ПРОЕКТИРОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ: ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ. - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРОЕКТИРОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ: ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ.

Сабитова Ж.К. 1
1Томский политехнический университет, Институт неразрушающего контроля
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Не секрет, что воздействия человека на окружающую среду усиливаются не в лучшую сторону, а изменения, происходящие в биосфере, вполне могут привести к экологической катастрофе. В связи нынешней ситуацией крайне важную роль приобретают экологические знания и применение их на практике.

Экологическое образование ставит новые проблемы перед административно-управленческим и профессорско-преподавательским составом вузов, так как требует новых подходов к оценке эффективности обучения, формированию личности, способной в дальнейшем адаптироваться к условиям жизни и применять экологические знания на деле [1].

Поэтому, в условиях реформы высшего профессионального образования федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС ВПО) и образовательные программы третьего поколения строятся на оценке конечных результатов обучения, то есть на сформированной компетентности [2]. Компетентность обладает интегрированной природой: она является совокупностью знаний, умений и навыков в отношении реальных объектов и процессов, характеризуется готовностью и способностью их применять.

Экологическая компетентность- это владение специалистом системой знаний, взглядов, убеждений соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и направленное на осознание своей моральной ответственности за состоянием окружающей среды во всех видах профессиональной деятельности.

Формирование экологической компетенции предполагает переориентацию всей системы подготовки студентов в вузе на интересы и потребности общества, каждого субъекта обучения с учетом экологии окружающей среды жизнедеятельности.

Формирование экологической компетенции будущих специалистов взаимосвязано с профессиональными компетенциями в виде:

  • осознания социальной значимости своей профессии;

  • мотивации к осуществлению профессиональной деятельности;

  • способности использовать экологические знания и навыки для решения социальных и профессиональных задач;

  • в готовности к обеспечению охраны жизни и здоровья людей.

Формирование этих компетенций и экологического осознания в целом, осуществляется путем решения студентами в процессе обучения ситуационных заданий, разрешения профессиональных ситуаций, профессиональных дискуссий, поиску экологических закономерностей в описываемых событиях, выполнению учебных и исследовательских проектов и прочего [3].

Базовой основой овладения человеком любой профессии является формируемая в процессе обучения в вузе экологическая компетентность. Экологическая компетентность выступает как способ переносить и применять общеучебные умения в новой социально- экологической ситуации.

Цели экологического образования в интересах сбалансированного развития были чётко сформулированы по аналогии с Концепцией государственных стандартов общего образования нового поколения в работах Равена Дж. и Хуторского А.В [4, 5].

Авторы выделяют следующие группы целей (планируемых результатов) экологического образования:

  • личностные, отражающие общекультурную направленность экологического образования;

  • предметные, отражающие фундаментальный характер предметных знаний, на которые опирается экологическое образование;

  • метапредметные (надпредметные), отражающие универсальный характер учебной деятельности.

Представим группы планируемых результатов в виде рисунка 1.

 

Личностные

Метапредметные

Предметные

1 блок

«Ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты» (Личностные и Метапредметные)

2 блок

«Планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ»

(Предметные)

 

Рисунок 1. Планируемые результаты экологического образования:

Из рисунка видно, что планируемые результаты состоят из двух блоков, каждый из которых характеризует цели (практические результаты) экологического образования.

Современный этап развития экологического образования на основе идей сбалансированного развития природы и общества отражает новый социальный заказ образованию: формировать у студентов способность проектировать свою жизнедеятельность с учётом её экономических, социальных и экологических последствий для состояния окружающей человека среды, здоровья людей и безопасности их жизнедеятельности.

Основные психолого-педагогические требования к результатам экологического образования могут быть представлены следующим рядом: грамотность – образованность – компетентность – культура. Психолого-педагогические требования к результатам экологического образования представлены на рисунке 2.

Рисунок 2. Психолого-педагогические требования к результатам экологического образования

Грамотность – это наличие соответствующих знаний, умений и навыков в какой-либо области, а также умение излагать свои мысли в соответствии с нормами литературного языка.

Образованность – это опыт творческого применения полученных знаний и умений, а также составляющая часть человеческой нравственности, то есть опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности.

Компетентность – это интегральное свойство личности, характеризующее его стремление и способность (готовность) реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, личностные качества и др.) для успешной деятельности в определённой области.

Культура – это исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях [6].

Экологическая компетентность имеет очень важный социокультурный смысл, который направлен на социализацию студента в условиях нарастания веса социально-экологических факторов. Успешность социализации зависит также от реализации гражданских прав и обязанностей человека, что определяется сформированностью у него экологических ценностей и смыслов жизни, готовности к самоограничению в потреблении благ.

Следует также помнить, что успешная социализация студентов напрямую зависит от состояния их здоровья, умения вести правильный и здоровый образ жизни (полный отказ от курения, алкоголя, наркотиков, активные занятия спортом и т.п.), обеспечивать свою безопасность к конкретной экологической ситуации.

Выработка вышеперечисленных умений – важный результат экологической компетентности. И наконец, успех социализации зависит от способности студентов применять полученные в процессе обучения знания, умения, опыт экологически ориентированного мышления и поведения в повседневных жизненных ситуациях, в условиях действия разнообразных экологических рисков.

Таким образом, формирование экологической компетентности студентов вуза представляет собой непрерывный процесс постепенного включения их в экологическую деятельность посредством приобретения опыта участия в практических делах по сохранению и улучшению состояния окружающей среды, экологически значимых личностных качеств, таких как гуманность, бережливость, ответственность за результаты своей экологической деятельности, на основе применения технологии активного обучения. Все это способствует приобретению знаний о природной среде как важнейшей ценности, о характере воздействия и нормах взаимодействия человека с природой и умений творчески решать учебные экологические задачи.

Список использованных источников

1. Дерябо, С. Д., Ясвин, В. А.Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 342 с.

2. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования// Интернет-журнал «Эйдос» - Режим доступа: eidos. ru/journal/2006/0505.htm

3. Ткачева, Т.М. Формирование и развитие профессиональных компетенций инженера: психолого-дидактическое обоснование: учеб. пособие / Т.М. Ткачева. - М., МАДИ. 2011. - 119 с.3

4. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и др

5. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты//Интернет-журнал «Эйдос»- Режим доступа: eidos.ru/journal/2002/0423.htm.

6. Захлебный, А.Н., Дзятковская, Е.Н. Развитие общего экологического образования в россии на современном этапе- Режим доступа: http://www.rus-stat.ru/stat/687POM2008_144-170_Zakhlebny.pdf.

Просмотров работы: 2893