжительных отпусков. 5. Развитие межгосударственных связей и культурных обменов между странами.6. Развитие сферы услуг стимулировало технологический прогресс в области телекоммуникаций, увеличило заинтересованность в посещении различных стран и регионов. 7. Ослабление ограничения на вывоз валюты во многих странах и упрощение пограничных формальностей также стимулирует развитие туризма. Большое значение играет проблема неравенства освоения мирового пространства в секторе международного туризма.

Таким образом, 1. Каждая территория имеет свой рекреационный потенциал, который, зависит и от того, какая часть территории занята на иные хозяйственные нужды. 2. Современный мир исключительно разнообразен со всех точек зрения. Различны природные и природно-ресурсные, этно-конфессиональные, историко-культурные, социально-экономические условия разных стран и районов. Именно это разнообразие является основой функционирования такой социальной отрасли как туризм. 3. Стоимость природных ресурсов и историко-культурных памятников зависит от их доступности и качественных характеристик. Следовательно, в зависимости от степени доступности к этим ресурсам и их эксплуатации для целей туризма они приобретают экономическое значение.

По прогнозам ВТО, в 2020г. количество прибытий туристов составит 1 млрд. 602 млн. человек. При этом Европа удержит доминирующие позиции (44, 8% от общего числа прибытий), Азиатско-Тихоокеанский регион выйдет на второе место (27, 3%), опередив традиционно занимавшую его место Америку (17, 7%).Прогноз прибытий международных туристов в мере и по регионам (млн. человек).[6]

ВТО в своей классификации выделяет страны, являющиеся преимущественно поставщиками туристов (Германия, США, Япония, Великобритания, Франция, Италия, Австрия, Нидерланды, Канада), и страны, являющиеся, в основном, принимающими туристов.

По данным Организации Объединенных Наций Всемирной туристской ООН (ЮНВТО), Китай станет лидером по количеству прибытий в 2016-2018гг. и такая тенденция будет продолжаться до 2020 года; а по выезду туристов- Германия.

К числу новых трендов можно отнести повышенную заботу туристов об экологии. Большинство туристов стараются принять участие в защите окружающей среды и вести борьбу с теми бизнесменами, которые разрушают окружающий мир, стремясь получить прибыль. Последнее время возникает стремление туристов за одно путешествие посетить сразу несколько стран или направлений, чтобы максимально использовать свой отпуск. Для большинства туристов важным является прямое общение и взаимодействие, и поэтому они стараются использовать услуги туристических агентств, невзирая на услуги онлайн-сервисов и Интернет сайтов.Также, одним из трендов можно назвать стремление открыть для себя новые места отдыха, вместо того, чтобы каждый год посещать один и тот же курорт. Согласно статистике, за последние двадцать лет среднегодовые темпы роста прибытия иностранных туристов во всем мире составили 5,1%, а валютные поступления возросли на 14%. Специалисты в области туристического бизнеса прогнозируют и в дальнейшем бурное развитие туристического бизнеса. Согласно прогнозам ВТО общее количество туристов к 2020 году возрастет почти в три раза, а общее количество туристов будет составлять более 1млрд 600 млн. человек. По прогнозам ВТО самые высокие тепы роста прибытий иностранных туристов ожидаются в туризме Азии и Тихого океана. По отношению туризма в Европе и в Америке, то здесь ожидается некоторое уменьшение прибытий иностранных туристов. [12] Туризм в России — развивающаяся отрасль. По данным Всемирной туристской организации, Россия занимает одно из ведущих мест в мире в сфере международного туризма. По посещаемости Россия занимает 9-е место по данным 2013 года. Доходы России от международного туризма в 2011 году составили $11,4 млрд. Богатое культурное наследие и природное разнообразие ставит Россию на заметное место в мире среди стран с потенциальным ростом туризма. В стране находятся 24 объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО. [2]

Согласно Федеральной целевой программе "Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ на 2011-2018 годы" в течение 8 лет на развитие туризма в России будет выделено около 100 млрд. рублей. Деньги будут потрачены на самые привлекательные инвестиционные проекты, которые будут реализовываться на территориях с наибольшим туристически-рекреационным потенциалом. Средства будут направляться, в том числе, и на развитие инфраструктуры: строительство дорог, аэропортов, отелей и кемпингов.Если все пойдет по плану, количество иностранных туристов, приезжающих в Россию, к 2018 году должно вырасти более чем в шесть раз - до 23 миллионов человек, а отпуск в России будут проводить 45 миллионов человек. Соответственно, вырастет и объем рынка туристических услуг - в 4,7 раза, до 417 млрд. рублей. [11]

По данной диаграмме можно видеть, что лидирующее место по посещению наших граждан занимает Турция, а меньше всего россияне выезжают в во Францию.

Что касается въезда иностранных граждан в Россию, то более всего нас посещают жители Германии, а менее всего жители Канады. [4]

В динамике мы можем видеть, что по сравнению с 1-м кварталом 2011г в 2012г резко возрос выезд российских граждан в Египет. Сократился выезд в Финляндию и незначительно в Китай.

Литература.

  1. Diplomatic Economic Club [Электронный ресурс]-2013.-http://www.dec.lv/index_ru.php/images/index_ru.php?id=2076.

  2. Intesco Research Group. Российский и мировой рынок туризма [Электронный ресурс] — 2012. — 76 с.- http://marketing.rbc.ru/research/562949984717106.shtml.

  3. The UNWTO World Tourism Organization [Электронный ресурс]-2010.-http://step.unwto.org/content/tourism-and-poverty-alleviation-1

  4. TOURest [Электронный ресурс]-2012.- http://tourest.ru/publ/statistika_turizma_2011.

Быркова Е. Рынок международного туризма: основные тенденции 2013 года [Электронный ресурс]/ Е. Быркова.- Санкт-Петербург,2013.- http://xn--b1ae2adf4f.xn--p1ai/analytics/research/7035-turizm.html.
  1. Зазгарская И.Б. Проблемы и перспективы развития туризма на территории украинских Карпат [Электронный ресурс]/И.Б.Зазгарская.-http://tourlib.net/books_tourism/zazgarskaya1.htm. 8

  2. Информационно-аналитическое агентство «Центр гуманитарных технологий» [Электронный ресурс]: InstituteofManagementDevelopment: Рейтинг конкурентоспособности стран мира в 2013 году.-Москва, 2013.- http://gtmarket.ru/news/2013/05/30/5963.

  3. Кхунлип Ч.Международный туризм в условиях современного рынка: Особенности и тенденции развития(на примере королевства Камбоджа) [Текст]: автореф. дисс. на соиск. уч. степ.канд. эконом. Наук/ ЧхыатКунлип. -Ростов-на-Дону – 2007.

Макаренко С.Н История туризма[Текст]/ С.Н.Макаренко, А.Э Саак -Таганрог: ТРТУ,2003. - 94 с. Маклашина Л. Р. Факторы, влияющие на развитие инновационной деятельности предприятий индустрии туризма [Текст] / Л.Р. Маклашина: Креативная экономика. - 2012. - С.116-120. Министерство культуры Российской Федерации. Федеральное агентство по туризму. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)». [Электронный ресурс].- 2009.- http://www.russiatourism.ru/content/2/section/28/detail/28/. Новые тенденции и прогнозы развития мирового туризма [Электронный ресурс]: Туристическая библиотека.- Электронные данные.- 2013.- http://tourlib.net/statti_tourism/tendencii.htm.
Просмотров работы: 5306