ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ В РОЗНИЧНЫХ СЕТЕВЫХ ТОРГОВЫХ ФИРМАХ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ В РОЗНИЧНЫХ СЕТЕВЫХ ТОРГОВЫХ ФИРМАХ

Сычева Б.А. 1
1Сибирский Федеральный Университет Институт управления бизнес-процессами и экономики
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Появление глобальных сетей связи, в первую очередь сети Интернет, привело к настоящей революции в области организации и ведения коммерческой деятельности. Преобразования коснулись как внешних отношений между компаниями и их партнерами или клиентами, так и внутренней структуры самих компаний. Появились не только новые направления ведения бизнеса, но и принципиально изменились уже существующие. В последние годы эти тенденции становятся все более явными.

Актуальность изучения данной проблемы обусловлена тем, что стремительное распространение и развитие информационных технологий в сочетании с новым этапом развития экономических отношений способствуют активному распространению электронной торговли. Преимущества, которые предоставляют новые информационные технологии в отношении форм и способов ведения бизнеса, осуществления продаж и совершения покупок, привлекают все большее число участников экономических отношений.

Активное использование информационных технологий, которое наблюдается в России в последние годы, а также увеличение объема инвестиций в сети Интернет приводят к быстрому развитию систем электронной торговли, функциональные возможности которых постоянно расширяются и усложняются. Использование Интернет-технологий в развитии электронной торговли повышает эффективность и вносит существенные коррективы в организацию торговли товарами и услугами.

Розничная торговля

Процесс обращения товаров завершается в розничной торговле. Розничная торговля – это совокупность видов предпринимательской деятельности, связанных с продажей товаров и услуг непосредственно конечным потребителям и предназначенных для личного или семейного использования, это товарообменный процесс, направленный на удовлетворение потребностей людей путем свободной продажи товаров и услуг, представляющих для них ценность. В отличие от оптовой торговли розничная торговля реализует товары не для дальнейшей перепродажи, это мелкопорционная или штучная продажа товаров потребителям для конечного некоммерческого использования и предоставление торговых услуг. Розничная торговля может производиться в любых формах: это может быть торговля в специально оборудованном помещении, личные продажи, продажи посредством телевидения и сети Интернет.

Так как розничная торговля в переводе с английского означает retail trade – «малый бизнес», поэтому в последнее время розничную торговлю стали называть «ритейлингом», то есть ритейл, ритейлинг – это просто розничная торговля.

Одним из параметров классификации розничных торговых заведений является предлагаемый ими товарный ассортимент. Существуют бакалейные, гастрономические, винные, мебельные магазины и т.д. В более широком смысле можно говорить о широте и насыщенности ассортимента, выделяя по этим признакам основные типы магазинов. Наиболее важными являются специализированные магазины, универмаги, универсамы, магазины товаров повседневного спроса и универсамы широкого профиля. Специализированный магазин предлагает узкий ассортимент товаров значительной насыщенности. Примерами специализированных розничных предприятий могут служить магазины одежды, спорттоваров, мебельные, цветочные и книжные магазины. Специализированные магазины можно дополнительно подразделить по степени узости предлагаемого ассортимента. Магазины одежды – это магазин обособленного полного ассортимента, магазин мужской одежды – это магазин с ограниченным ассортиментом, а магазин, торгующий мужскими рубашками, которые сшиты на заказ, – это узкоспециализированный магазин. В последнее время распространение специализированных магазинов связано с бумом торговых центров, обычно состоящих из одного-двух универмагов и множества специализированных магазинчиков. На долю этих магазинчиков нередко приходится 60-70% всей площади торгового центра.

Большинство специализированных магазинов до сих пор принадлежит независимым торговцам, однако быстро растет и число специализированных магазинных сетей. Наиболее преуспевающие специализированные магазины концентрируют свои усилия на полном удовлетворении нужд конкретных целевых рынков. Однако специализированный магазин может оказаться в неприятном положении, если товары его ассортимента потеряют популярность.

Розничная торговля сочетает в себе интересы продавца в получении доходов и потребности покупателя в получении высококачественных товаров и услуг по доступной цене. Именно розничная торговля ориентирует отечественных производителей максимально учитывать запросы общества. В основе розничной торговли используется теория индивидуального выбора, которая исходит из принципа приоритета потребителя. Поэтому розничная торговля является социальным выражением качества жизни общества. Фирмы-производители изготавливают товары и продают их фирмам, занимающимся оптовой или розничной торговлей. Оптовики перепродают эти товары розничным торговцам, а те конечным потребителям. При этом не имеет значения, кто и где осуществляет реализацию товаров и через какие каналы сбыта они доводятся до конечных потребителей.

Тенденции в развитии сетевого ритейла в России

Розничная торговая сеть – это совокупность розничных торговых предприятий и других торговых единиц, размещенных на определенной территории с целью продажи товаров и обслуживания покупателей. Розничная торговая сеть призвана обеспечивать возможность покупателям совершать покупки товаров и получать услуги максимально удобно и быстро. Это достигается за счет предоставления широкого выбора из ассортимента представленных в розничной торговой сети товаров, а также близости расположения торговых точек, входящих в розничную торговую сеть, к месту работы или проживания потребителей. Розничная торговая сеть создается для осуществления закупок, транспортировки, хранения и продажи товаров различных потребительских категорий, а также ведения финансовой и информационной, в том числе связанной с рекламой, деятельности.

Типы магазинов постоянно изменяются под влиянием процессов, происходящих в экономике страны, научно-технического прогресса, социальных и других факторов. Так, широкое распространение за рубежом и в крупных городах России получили гипермаркеты – магазины самообслуживания с торговой площадью не менее 5000 м2. В них представлено до нескольких тысяч наименований как продовольственных, так и непродовольственных товаров. Высокая оборачиваемость товаров в гипермаркетах делает их доступными по цене. Кроме того, в зарубежной торговле существует развитая сеть магазинов-дискаунтеров, основная задача которых продажа товаров по более низким ценам.

Одной из основных тенденций российской розничной торговли является как раз развитие сетевых форматов: гипермаркетов, супермаркетов, дискаунтеров.

Задачи, стоящие перед розничной торговлей на современном этапе, заключаются как в росте товарооборота, так и в повышении уровня обслуживания. С этим связано развитие мобильной коммерции – операторы сотовой связи открывают собственные порталы, которые позволяют установить тесный контакт между пользователем и оператором и могут быть использованы в целях розничной торговли. Разработано уже несколько технологий, каждая из которых поддерживается оператором сотовой связи. Развитие виртуальных банковских услуг (телебанкинг — банковские услуги по телефону). Большую популярность приобрело кредитование, в связи с чем получили распространение кредитные карточки. Согласно прогнозам, в скором времени магазины исчезнут. Их заменят интерактивные модули или киоски, где клиенту будет предоставлено изображение продукта, принят заказ, приняты платежи с помощью кредитных карточек и распечатан чек.

В текущем столетии темпы роста розничной торговли в России в 1,5 раза опережали темпы роста валового внутреннего продукта. При этом розничная торговля растет быстрее, чем реальные доходы населения, которые ежегодно повышались на 10-11%. По прогнозам аналитиков, рост оборота розничной торговли в России не опустится ниже 10% как минимум до 2017 г. – в связи с наличием перспектив развития данного сектора[1].

Однако существует обратное мнение. На мультимедийном форуме «Ритейл 2013: точки роста», организованном ИД «Коммерсантъ» 6 ноября 2013, лидеры российской розничной торговли обсудили болевые точки рынка на текущем этапе его развития[1]. Они пришли к выводу, что темпы роста российского ритейла замедляются, а крупнейшим игрокам отрасли все сложнее демонстрировать впечатляющие показатели роста выручки и прибыли. В качестве ключевых проблем, негативно влияющих на развитие российской розничной торговли, это арендные ставки на рынке коммерческой недвижимости и недостаток качественных площадей, рост зарплатных ожиданий, опережающий рост производительности, высокий уровень закредитованности населения и снижение темпов роста кредитования, а также избыточное регуляторное давление, в том числе из-за действующего закона о торговле. Потенциал развития рынка эксперты связывают с возможным ослаблением регулирования государством, повышением производительности труда за счет снижения зарплатных ожиданий населения, а также внедрением новых торговых форматов и концепций, основанных на электронной коммерции и ИТ-технологиях.

Главная тенденция развития сетевого ритейла заключается в развитии электронной коммерции, электронном бизнесе. Электронная коммерция (от англ. e-commerce) – это сфера экономики, которая включает в себя все финансовые и торговые транзакции, осуществляемые при помощи компьютерных сетей, и бизнес-процессы, связанные с проведением таких транзакций. Электронная коммерция – это способ ведения бизнеса, при котором все этапы бизнес-процесса (реклама, маркетинг, продажа, доставка товара, послепродажное обслуживание, извлечение прибыли) осуществляются в электронном виде с помощью соответствующих компьютерных программ в сети Интернет или других электронных коммуникационных средах.

К электронной коммерции относят:

  • электронный обмен информацией;

  • электронное движение капитала;

  • электронную торговлю;

  • электронные деньги;

  • электронный маркетинг;

  • электронный банкинг;

  • электронные страховые услуги.

Стандартное понимание розничной торговли несёт в себе ряд особенностей, не всегда лёгких для его организатора. Таких, как привлечение квалифицированного персонала, поиск места организации торговли и другие. Если говорить о мелкорозничной торговле, то некоторые такие особенности можно избежать или существенно снизить их влияние. Например, при создании книжного Интернет-магазина не обязательно организовывать место розничной торговли. На начальном этапе реализации книг, можно оборудовать складское помещение, где расположить весь необходимый для реализации товар. В качестве канала сбыта использовать Интернет-площадку. То есть создать качественный и понятный посетителю сайт, удобный при использовании и с актуальной и регулярно обновляющейся информацией. На сайте предоставить полное описание деятельности магазина, всех предоставляемых услуг, точное описание каждой единицы товара с наглядным изображением, которое совпадает с реальным объектом. Продумать программу лояльности для покупателя, то есть систему регулярных или сезонных скидок, возможные распродажи, розыгрыши, подарки, и в свободной понятной форме описать это на сайте. Необходимо организовать такую Интернет-площадку так, чтобы она была максимально комфортной, интересной, понятной и при этом полностью отражала функционал магазина.

После организации складского помещения придумать и реализовать систему доставки. Таким образом, по крайней мере на первых порах становления бизнеса, можно сэкономить на месте для реализации товара. Такая система торговли является очень удобной.

Нет необходимости нанимать большое количество квалифицированного персонала, при такой организации бизнеса можно самому выполнять бухгалтерские, управленческие и другие функции.

Такой вариант более свойственен на начальном этапе развития бизнеса, при его расширении предприниматели уже арендуют место непосредственной продажи товара лично покупателю. Следующим этапом идёт уже создание розничной сети. Однако не стоит электронный формат своего магазина ставить на второй план или дополнительный. В идеале реальный магазин и его Интернет-реализация должны функционировать в равной степени, что может значительно сказаться на потоке прибыли.

Если взять в качестве примера сетевой ритейл продовольственных товаров, то здесь есть ряд преимуществ использования информационных технологий при ведении бизнеса. Большинству людей удобно делать большие покупки онлайн. Покупателю достаточно зайти на сайт магазина, выбрать необходимые ему продукты, добавить их в электронную корзину, определить условия доставки и получить свою покупку с доставкой на дом, оплатив её при этом наличными непосредственно в руки курьеру или безналично на самом сайте. Также для обеспечения уверенности покупателя в безопасности его безналичной покупки, можно организовать переносной терминал оплаты, который курьер принесёт с собой. Для покупателя такой формат покупки экономит время и силы, что служит весомым критерием при выборе магазина для своей покупки, и покупатель скорей всего выберет тот, который предоставляет такую услугу, и предоставляет её на должном уровне.

Такой современный способ покупки товаров через сеть Интернет по-прежнему остаётся новаторным и не часто используется среди продовольственных сетевых ритейлов. А там, где используется, часто руководители подходят не организованно к этому вопросу и не предоставляют услугу на должном уровне, не понимая важности этой услуги при организации бизнеса в современных условиях.

Но если рассматривать все категории бизнеса, то в целом Интернет-площадки для ведения торговли используются повсеместно. Но вопрос стоит в качественности, организованности и ответственном подходе к созданию своего электронного магазина. Также часто встречаются электронные витрины, которые предназначены для ознакомления покупателя с ассортиментом магазина, ценами, акциями и другой полезной информацией, но здесь делать покупку придётся в самом магазине.

Часто можно встретить Интернет-магазины, занимающиеся продажей одежды и которые высылают её по всей страны. Такие магазины в полной мере воплощают всю суть, заложенную в смысл понятия Интернет-магазина. Весь процесс обращения товара происходит посредством сети Интернет – это ознакомление с ассортиментом, выбор товара, определение подходящего размера, выбор условий доставки, оплата, послепродажное обслуживание, поддержка клиентов.

В любом случае в условиях современного мира каждому начинающему или преуспевающему бизнесу просто необходимо иметь свою действующую Интернет-площадку. В эпоху предпринимательства на рынке товаров и услуг ведут свою деятельность огромное количество конкурирующих субъектов бизнеса, стремящихся максимально угодить клиенту, применяя различные способы привлечения и стимулирования, и максимально получить прибыль. И поэтому покупателю особенно важно наглядно оценить преимущества каждой фирмы. Именно заходя на сайт организации, покупатель может объективно их оценить и выбрать подходящие ему условия. Таким образом, традиционному ритейлу, особенно в регионах, вероятно, будет сложно конкурировать с онлайн-магазинами именно в силу «физических ограничений».

Особенности электронной коммерции

Два-три года назад большой популярностью пользовалась покупка книг в сети Интернет. Сейчас же на первое место по продажам вышла такая категория, как бытовая техника. Связано это с тем, что крупнейшие сетевые ритейлеры по продаже бытовой техники и мобильных телефонов увеличили свою активность по созданию Интернет-площадок. Это всем известные «М-видео», «Техносила», «Евросеть», «Связной» и другие. Большая часть их рекламных бюджетов идёт на поддержку Интернет-каналов продаж.

Значительно выросла онлайн-активность потребителей в сегменте одежды и обуви. Торговля одеждой через Интернет пришла на замену продаже товаров по каталогам. В развитых западных странах, особенно США, покупка одежды без примерки уже давно стала нормой, но россияне к этому не привыкли и поэтому по началу отнеслись с опаской и к покупкам в Интернет-магазинах. Однако стремительный рост онлайн-заказов позволяет предположить, что это недоверие осталось в прошлом.

Помимо одежды, рост показала и категория продажи разного рода услуг. Так, набрали популярность бронирование гостиниц, туров и авиабилетов через сеть Интернет, а также покупка билетов на развлекательные мероприятия – в кино, театры и на концерты.

Одной из главных особенностью электронной коммерции является выбор способа оплаты. В России в 2011 году популярной формой оплаты Интернет-покупок являлась оплата наличными курьеру. Однако сейчас оплата безналичными средствами завоевала огромную популярность, и это связано прежде всего с активным распространением банковских карт, а также с удобностью их использования. Стоит не забывать, что ещё есть такие способы оплаты, как смс-платежи с мобильного телефона и платежи через терминалы оплаты.

Почему потребители совершают покупки в сети Интернет? Большинство ценят торговлю через сеть Интернет за то, что можно сэкономить время. Особенно это актуально для городов-мегаполисов. Жители регионов ищут товары, которые сложно найти в обычных магазинах, так как в небольших городах и деревнях часто небольшой выбор товаров. Также для покупателя немало важно удобство доставки онлайн-покупки.

Ещё одной особенностью Интернет-покупки является возможность совершать покупки в любое время. Для жителей развитых стран эта особенность имеет большое значение, так как в Европе магазины закрываются раньше, чем в России, и для традиционного шопинга остается намного меньше времени. Две другие особенности – более низкие цены и легкость сравнения товаров. Таким образом, выбор в пользу онлайн-шопинга объясняется не только попыткой сэкономить, но и удобством для пользователя, который не хочет быть привязан к определенному месту и времени покупок.

Интернет-магазин в состоянии предложить гораздо более широкий ассортимент, чем обычный магазин, хотя бы лишь потому, что ему не нужно заботиться о заполнении этим ассортиментом всех магазинов своей сети — ведь он доставляет товар прямо со склада.

За счет оптимального дизайна веб-сайта интернет-магазин может автоматизировать основной процесс, который в традиционных магазинах выполняют продавцы, – сравнение товара и помощь в выборе. Главная задача – это качественно проработать вопрос реализации такой системы на сайте.

Электронная коммерция имеет и ряд отрицательных моментов. Основными причинами отказа от покупок в Интернете является желание увидеть товар «вживую» перед покупкой, а также боязнь обмана и проблема выбора надежного магазина. Другой значимой причиной отказа от Интернет-покупок является отсутствие необходимости покупать онлайн, так как все устраивает в оффлайн-магазинах, и нежелание долго ждать товар. Ещё причинами могут быть то, что потребители не покупают в сети Интернет, потому что не умеют пользоваться онлайн-магазинами, и потому, что слышали о негативном опыте друзей или родственников. Однако, несмотря на негатив, по мере стремительного распространения сети Интернет в регионах и расширения опыта, связанного с его возможностями, недоверие к онлайн-шопингу так же стремительно снижается.

Самыми активными онлайн-покупателями являются потребители молодых возрастных групп. В первую очередь это связано с опытом использования сети Интернет, а также то, что по статистике молодые поколения быстрей осваивают новые технологии и не испытывают трудностей при их использовании.

С другой стороны, активность в области онлайн-шопинга напрямую зависит от заработка покупателя: чем выше его доход, тем чаще он делает покупки. Это объясняется тем, что у состоятельных респондентов обычно меньше времени на посещение традиционных магазинов, а также они имеют более высокий уровень интернет-грамотности и свободный доступ к сети Интернет.

Структура сайта и обработка заказа в электронной коммерции

Рассмотрим, с чего начинается электронная коммерция. Предприниматель обращается к разработчикам сайтов, максимально подробно объясняет требования, и ему создают его электронную площадку. Важно, чтобы площадка всегда была рабочей, то есть информация на ней была актуальная и своевременно обновляемая.

Рассмотрим обработку заказа в продовольственном сетевом ритейле. Покупатель заходит на сайт, видит приятный ему дизайн и понятный интерфейс. На сайте все товары должны быть распределены по категориям, чтобы покупателю было максимально удобно осуществлять выбор покупки. Овощи, фрукты, напитки, консервы, хлебобулочные изделия, конфеты и так далее должны быть рассортированы в соответствии со своей категорией.

Покупатель переходит с категории на категорию, в зависимости от необходимого ему товара. Рядом с каждым товаром должна быть кнопка, позволяющая незамедлительно отправить выбранный товар в корзину, и обязательно стоит предоставить возможность выбрать количество товара.

Отличным решением было бы где-нибудь в боковом меню отображать актуальные акции и распродажи, чтобы не вынуждать покупателя целенаправленно искать эту информацию на сайте и позволить ему ознакомиться с ними в процессе покупки. Если на определённый продукт действует акция типа «2 по цене 1», то стоит организовать систему так, чтобы конечная стоимость автоматически высчитывалась в корзине, и это не доставило покупателю неудобств.

После выбора всех необходимых товаров покупатель переходит в корзину, где он выбирает условия доставки и условия оплаты. В условиях доставки магазин должен описать предлагаемые условия – это стоимость, временной интервал, а покупатель в соответствии с предлагаемыми указывает предпочтительные. То есть определяет время доставки, здесь же указывает адрес доставки. В условиях оплаты покупатель указывает предпочтительный способ оплаты. Магазину необходимо предоставить различные способы оплаты: наличными курьеру, безналичными через сайт, безналичными через терминал курьера. Также обязательно предоставить покупателю чек об оплате.

Следующим этапом оформленный заказ поступает администратору сайта, который организовывает последующий сбор заказа. Отправляет накладную на ту точку сбыта, которая является ближайшей по отношению к адресу доставки. А в магазине уже собирают заказ и отправляют его с курьером покупателю.

Некоторые организации предлагают очень интересную и в то же время удобную услугу – это онлайн-отслеживание заказа. То есть на сайте организации покупатель может увидеть, на какой стадии сбора находится его заказ, или где он в данный момент находится, на каком расстоянии от адреса доставки, и может примерно прикинуть, через какое время его привезут.

Вся деятельность электронной коммерции должна быть направлена на её комфортное и удобное использование конечным потребителем. Именно от него зависит то, какую прибыль будет получать организация, какой рейтинг и репутацию она будет иметь и много других различных факторов, влияющих на успешность фирмы. То, как организован интерфейс сайта, доступность и актуальность информации, процесс обработки заказа, обратная связь, оказывает влияние на деятельность фирмы. Поэтому в её интересах – это отнестись ответственно к созданию Интернет-площадки, организовать абсолютно рабочий сайт, чтобы его покупателю было комфортно, что в свою очередь должно провоцировать его на дальнейшие покупки. Таким образом, для привлечения наиболее платежеспособных и активных покупателей онлайн-магазины должны работать со своим брендом и делать ставку не только на наименьшую цену, но и на формирование долгосрочных отношений с потребителями.

Развитие электронной коммерции сетевых розничных фирмах

Сейчас уже ни у кого нет сомнений, что в эру повсеместной компьютеризации и все большей интеграции в нашу жизнь интернета, любой фирме необходимо иметь собственное представительство в Сети.

В настоящее время электронная торговля в России развивается всё более стремительными темпами. Компьютеризация российского населения обуславливает появление виртуальных магазинов. Наиболее распространена в такой форме продажа книг, компьютерной и бытовой техники, одежды. Выгодность организации такой торговли заключается в том, что занятому покупателю или покупателю, не желающему тратить свое время на поиск нужного товара, предоставляются возможность, возможно, несколько дороже, но приобрести нужный товар, не выходя из дома или офиса. Продавцов такой вид продажи привлекает возможностью значительного сокращения расходов, ведь торговать через сеть Интернет можно даже не имея обычной торговой площади, достаточно создать лишь виртуальную торговую площадку (интернет-магазин), которая по сути представляет собой сайт в сети Интернет, зарегистрировать домен (название сайта) и заключить договор с провайдером. Кроме того, у продавца отпадает необходимость в приобретении дорогостоящего торгового оборудования, найме торгового и обслуживающего персонала и т.д. Если заканчивается товар, а заказы поступают, курьеры сначала заезжают к поставщику за товаром, а затем к покупателю. Но следует отметить, что это скорее характерно для небольших фирм и поэтому различие в ценах на один и тот же товар бывает достаточно существенным. В то же время у покупателя всегда есть возможность просмотреть цены у разных продавцов, сравнить их и принять решение в пользу того или другого.

Электронная коммерция предоставляет самые широкие возможности как поставщикам, так и клиентам. Среди этих возможностей:

  • Самостоятельная регистрация покупателя на сайте поставщика. Это создает дополнительные удобства в обслуживании для клиентов, а поставщикам позволяет осуществлять адресную рекламу своих товаров и услуг и маркетинговые исследования в процессе продаж.

  • Оформление заказов через сеть Интернет с помощью электронных каталогов и прайс-листов. Данная возможность обеспечивает значительную экономию времени на поиске необходимого товара или услуги и сравнении цен различных поставщиков.

  • Электронная обработка заказа, включая проверку наличия товара на складе, расчет возможных сроков поставки. Данная возможность является неотъемлемой функциональной часть логистической системы предприятия.

  • Прием оплаты за покупку через сеть Интернет. Оплата при этом может осуществляться посредством банковских карт через защищенные платежные терминалы, а также с помощью локальных или международных платежных Интернет-систем.

Электронная коммерция имеет все условия для дальнейшего развития. Экономия на затратах Интернет-магазинов позволяет им снижать цены, и покупать в Интернет-магазинах сегодня порой гораздо выгоднее, нежели в обычных магазинах. Этот факт обеспечивает и постоянный приток покупателей, развитие конкуренции на рынке. А это значит, что электронный бизнес становится более конкурентным, что в свою очередь положительным образом сказывается на уровне качества оказываемых услуг и предлагаемых товаров.

Современная электронная коммерция основана на использовании персонального компьютера, однако, если сегодня использование в этой сфере мобильных телефонов распространено не так широко, как использование компьютеров, то, как прогнозируют аналитики, в ближайшее время электронный бизнес может быть переориентирован на использование сотовых телефонов. Это связано с тем, что, с одной стороны, сотовый телефон является абсолютно мобильным и легко управляемым устройством, а с другой стороны, современные технологии сотовой связи способны обеспечить техническую базу для полноценного вхождения телефонов в электронный бизнес. Кроме того сотовые аппараты уже имеют систему идентификации пользователя, а у любого владельца имеется счет, открытый сотовым оператором, который может быть использован для расчетов.

Вне зависимости от того, какая техническая платформа станет в будущем основной для электронной коммерции, абсолютно ясно, что она со временем займет доминирующие позиции в бизнесе.

К проблемам электронной коммерции можно отнести хаотичность и информационная перегруженность большинства сайтов, что затрудняют привлечение и удержание потенциальных клиентов, то есть вопрос профессионального создания сайта и возможностей оценки эффективности его функционирования, а также обеспечение безопасности финансовых сделок и передаваемой конфиденциальной информации. К тому же растущая с каждым днём конкуренция в Интернет-пространстве тоже может стать препятствием к стабильному развитию бизнеса при условии недостаточно организованного сервиса.

Одной из важных составляющих успеха на этом рынке, является известная и раскрученная торговая марка фирмы. Помимо торговой марки, на успех интернет-проекта компании будут влиять и другие, на первый взгляд, малозначительные факторы, например, наличие множества пунктов распространения – доставки. Цена, качество продукции, схема оплаты, время доставки, сервис – вот несколько характеристик, на основании которых потенциальный покупатель будет определять соответствие предложения собственным критериям. А мнение каждого покупателя, его доверие торговой марке, сервису и сайту в конечном итоге влияют на популярность и прибыльность бизнеса.

Заключение

Уже с абсолютной точностью можно утверждать, что просто открыть интернет-магазин и предложить самую низкую цену за счет невысокой марки уже недостаточно. Исследования показывают, что онлайн-торговля переросла эпоху ценовой конкуренции. Чтобы обеспечить успех в долгосрочной перспективе онлайн-магазинам необходимо ставить перед собой цели другого порядка: стать самыми любимыми и удобными точками продаж для потребителей. Для этого надо последовательно решить три задачи:

  • узнать, что представляют собой наиболее ценные клиенты, понять их критерии выбора, предпочтения, потребительские привычки;

  • заинтересовать наиболее ценных клиентов: быть там, где они могут увидеть вас, и сделать все, чтобы первый опыт общения с онлайн-магазином стал для них положительным благодаря максимально качественному удовлетворению основных требований потребителей, таких как удобный поиск, быстрая и удобная доставка, удобная система возврата;

  • выстроить долгосрочные отношения с наиболее ценными клиентами, используя программы лояльности, системы бонусов и скидок, а также постоянно взаимодействуя с ними в социальных медиа.

Наличие информационной системы весьма существенно влияет на развитие сетевого бизнеса, что становится все более важным моментом для растущего числа российских компаний. Цифровые технологии ускоряют развитие бизнеса. Поэтому надо быть готовым к появлению новых моделей и форматов электронной коммерции, а также к тому, чтобы постоянно улучшать и оптимизировать свою бизнес-модель в соответствии с непрерывно меняющимися условиями ведения деятельности.

Однако до сих пор весьма слабым звеном в системе менеджмента российских корпораций является управление в сфере информационных технологий. В большинстве случаев руководители информационных подразделений крайне далеки от понимания реальных потребностей бизнеса, занимаясь только узкими вопросами технической поддержки, тогда как в крупных зарубежных корпорациях директор по информационным технологиям, как правило, имеет статус уровня вице-президента компании, а его функции состоят в выработке и воплощении стратегических целей развития бизнеса компании в реальные ИТ-решения.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Розничная торговля [Электронный ресурс] : Опубликовано на 16.01.2010, последнее редактирование 14.01.2014. – Режим доступа: http://forexaw.com/TERMs/Economic_terms_and_concepts/Business/l465_Розничная_торговля_Retail_это.

  2. Розничная торговля: сущность и функции [Электронный ресурс] : Банк рефератов // Раздел: Рефераты по экономике. – Режим доступа: http://www.bestreferat.ru/referat-284904.html.

  3. Тенденции онлайн-ритейла в России [Электронный ресурс] : Энциклопедия маркетинга. – Режим доступа: http://www.marketing.spb.ru/mr/social/retail_online.htm.

  4. Электронная коммерция [Электронный ресурс] : финансовый словарь «Академик». – Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/fin_enc/31891.

  5. Проблемы и перспективы развития электронной коммерции [Электронный ресурс] : Л.Л. Покровская // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 3. Режим доступа: http://www.science-education.ru/103-6240.

  6. История развития электронной коммерции [Электронный ресурс] : Учебный раздел для школьников. – Режим доступа: http://elkomm.artisteer.net/ist_razv/.

  7. Сервис электронных услуг [Электронный ресурс] : Курсовая работа // Библифонд – электронная библиотека студента. – Режим доступа: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=446365#1

  8. Сервис электронных услуг [Электронный ресурс] : Реферат. – Режим доступа: http://www.referat.star-info.ru/info_363504.

Просмотров работы: 9996