ИССЛЕДОВАНИЕ ОБГОРЕВШИХ ОСТАТКОВ ЛЮМИННЕСЦЕНТНОГО СВЕТИЛЬНИКА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИССЛЕДОВАНИЕ ОБГОРЕВШИХ ОСТАТКОВ ЛЮМИННЕСЦЕНТНОГО СВЕТИЛЬНИКА

Атапин Н.И. 1, Паршина А.П. 1
1Воронежский ГАСУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Пожары в России – это национальное бедствие. В пожаре гибнут люди, огнем уничтожаются произведенные человеком материальные ценности. Поэтому одним из важнейших компонентов социальной, экологической и экономической безопасности является пожарная безопасность, предполагающая состояние защищенности личности, имущества, общества и государства в целом. Как правило, пожар возникает в результате определенных деяний (как действия, так и бездействия) человека, поэтому отработка версий о причине пожара, проводимая в ходе расследования, должна включать научно обоснованные выводы о том, кто, когда, как, каким образом и посредством каких технических средств инициировал горение, как развивался пожар и чем обусловлены его последствия.

Сложность проведения экспертных действий при расследовании пожаров, заключается в специфике самого явления пожара. В процессе развития и тушения пожара информация, позволяющая определить причину пожара, может быть уничтожена. Это обстоятельство объясняет необходимость полного, всестороннего исследования места пожара и систематизации накопленных теоретических и практических знаний о природе пожара.

Согласно статистическим данным в 2013 г. в России произошло 153 208 пожаров, погибли 10 560 человек и получили травмы 11 101 человек. Прямой материальный ущерб от пожаров составил 13 732 395 00 рублей. При этом нарушение правил эксплуатации электрооборудования и бытовых электроприборов привело в 2013 г. к возникновению 40 344 пожаров, повлекших причинение прямого материального ущерба в размере 4 467 663 000 рублей.

Возникновение аварийного режима внутри люминесцентного светильника, достаточно часто становится причиной пожара. Наибольшую опасность возникновения пожара представляет работа в аварийном режиме пускорегулирующей аппаратуры (ПРА) (рис. 1).

Рис. 1 Люминесцентный светильник: 1-люминесцентная лампа, 2- корпус светильника, 3- монтажное отверстие, 4-дроссель, 5- электромонтажная коробка, 6-конденсатор, 7-стартер.

Дроссель представляет собой некоторый объем горючей среды (компаунд, заливочная масса), в которую помещен потенциальный источник зажигания - нагретый обмоточный провод. Из-за перегрева, старения изоляции, вследствие некачественного изготовления в дросселе со временем могут происходить замыкания части витков. Замыкание уже семи витков (т.е. всего около 1 % от общего их количества) приводит к перегреву дросселя до критической температуры, при которой начинаются необратимые тепловые процессы. Наиболее вероятно воспламенение дросселя, как показал эксперимент, при замыкании 78 витков (11,7% от общей численности) [1].

Выявление причастности люминесцентных светильников к возникновению пожара проводится в основном визуальным осмотром светильников в целом и более детально - отдельных их элементов (ПРА).

Прежде всего, необходимо оценить состояние светильников в очаге и вне очаговой зоны. Светильникам, работавшим в аварийном режиме свойственны ярко выраженные термические поражения. В случае, если он имеет парные элементы (два дросселя, два кондексатора и т.д.) то деформация корпуса, обгорание краски обычно более сильно выражены в зоне установки аварийного дросселя.

Если в дросселе сохранилась заливочная масса, то он, наверняка, не причастен к возникновению пожара. При отсутствии заливочной массы дроссель визуально исследуется на предмет выявления межвитковых замыканий (в лабораторных условиях).

При визуальном осмотре обгоревших остатков люминесцентного светильника ЛСП/РЕ/НВ 0204 ставшего причиной возникновения пожара было обнаружено: в состав светильника входят термопластичные полимерные материалы, о чем свидетельствует и технический паспорт изделия. Как известно данный вид полимерного материала при термическом воздействии размягчается, течет, пенится и горит. Так же при визуальном осмотре было выявлено наиболее вероятное место возникновения аварийного режима работы электроприбора – это один из 2х дросселей закреплённых непосредственно на корпусе светильника и соединённые проводами с 2-мя стартерами (рис. 1а).

Рис. 1 Визуальные признаки работы дросселя в аварийном режиме работы: а) – внешний вид обгоревшего дросселя; б) – изменение цвета лакокрасочного покрытия в области дросселя.

Данный дроссель находится в правой части светильника, о том что именно он стал очагом пожара свидетельствуют полностью выгоревшие контакты и соединения проводов (рис. 1а), изменение цвета лакокрасочного покрытия металла в этой области (рис. 1б).

Осмотром стартеров установлено, что их корпуса имеют следы термического воздействия (рис. 2). При этом снаружи корпус стартера не поврежден.

Рис. 2 Внешний вид стартера

Таким образом, делаем вывод что причиной воспламенения светильника стал аварийный режим работы возникший внутри корпуса стартера что в последствии и привело к перегреву витков в дросселе что в свою очередь привело к возгоранию легковоспламеняющихся материалов как внутри светильника так и в непосредственной близости от него.

Реактопласты, обнаруженные на корпусе светильника (рис. 3) свидетельствуют о том, что примерная температура горения на тот момент составляла более 60 градусов Цельсия. Лакокрасочное покрытие листового металла входящего в состав светильника так же подверглось термическому воздействию и изменило цвет с белого на бледно жёлтый (рис. 1б). Внутри корпуса стартера были обнаружены следы термического воздействия в виде копоти на внутренней стенке корпуса. Замыкание в дросселе всего около 1% витков приводит к перегреву до критической температуры, при которой начинаются необратимые тепловые процессы, которые могут привести к загоранию.

При длительном сваривании контактов стартера температура увеличивается в несколько раз за счёт увеличения работы тока, что и может привести к проплавлению корпуса и воспламенению материалов находящихся поблизости от стартера.

Таким образом, предварительной причиной пожара является аварийный режим работы пускорегулирующей аппаратуры, расположенной в правой части люминесцентного светильника. Для подтверждения данной версии и уточнения причастности к возникновению пожара стартера или дросселя необходимо проведение лабораторных исследований.

Просмотров работы: 2425