СОСТАВЛЯЮЩИЕ КОМПОНЕНТЫ ВИЗУАЛЬНОЙ ЭСТЕТИКИ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ КАК ОТРАЖЕНИЕ КРЕАТИВНОГО ПОДХОДА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СОСТАВЛЯЮЩИЕ КОМПОНЕНТЫ ВИЗУАЛЬНОЙ ЭСТЕТИКИ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ КАК ОТРАЖЕНИЕ КРЕАТИВНОГО ПОДХОДА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация. В статье рассматриваются роль, функция и составляющие компоненты визуальной эстетики в учебном заведении с позиции креативного подхода. Современный рейтинг учебных вузов России обязывает обратить внимание на дизайн внутренних помещений, на информацию разного уровня, которая предлагается студентам. По многим параметрам, информационная панорама не соответствует самопрезентации вузов на городском и федеральном уровнях.

Ключевые слова.Визуальная эстетика, коммуникативный дизайн учебного заведения, информационный стенд, креативный подход.

Важным фактором эстетического и информационного воздействия на личность студента мы определяем визуальную эстетику учебного заведения.

Несомненно, что очень сложно учебным заведениям, которые не имеют своего помещения и вынуждены преобразовывать типовое многоэтажное здание. В процессе подготовки материала было выявлено, что в московских вузах дизайнеров такого квалификационного профиля не готовят. В результате каждый руководитель учебного заведения, опираясь на «вкус и контакты проректора по хозяйственной части», решает этот вопрос самостоятельно. Выигрывают вузы, где есть кафедры дизайна. На основе просмотров студенческих проектов появляются планы о модернизации холлов, вестибюлей, галерей. Но часто планы так и не реализуются. Идеи дизайнеров остаются на планшетах и дряхлеют вместе с авторами и педагогами.

Молодым людям, пересевшим из учебного класса школы в учебную аудиторию вуза, в первые месяцы трепетно хочется что-то сделать своими руками, показать свои неординарные способности. Но суровая «инструментально-технологическая муштра» в виде выполнения практических заданий к концу первой сессии выветривает фантастические идеи. «И лихой молодой скакун чутко реагирует на узду и стремена».

Эмпирический анализ показывает, что во многих вузах установился определенный стандарт своеобразной «стендовой культуры» в виде информационных стендов, которые украшают стены коридоров. Есть и фирмы, которые специализируются по изготовлению стендов с «пластиковыми окошками». Есть кафедры и факультеты, которые просто крепят листки формата А-4 на доску объявлений. Разобраться в таком калейдоскопе очень сложно, как студентам, так и педагогам. Тем более, если студент имеет слабое зрение – такой вариант информации ему просто недоступен. Листки висят унылым символом равнодушия. На родителей и абитуриентов, увы, такие стенды впечатления не производят.

Современный рейтинг учебных вузов России обязывает обратить внимание на дизайн внутренних помещений, на информацию разного уровня, которая предлагается студентам. Сегодня по многим параметрам информационная «квази-культура» не соответствует самопрезентации вузов на городском и федеральном уровнях.

На наш взгляд, в стандартных учебных коридорах важно сформировать средовое пространство, где каждый квадратный метр будет насыщен наукой, культурой, достижениями педагогов и студентов.

В наших статьях ранее уже рассмотрены вопросы: о креативности коммуникативных технологиях в сфере региональной индустрии [6]; роль речевых коммуникаций у дизайнеров: этикет делового общения и эстетика формулировок [7]; графический дизайн и мультимедиа: особенности синтеза и комбинаторики смыслового и визуального восприятия [8]; эстетическое воспитание молодежи в ВУЗе; художественно-эстетическое воспитание студентов в вузе [9]; размышление об эстетическом воспитании [10].

Появление новых образовательных модулей обучения, стратегий обуславливает поиск новых смысловых и созидательных предложений. В этой связи обратимся к актуальной креативной сфере образовательной деятельности и проблематике её освещения в информационных сетевых и визуальных форматах.

Ретроспекция по теме креатива. Креатив как форма творческой деятельности появляется в контексте постмодернизма. В середине прошлого столетия мы все были свидетелями, как наступило время отторжения постулатов, формальных методов, свобода действия стала витать, как неуправляемый воздушный поток. Надо отметить, что находила место приземления свобода действия в самых реальных поступках людей разного возраста. К сожалению, поступки и поведение не всегда были нацелены на созидательные проекты деятельности.

В последние годы креатив, как подход к деятельности, начал принимать конкретные смысловые и понятийные формы. Появились научные рефераты, кандидатские диссертации.

Мы провели обзорный анализ и назовем некоторые направления исследований: креативные технологии популяризации науки и техники в музее; креативные педагогические технологии музыкального образования дошкольников [2]; креатив в рекламе; креативные игровые технологии обучения; креативные технологии формирования продюсерских компетенций; технологии креативного развития студентов технических вузов; теоретико-методологические основы креативных технологий в сервисе [1]; креативные технологии управления проектами университета [3].

Появились центры креативных технологий, проводятся научные семинары. Как видим, креатив и технологии воспроизводства креативной деятельности достаточно быстро нашли единомышленников и адаптировались в российском обществе.

Уже определены группы ученых, как российских, так и зарубежных, занимающихся исследованиями креативных характеристик личности, направлений креативности на основе сопряжения смежных наук. Так, теоретико-методологические основания креативных технологий нашли обоснование в сервисе. «Креативные технологии, основанные на использовании креативных идей, нестандартного мышления, метода парадоксов, «сознательного бреда», необычных ассоциаций, символов, метафор, смены перспектив, методов бренд-манифеста, мозгового штурма, пинг-понга и другие могут присутствовать практически во всех направлениях сервиса» [1].

В западных странах все инновационные тенденции формируют корпус совершенно новых технологий (High-humу) опережающего воздействия на рынок, адекватных реалиям информационного общества в противовес High-tech. Креативные технологии High-humу отличаются изменчивостью и адаптивностью к условиям среды.

Креативность – интегративное качество психики человека, которое обеспечивает продуктивные преобразования в деятельности личности. Причем, креативная личность отличается от других людей целым рядом особенностей: когнитивных (высокая чувствительность к субсенсорным раздражителям; способность воспринимать явления в определенной системе; память на редкие события; развитые воображение и фантазия; развитое дивергентное мышление как стратегия обобщения множества решений одной задачи и др.); эмоциональных (высокая эмоциональная возбудимость); мотивационных (потребность в понимании, исследовании, самовыражении и самоутверждении, потребность в автономии и независимости); коммуникативных (инициативность, склонность к лидерству, спонтанность)» [1].Креативные технологии управления проектами университета рассмотрел в своей работе Оводенко А.

Лишь самый поверхностный обзор работ показывает, насколько важно сформировать у студентов правильное понимание новой формы самовыражения «креативное поведение», «креативное отношение к выполнению практического задания». В этой связи мы обращаем внимание на необходимость привлечения студентов-дизайнеров к разработке новых проектов для функциональной информационной среды в учебном заведении, с точки зрения актуальности, оперативности, информационной эстетики, стилевого единства. Именно дизайнерам-графикам, дизайнерам среды понятен коммуникативный язык рекламного и информационного сообщения. Студенческие проекты - это нескончаемый приток свежих мыслей, оригинальных предложений.

Вывод. В нашей статье мы лишь поверхностно коснулись этой актуальной для учебных заведений темы. Время ставит перед нами, педагогами, задачу оперативного реагирования на новые смыслы жизнедеятельности творческих людей.

Литература

  1. Коноплева Н.А., Метляева Т.В., Ткаченко Е.В., Карабанова С.Ф. Теоретико-методологические основания креативных технологий в сервисе. Статья. //Международный научно-исследовательский журнал. 2013. Раздел «культурология». ISSN 2227-6017. ПИ № ФС 77 – 51217.

  2. Костина Э.П. Креативная педагогическая технология музыкального образования у дошкольников. Реферат. Научный руководитель Т.И. Бакланова. – М.: РГГУ. 2010.

  3. Оводенко А. Креативные технологии управления проектами университета: Монография. – М.: изд-во ГУАП, 2010. – 344 с.

  4. Ткалич С.К., Фазылзянова Г.И. Российский дизайн: этнохудожественный и графический контент: коллективная монография. Институт искусств и креативных технологий. – М.: РИЦ МГГУ имени М.А. Шолохова. 2014. – 101с.

  5. Ткалич С.К. Функция информационной эстетики в контексте научно-исследовательской деятельности в магистратуре. Статья.//Вестник МГГУ имени М.А. Шолохова. № 4. 2013. – С. 66-72. РИНЦ

  6. Ткалич С.К., Ушкова Н.В. К вопросу о креативности коммуникативных технологиях в сфере региональной индустрии (тезисы). Статья. // Современные тенденции развития коммуникативных технологий. Международная научно-практическая конференция. – Саратов: СГТУ им. Ю.А.Гагарина, 2014.

  7. Ушкова Н.В. Роль речевых коммуникаций у дизайнеров: этикет делового общения и эстетика формулировок. Вестник МГГУ им. М.А.Шолохова. № 4. 2014.

  8. Ушкова Н.В. Эстетическое воспитание молодежи в ВУЗе. Материалы V Международной научно-практической конференции «Образование. Наука. Культура»: сборник научных статей./Под общ. ред.проф. Б.В.Илькевича. отв.ред.Н.В.Соловьёва. Гжель: ГГХПИ, 2014.- с. 353-354.

  9. Ушкова Н.В. Художественно-эстетическое воспитание студентов в вузе. Молодой ученый. 2013. №10. – С. 544-545.

  10. Фазылзянова Г.И. Креативные аспекты качества профессиональной подготовки специалистов социокультурной сферы // Художественно-педагогическое образование XXI века: анализ состояния и стратегия повышения качества. Международная научно-практическая конференция.– Урал: УГПУ, 2009. – С. 36-41.

Просмотров работы: 1284