Особенностью современного этапа развития России является изменение ориентиров и требований к дошкольному образованию как ее первому уровню. Современная система дошкольного образования характеризуется расширением спектра применяемых педагогических технологий, широким распространением инновационной и экспериментальной деятельности. Одной из целей Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155) является обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования [5, с. 2], в связи с чем возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленного на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей. А это в свою очередь предполагает изменение управления методической работой в дошкольном образовательном учреждении.
В настоящее время, когда существует проблема формирования педагога инновационного дошкольного учреждения, обладающего компетентностью, креативностью, готовностью к использованию и созданию инноваций, умению вести опытно-экспериментальную работу – инновационная методическая работа должна занимать особое место в системе управления дошкольным учреждением.
Инновационная методическая работа – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта система взаимосвязанных мер, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого воспитателя и коллектива в целом, ориентированная на овладение педагогами новыми, инновационными способами профессиональной деятельности. [1,3]
В целом есть основания утверждать, что развитие инновационной деятельности – одно из важных направлений в дошкольном образовании.
В настоящее время можно выделить ряд общественных тенденций, способных привести к рождению инноваций:
Требования гуманизации образовательного процесса.
Высокий уровень требований к качеству образования и развитию детей в связи с внедрением ФГОС.
Ориентация на культурно-нравственные ценности.
Конкурентные отношения между образовательными учреждениями.
Активное реагирование на многообразие интересов и потребностей детей и их родителей.
Большие потенциальные возможности, выражающиеся в инновационной образовательной инициативе педагогов [6].
Инновационное развитие встречает ряд трудностей. Сюда можно отнести увеличение сложности труда, расширение круга должностных обязанностей, недостаточное ресурсное обеспечение для внедрения инноваций, слабые материальное и моральное стимулирование. Но наряду с трудностями выделяются и позитивные факторы: рост профессионального мастерства, формирование способности к профессиональной рефлексии.
Инновационная деятельность изменяет традиционную управленческую систему и во главу угла ставит педагога и воспитанников, руководителей образовательных учреждений, их профессиональные запросы и потребности. Движущей силой развития дошкольного учреждения становится творческий потенциал педагогов: их профессиональный рост, отношение к работе, способности выявить потенциальные возможности своих воспитанников.
Трактуя инновационную методическую работу как часть профессионально-педагогической, управленческой деятельности, следует опираться на следующие её отличительные особенности (В. П. Дуброва, Е. П. Милашевич):
обеспечение работы учреждения в режиме развития;
отбор содержания методической работы, обеспечивающего личностное развитие ребенка дошкольного возраста, его самораскрытие;
обеспечение индивидуального и дифференцированного подходов к каждому педагогу в зависимости от его профессиональной компетентности;
обеспечение информированности педагогов об инновационных фактах и явлениях и организации их экспертизы;
обеспечение дополнительных образовательных услуг в плане развертывания содержания дошкольного образования по направлениям инновационной деятельности;
оснащение педагогов способами профессионально-педагогической деятельности, обеспечивающими эффективное воздействие на личностное развитие ребенка;
обеспечение непрерывности инновационной поисковой, исследовательской деятельности педагогов [1].
Основная цель управления инновационной методической работой – эффективное и планомерное использование сил, средств, времени и людских ресурсов для достижения оптимального результата.
Современные авторы, которые занимались методической работой (К.Ю. Белая, Т.И. Шамова, Л.П. Ильенко) выделяли пять компонентов управленческой инновационной деятельности, без которых не построить инновационный процесс: диагностический, проектировочный, конструктивный, организаторский и коммуникативный.
Актуализация названных 5 компонентов обеспечивает оптимальное управление инновационной методической работой, которое должно быть направлено:
на создание благоприятных условий и обеспечение методической деятельности педагогов ДОУ;
кадровое обеспечение (обеспечение повышения образованности педагогов, их профессиональной компетентности, уровня их профессионального мастерства);
информационное обеспечение инновационных процессов;
инструктивно-методическое и нормативно-правовое обеспечение инновационной методической работы;
учебно-методическое обеспечение самого процесса инновационной педагогической деятельности.
Организуя процесс управления инновационной деятельностью, необходимо также определить основные приоритеты направления: информационное, диагностико-прогностическое, повышение квалификации или содержания образования. Когда будут учитываться все компоненты методической работы, тогда образовательное учреждение будет переходить в режим инновационного развития. Он предполагает использование современных образовательных комплексных программ, технологий и методов, таких, например, как проектный метод, метод наглядного моделирования, развивающее обучение, метод поисковой деятельности, работу в рамках единого образовательного пространства на основе различных методов планирования, в том числе блочно-тематического, календарного с развернутыми конспектами, сквозного и др. ДОУ работает в условиях трансформации образовательной и информационной среды, гибкого вариативного режима работы, новых педагогических приемов работы, например педагогического сотворчества (проведение занятий одновременно несколькими педагогами и воспитателями). Используемые в образовательном процессе инновации должны соответствовать насущным потребностям и возможностям ДОУ, удовлетворять всех участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов), способствовать достижению качественных, устойчивых и высоких показателей развития детей по ведущим направлениям. По мнению К.Ю. Белой, П.Н, Лосева можно предложить следующие критерии оценки качества инновационной методической работы: актуальность, инновационность, апробированность в условиях ДОУ, методическая и дидактическая обеспеченность [4].
Подготовка заведующих, старших воспитателей к инновационной деятельности эффективна, если она разворачивается в адекватных учебных формах и решает две взаимосвязанные задачи: формирование инновационной готовности к восприятию новшества и обучение умениям действовать по-новому.
Таким образом, реформирование дошкольного образования с целью более полного удовлетворения запросов родителей и интересов детей предъявляет новые требования к ДОУ. Внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования. Инновационная деятельность – процесс, который развивается по определенным этапам и позволяет учреждению перейти на более качественную ступень развития при создании, разработке, освоении, использованию и распространению новшеств (новых методов, методики, технологии, программы). Развитие ДОУ, переход в новое качественное состояние не может осуществляться иначе, чем через освоение новшеств.
Поэтому цель управления инновационными процессами в ДОУ, которая возлагается на заведующего и методиста, заключается в обеспечении реализации инновационных стратегий, функционирования инновационных структурных подразделений и всего педагогического коллектива для достижения высокой эффективности образования и повышения его качества.
Список использованной литературы:
Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование, формы и методы. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
Виноградова Н.А., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы: методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2009.
Лосев П.Н. Управление методической работой в современном ДОУ. - М. 2005. с.-152.
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384).
Яковлева, Г. В. Условия эффективности инновационной методической работы в дошкольном образовательном учреждении: — Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 12, № 5, 2010.