ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ И СТОПЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ И СТОПЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Гаврильева А.В. 1, Андреева Л.Д. 1
1Северо-Восточный федеральный университет имени М.К.Аммосова,Педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Одной из актуальных задач физического воспитания дошкольников является правильное формирование опорно-двигательного аппарата, а также профилактика возможных нарушений.

В настоящее время проблема профилактики нарушений осанки и стопы у детей дошкольного возраста приобрела особую актуальность. Это обусловлено, прежде всего, наличием большого числа дошкольников с различными отклонениями в состоянии здоровья. В связи с этим возрастает значение организации работы профилактической направленности непосредственно в условиях дошкольного образовательного учреждения, где имеется возможность обеспечить своевременность и регулярность профилактических мероприятий. Педагоги образовательных учреждений должны способствовать правильному формированию опорно-двигательного аппарата у детей и обращать внимание на самые незначительные отклонения в его развитии в целом, осанки и стопы в частности. Как отмечает М.Д. Маханева, необходимо помнить, что у детей обычно эти нарушения развивается медленно, поэтому с целью предупреждения развития более тяжелых отклонений рекомендуется применять своевременные меры профилактики [24, с. 94]. Данная проблема в настоящее время разработана недостаточно и востребована на практике.

Объект исследования - профилактика нарушений осанки и стопы у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования - лечебная физкультура как форма профилактики нарушений осанки и стопы у старших дошкольников.

Цель исследования - выявить форму успешной профилактики нарушений осанки и стопы у старших дошкольников.

Гипотеза исследования. Профилактика нарушений осанки и стопы у детей старшего дошкольного возраста будет осуществляться более эффективно, если:

- организуется здоровьесберегающая развивающая среда;

- система физкультурно-оздоровительной работы включает методы оздоровления посредством лечебной физкультуры.

Задачи исследования:

1. Теоретически обосновать проблему нарушений физическогоздоровья у детей;

  1. Определить основные формы профилактики нарушений осанки и стопы у старших дошкольников;

  2. Разработать методическое пособие по профилактике нарушений осанки и стопы у детей старшего дошкольного возраста.

Методологической основой исследования являются работы В.Г. Алямовской, Л.Д. Глазыриной, Б.Б. Егорова, Ю.Ф. Змановского, А.В. Кенеман, В.Т. Кудрявцева, З.С. Макаровой, М.Д. Маханевой и др., труды МЛ Асташиной, Г.П. Лесковой, В.Д. Сонькина, О.Н. Моргуновой и др. о профилактике нарушений физического здоровья у детей дошкольного возраста.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, тестирование, педагогический эксперимент, сравнительный анализ.

Новизна и теоретическая значимость исследования заключается в обосновании причин нарушений в физическом здоровье у детей.

Практическая значимость исследования связана с разработкой методического пособия по профилактике нарушений осанки и стопы у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.

Опытно-экспериментальная база исследования: МБ ДОУ ЦРР д/с № 7 «Сказка» с. Верхневилюйск Верхневилюйского улуса Республики Саха (Якутия).

Структура исследования: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА

1.1. Характеристика нарушений в физическом развитии детей

дошкольного возраста

Психофизическое развитие, как один из основных критериев здоровья, характеризуется интенсификацией ростовых процессов и их замедлением, наступлением половой зрелости и формирования дефинитивных размеров тела, тесно связано с адаптационным резервом детского организма, расходуемым на достаточно длительном отрезке времени [5, с. 24].

В научном плане, физическое развитие понимается как комплекс морфофункциональных свойств, определяющих запас физических сил организма. Исходя из этого, физическое развитие выступает как интегральный итог воздействия на организм факторов окружающей среды, отражающий комфортность его существования в этой среде. Причем, в понятие окружающей среды, бесспорно, вкладываются и социальные факторы, объединяемые понятием «образ жизни» индивидуума. Физическое развитие детей определяет общие закономерности роста и развития организма: чем моложе детский организм, тем интенсивнее протекают в нем процессы роста и развития [6, с. 41].

Дошкольный возраст имеет непреходящее значение для последующего психического развития. Возраст от 3 до 7 лет, отличается более медленным, чем в преддошкольном возрасте, темпом роста ребенка. Годичные прибавки роста составляют в среднем 5-8 см, веса - около 2 кг. Пропорции тела заметно меняются. К 6-7 годам голова составляет лишь 1/6 длины тела. В результате неравномерного роста головы, туловища и конечностей происходит перемещение средней точки длины тела. В этом возрасте в связи с дальнейшим развитием двигательной функции продолжается интенсивное формирование опорно-двигательного аппарата [38, с. 14].

Благодаря дальнейшему развитию мышечной ткани дети способны выполнять разнообразные физические упражнения, требующие хорошей координации движений; они овладевают умением быстро бегать и прыгать, свободно ходить по ступеням. Как отмечает Э.Я. Степаненкова, увеличение числа детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата определяет необходимость поиска эффективных путей их профилактики в условиях детского сада [30, с. 64].

Нарушения осанки представляют собой одну из наиболее актуальных проблем современной теории физического воспитания. Для формирования нарушения осанки достаточно минимального изменения тонуса мышц. Нарушение осанки у ребенка дошкольного возраста чаще всего развивается из-за слабости мышечного корсета и длительного пребывания в неправильных, порочных позах, которые ребенок принимает в положении сидя, стоя, лежа, при ходьбе, во время игр, при различных видах деятельности. У детей с таким нарушением осанки напряжены и укорочены разгибатели туловища в поясничном и грудном отделах, подвздошно-поясничные мышцы. Наиболее значительно ослаблены мышцы брюшного пресса и ягодиц [30; 31].

Чаще всего у дошкольников встречаются такие нарушения осанки: сутулость, плоская спина, плосковогнутая спина, тотальный кифоз (круглая спина), кругловогнутая спина. Во фронтальной плоскости отмечают асимметричную осанку, при которой отмечается смещение остистых отростков от вертикальной линии.

Сутулость - нарушение осанки, в основе которого лежит увеличение грудного кифоза с одновременным уменьшением поясничного лордоза. Шейный лордоз укорочен и углублен вследствие того, что грудной кифоз распространяется до уровня 4-5 шейных позвонков. Надплечья приподняты. Плечевые суставы приведены. Сутулость часто сочетается с крыловидными лопатками 1 и 2 степени, когда нижние углы или внутренние края лопаток отстают от грудной стенки.

У сутулых детей укорочены и напряжены верхние фиксаторы лопаток, большая и малая грудные мышцы, разгибатели шеи на уровне шейного лордоза. Длина разгибателя туловища в грудном отделе, нижних, а иногда и средних фиксаторов лопаток, мышц брюшного пресса, ягодичных, напротив, увеличена. Живот выступает [27, с. 44].

Плоская спина - нарушение осанки, характеризующееся уменьшением всех физиологических изгибов позвоночника, в первую очередь -поясничного лордоза и уменьшением угла наклона таза. Вследствие уменьшения грудного кифоза грудная клетка смещена вперед. Нижняя часть живота выступает. Лопатки часто крыловидны. Это нарушение осанки наиболее резко снижает рессорную функцию позвоночника, что отрицательно сказывается на состоянии центральной нервной системы при беге, прыжках и других резких перемещениях, вызывая ее сотрясение и микротравматизацию.

Круглая спина (тотальный кифоз) - нарушение осанки, связанное со значительным увеличением трудного кифоза и отсутствием поясничного лордоза. Шейный отдел позвоночника частично, а у дошкольников бывает и полностью кифозирован. Для компенсации отклонения проекции общего центра масс кзади дети стоят и ходят на слегка согнутых ногах. Угол наклона таза уменьшен, и это тоже способствует сгибательной установке бедра относительно средней линии тела. Голова наклонена вперед, надплечья приподняты, плечевые суставы приведены, грудь западает, руки свисают чуть впереди туловища. Круглая спина часто сочетается с крыловидными лопатками 2 степени [32, с. 46].

Кругловогнутая спина - нарушение осанки, состоящее в увеличении всех физиологических изгибов позвоночника. Угол наклона таза увеличен. Ноги слегка согнуты или в положении легкого переразгибания в коленных суставах. Передняя брюшная стенка перерастянута, живот выступает, либо даже свисает. Надплечья приподняты, плечевые суставы приведены, голова бывает выдвинута вперед от средней линии тела.

В дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного развития, ее формирование еще не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных функциональных отклонений.

Стопа - самый нижний отдел нижней конечности, состоящая из непосредственно соприкасающейся с поверхностью земли ступни, и противоположной ей верхней стороны, называемой тыльной стороной стопы. Стопа в целом имеет сводчатую конструкцию, не неподвижную, а благодаря сочленениям обладающую гибкостью и эластичностью.

Мышцы стопы, которые играют важную роль в укреплении сводов стопы, относительно слабо развиты. Объем движений детской стопы больше, чем взрослой, вследствие большей эластичности мышечно-связочного аппарата, поэтому детская стопа менее приспособлена к статическим нагрузкам. Длительная и чрезмерная нагрузка ведет к переутомлению мышц и стойкому опущению сводов. Поэтому в дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного развития, ее формирование еще не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных функциональных отклонений.

Нарушения стопы - собирательный термин, характеризующий количественные и качественные нарушения параметров опорно-двигательной системы нижних конечностей человека, вызывающих дискомфорт, боль, кожные и сосудистые нарушения стопы [22, с. 12].

Плоскостопие - это деформация стопы, при которой происходит уплощение ее свода. Плоскостопие рассматривается как нарушение функций стопы, которое внешне проявляется в опущении сводов стопы, что вызвано ослаблением мышц и растяжением ее связок [25, с. 64].

Различают следующие виды плоскостопия:

  • поперечное, когда уплощение расположено на поперечном своде стопы,

  • продольное - при уплощении продольного свода стопы,

- комбинированное - сочетание поперечного и продольного. Основной причиной развития плоскостопия является слабость мышц и

связочного аппарата, принимающих участие в поддержании свода, но причиной плоскостопия может стать и тесная обувь, особенно с узким носком или высоким каблуком, толстой подошвой, так как она лишает стопу её естественной гибкости [22, с. 29].

Заметить плоскостопие 1 степени для человека затруднительно: немного больше устают к вечеру ноги, иногда отекают лодыжки. Но небольшой недуг прогрессирует и постепенно переходит в плоскостопие 2 степени: боли в стопах становятся постоянными, сильными и поднимаются уже до колена. Плоскостопие 3 степени - самый сложный случай: боль в стопах, голенях, коленях, частые отеки лодыжек, ходьба вызывает сильные мучения, значительно снижается трудоспособность, бывают головные и поясничные боли [25, с. 45].

Для диагностики плоскостопия у детей можно использовать один из основных методов: намазать стопы ребенка краской (или любым не вредным красителем) и поставить малыша на чистый лист бумаги. Если отпечаток свода стопы широкий, если нагрузка приходится на среднюю часть стопы, то это свидетельствует о плоскостопии. Также стоит обратить внимание на походку ребенка. Поводом для беспокойства является выкручивание носков наружу и вгибание стоп вовнутрь.

Таким образом, нарушения осанки и стопы у детей дошкольного возраста тормозят развитие двигательных навыков, поэтому у них невысокая моторная активность, оптико-пространственное недоразвитие, общая медлительность, повышенная утомляемость и истощаемость. Профилактику нарушений осанки и стопы у детей в дошкольном учреждении лучше осуществлять на занятиях по лечебной физкультуре.

1.2. Методы лечебной физкультуры в дошкольном образовательном

учреждении

В то же время, всем известно, что важным фактором, оказывающим разностороннее влияние на укрепление детского организма, является физическая культура. В условиях реализации школьной реформы особенно актуальными задачами являются привитие детям уже с дошкольного возраста стойкого интереса к занятиям физическими упражнениями, обучение их доступным двигательным умениям. Во время полученные детьми знания о двигательных потребностях организма помогут их научить соотносить свои желания со своими истинными возможностями, повлечь к переоценке собственных физических сил [14, с. 29].

Движение - это путь не только к здоровью, средство профилактики его нарушений, но и путь к развитию интеллекта детей дошкольного возраста. Движение, особенно пальцев рук, способствует развитию и совершенствованию речевого аппарата ребенка, стимулирует развитие центральной нервной системы и, соответственно, всех познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия).

Для профилактики нарушений физического здоровья особенно полезны лечебные физические упражнения.

Большая распространенность нарушений осанки потребовала применения в ДОУ лечебной физкультуры.

По данным Ю.Ф. Змановского, причины, определившие внедрение и реализацию лечебной физкультуры в дошкольные учреждения, многообразны:

- резкое ухудшение здоровья новорожденных и, как следствие, детей дошкольного возраста;

ухудшение экологической обстановки, вызвавшее снижение иммунобиологической реакции ребенка, и более частные причины, в том числе занятость родителей;

  • строгий режим работы поликлиник и кабинетов ЛФК, удаленность их от места проживания детей, нуждающихся в лечении [16, с. 19].

В детских садах есть условия (режим дня, материально-техническая база, кадры), необходимые для своевременной профилактики нарушений осанки и стопы.

Предметно-пространственная среда, созданная в ДОУ, позволяет каждому ребёнку проявлять свои потребности и способности. В каждом групповом помещении должны быть организованы зоны двигательной активности с различным физкультурным оборудованием, в ДОУ -спортивные площадки, прогулочные участки и веранды с игровым оборудованием. Работа по устранению нарушений осанки и стопы учитывает два направления: коррекция и профилактика. Основной формы профилактической работы в ДОУ является лечебная физкультура.

Лечебная физкультура в ДОУ дает возможность:

  • оказывать общеукрепляющее воздействие на организм ребенка;

осуществлять своевременную профилактику и коррекцию имеющегося у дошкольников патологического и предпатологического состояния;

  • формировать и закреплять навыки правильной осанки и стопы;

- повышать неспецифическую сопротивляемость организма [14, с. 55]. Своевременное воздействие на формирующуюся осанку и стопу

в период дошкольного возраста очень важно.

Чем раньше начнется профилактика различных видов нарушения осанки и стопы, тем больше вероятность того, что в школе у ребенка не возникнет проблем с повышенной утомляемостью, головными болями и болями в мышцах. Проведение лечебной физкультуры с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии осанки и стопы, требует знания некоторых специфических особенностей ребенка этой категории. У детей с нарушением осанки или стопы довольно часто наблюдаются предрасположенность к болезням опорно-двигательного аппарата. Довольно часто можно обнаружить искривление шейных позвонков [15, с. 31].

Один комплекс гимнастики дети выполняют в течение месяца. Чтобы повысить физическую нагрузку и поддержать у детей интерес к упражнениям лечебной физкультуры, через несколько дней допускается усложнение упражнений, изменение темпа их выполнения, увеличение количества повторений, замена образов, которым дети подражают, и др.

Правильное выполнение лечебных физических упражнений положительно влияет на развитие мышц, связок, суставов, костного аппарата. Например, ребенок, научившись правильно метать на дальность способом «из-за спины через плечо», выполняет замах и бросок с большей амплитудой движения туловища, ног, рук, что способствует лучшему развитию соответствующих мышц, связок и суставов.

Посредством использования лечебной физкультуры у дошкольника создается возможность выбора собственного поведения, которое становится внеситуативным, автономным от взрослого, теряет непосредственность. Ребенок, подчиняясь нормам и правилам, поступает не так, как хочет, а так, как надо, преодолевая сиюминутные желания.

Преодоление ситуативных воздействий, возникновение у детей дошкольного возраста под влиянием лечебной физкультуры способности руководствоваться внутренними регуляторами - это путь развития произвольности. Главными ее показателями выступают, по мнению Ю.Ф. Змановского, М.Ю. Картушиной, А.В. Кенеман, осознанность и опосредованность. Опосредование обеспечивается, прежде всего, речью, когда она превращается из внешней во внутреннюю, начинает выполнять планирующую функцию, предварять деятельность [16; 18].

Физические упражнения, применяемые в ЛФК, делятся на гимнастические, спортивно-прикладные и игры. Используются физические упражнения, выгибающие корпус, укрепляющие мышцы спины, увеличивающие подвижность позвоночника в грудном отделе и «вытягивающие» его, формирующие правильную осанку [24, с. 42].

При подборе специальных упражнений нужно иметь в виду тенденцию к замещению, когда более сильная мышца, участвующая в создании дефекта осанки, в ходе упражнения выполняет функцию более слабой. Так, при попытке укрепления мышц брюшного пресса с целью уменьшения поясничного лордоза и угла наклона таза часто используют подъем нижних конечностей из положения лежа на спине. Функцию сгибания конечностей вместо ослабленных мышц брюшного пресса берет на себя подвздошно-поясничная мышца, работа которой способствует увеличению поясничного лордоза и угла наклона таза.

Комплексы лечебной физкультуры для коррекции нарушения осанки у детей дошкольного возраста в детском саду составляют из упражнений, освоенных детьми на физкультурных занятиях: знакомые упражнения выполняются более правильно и это повышает эффективность их влияния на детский организм; кроме того, сокращается время на объяснения и показ упражнений.

При составлении комплексов лечебной физкультуры в ДОУ должно учитываться состояние здоровья детей, уровень их физического развития, физической подготовленности, время года, место проведения.

В результате специальных исследований учеными установлены ориентировочные нормы двигательной активности детей. Для измерения движений ребенка используется специальный прибор - шагомер. Это так называемый объем движений. Для детей двух лет при 9-часовом пребывании в детском саду он равен 5,5 тысячи, двух с половиной и трех лет - 6,3 и 6,8 тысячи шагов. Как видим, с возрастом количество движений у детей увеличивается [25, с. 82].

Для устранения плоскостопия большое значение имеют специальные педагогические приёмы: ходьба босиком по неровной поверхности, по песку, ходьба на цыпочках, прыжки, подвижные игры и элементы спортивных игр ­волейбола, баскетбола и т.д. Специальные устройства, даже у взрослых, могут способствовать устранению плоскостопия, за счет оптимального включения мышц в движение стопы во время ходьбы, бега, прыжков.

Другим показателем является продолжительность двигательной активности дошкольников. Дети должны двигаться не менее 50-60% всего периода бодрствования.

Врач и педагог Э.С. Вильчковский в результате глубоких медицинских исследований пришел к выводу, что недостаток движений не только отрицательно сказывается на здоровье детей, но и снижает их умственную работоспособность, тормозит общее развитие, делает детей безразличными к окружающему [8, с. 14].

Интенсивность двигательной активности - среднее количество движений в минуту - составляет примерно 38-41 у детей двух лет, 43-50 двух, с половиной, 44-51 - трех лет. Это значит, что разовая продолжительность движений очень мала - в среднем от нескольких секунд до 1,5 минуты. Детям свойственна частая смена движений и поз - до 550-1000 раз в день, благодаря чему происходит поочередное напряжение и отдых; различных групп мышц, поэтому дети и не устают. Учитывая эту особенность, следует во время ЛФК обеспечить разнообразную деятельность детей, создавать условия для разных движений. В этом возрасте не установлено существенных различий в двигательной активности мальчиков и девочек [25, с. 47].

Таким образом, в современных условиях отмечена важность применения в ДОУ лечебной физкультуры, что обусловлено негативными тенденциями состояния здоровья в детской популяции. Учитывая это, педагог должен контролировать двигательный режим ребенка, не допуская ни гипокинезии, ни занятий такими упражнениями, которые могут вредно отразиться на его физическом развитии. Рационально построенная система лечебных физических упражнений, с учетом биологических закономерностей развития ребенка, позволяет достичь соразмерного и согласованного развития всех форм и физических функций детского организма.

1.3. Лечебная физкультура как форма профилактики нарушений осанки и стопы у детей старшего дошкольного возраста

В Концепции дошкольного воспитания выделяется особая значимость здоровья и физической культуры детей как необходимого компонента образования и как одного из приоритетных направлений его гуманизации. Тезис о приоритетности мероприятий, связанных с охраной здоровья ребенка, хорошим уровнем физической и двигательной подготовленности, является ведущим во всех программах обучения и воспитания в детских дошкольных учреждениях. Концепция дошкольного воспитания подчеркивает, что движение составляет основу практически любой деятельности ребёнка. Однако в настоящее время врачи отмечают значительное сокращение объёма двигательной деятельности детей, что приводит к снижению уровня здоровья дошкольников, способствует задержке физического развития [19, с. 80].

Н.Н. Кожухова называет черты, которые характеризуют оздоровительное значение лечебной физкультуры:

  • в ее центре лежат представления от здоровом ребенке, понимаемом как идеальный эталон и практически достижимая норма детского развития;

  • здоровый ребенок рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма;

  • комплекс лечебной физкультуры трактуется не как совокупность лечебно-профилактических мер, а как форма развития, расширения психофизиологических возможностей детей;

  • работа по развитию здоровья не может полноценно вестись исключительно медицинскими методами, ее эффективность возрастает при условии их дополнения психолого-педагогическими методами;

  • ключевым принципом лечебной физкультуры в ДОУ является индивидуально-дифференцированный подход [19, с.21].

Использование лечебной физкультуры предполагает решение следующих задач:

1. Укрепление здоровья ребенка, совершенствование егофизического развития и защитных свойств,.

2. Воспитание у детей личной физической культуры, умениями инавыками самостоятельных занятий, развитие потребности в физическомсовершенствовании, воспитании чувства заботы о своем здоровье ипривычки к здоровому образу жизни.

3. Обеспечение душевного и психологического благополучия,комфортного состояния, связанного с двигательной деятельностью,расширение возможностей ребенка в освоении окружающего мира[10, с.15].

Применение лечебной физкультуры в ДОУ основано на следующих принципах:

  1. Системный подход - то есть воспитание осуществляется не изолированно, а в связи с нравственным, эстетическим, психофизическим формированием уровня развития ребенка. Невозможно сохранить тело здоровым, если не совершенствовать эмоционально-волевую сферу, не работать с душой и нравственностью. Успешное решение задач физического развития возможно только при объединении усилий детского сада и родителей.

  2. Деятельностный подход. Культура оздоровления осваивается детьми в процессе совместной деятельности со взрослыми.

  3. Принцип «Не навреди». Предусматривает использование в профилактической работе только безопасных приемов оздоровления.

  4. Принцип гуманизма. В лечебной физкультуре признается самоценность личности ребенка.

  5. Принцип альтруизма. Предусматривает потребность делиться освоенными ценностями культуры здоровья.

  6. Принцип меры. Для здоровья хорошо то, что в меру [6, с. 39].

Детям уже с дошкольного возраста надо знать сведения о пользе движений для здоровья. Знания и представления ребенка о путях сохранения здоровья помогают осознать необходимость двигательной активности. Ведь осознанное, разумное действие требует тренировки двигательного аппарата с участием сознания. Исследования Т.И. Осокиной доказали, что осознанное действие является не только быстрым, но и точным [26, с. 94].

Программа «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста», разработанная Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой и Р.Б. Стеркиной. Определяя основное содержание профилактической, авторы программы посчитали необходимым выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность жизни [14, с. 24].

В процессе организации работы профилактической направленности в условиях ДОУ особое внимание необходимо уделять профилактике нарушений осанки и стопы, поскольку среди функциональных отклонений они имеют наибольший удельный вес. В частности, исследованиями М.Д. Маханевой установлено, что 67,3% детей старшего дошкольного возраста имеют плоскостопие [24, с. 20].

Успешность профилактики нарушений осанки и стопы зависит не только от того, как организован процесс воспитания и обучения, но и где, и в каком предметном окружении он живёт.

Развивающая предметная среда ДОУ оборудована с учетом возрастных особенностей детей. Все элементы среды связаны между собой по содержанию, масштабу и художественному решению. Благоприятные материально-технические условия способствуют решению задач физического развития воспитанников, осуществлению профилактической работы. Профилактика нарушений осанки и стопы содержит корригирующие упражнения и лечебные мероприятия. Профилактика нарушений осанки и стопы в ДОУ - мероприятия, направленные на предупреждение их возникновения у детей [16, с. 94].

Работа по профилактике нарушений осанки и стопы у детей старшего дошкольного возраста должна осуществляться систематически. Она включает ежегодную диагностику состояния осанки и сводов стопы у детей, создание полноценной развивающей физкультурно-оздоровительной среды, обеспечение рекомендуемого двигательного режима, соблюдение гигиенических условий, а также правильную организацию физического воспитания и валеологического образования [3, с. 44].

Задачи лечебной физкультуры для коррекции нарушений осанки у дошкольников:

  • создание и укрепление мышечного корсета и выработка правильного стереотипа осанки (мышечно-суставное чувство правильной осанки);

  • создание благоприятных физиологических условий для увеличения подвижности позвоночника, для правильного взаиморасположения всех частей тела и направленной коррекции имеющегося дефекта в осанке путём тренировки конкретных мышечных групп и общеукрепляющих, общеразвивающих упражнений;

  • способствовать тренировке мышц, укреплению связок и суставов, участвующих в нормальной деятельности свода стопы с помощью физических упражнений, закаливающих процедур, приёмов самомассажа;

  • учить снимать имеющееся утомление в отдельных мышечных группах (уменьшать болевой синдром, если таковой имеется) с помощью приёмов самомассажа, упражнений на массажных ковриках, тренажёрах.

В основе профилактики плоскостопия лежит укрепление мышц, сохраняющих свод. Регулярное применение природно-оздоровительных факторов, например, хождение босиком по естественному грунту (траве, песку, гальке, хвойным иголкам) также способствует профилактике функциональной недостаточности стоп [8, с. 17]

Создание полноценных условий профилактики нарушений осанки и стопы играет огромную роль для старших дошкольников. Это предусматривает наличие оборудования и инвентаря, способствующего укреплению мышц позвоночника, стопы и голени и оказывающего положительное влияние на формирование осанки, сводов стопы (ребристые и наклонные доски, скошенные поверхности, гимнастическая стенка, веревочные лестницы, обручи, мячи, скакалки, массажные коврики, гимнастические палки, гимнастические маты, велосипеды, педали которых имеют конусообразный валик, предназначенный для формирования свода стопы, специальные тренажеры). Повышению эффективности мер профилактики способствует применение нестандартных приспособлений (тренажеры, гимнастические стенки, «дорожки» из грубой мешковины с нашитыми пуговицами разного размера, доски с наклеенными вишневыми косточками и покрытые лаком и др.).

В работе со старшими дошкольниками необходимо применять не отдельные упражнения, а целые комплексы данных упражнений, направленных на укрепление мышц стопы и голени и формирование сводов стоп [10, с. 51]. Они могут применяться в различных частях занятия по физической культуре, а также в других формах работы по физическому воспитанию - в процессе утренней зарядки, гимнастики после дневного сна, в качестве домашних заданий и т.п. Наибольший эффект достигается тогда, когда упражнения выполняются босиком [28, с. 119].

Во время применения комплекса упражнений педагог внимательно наблюдает за каждым ребенком и, если возникает необходимость, оказывает физическую помощь отдельным детям, делает указания, подбадривает. Для детей старшего возраста комплексы могут быть построены на одном образе (птички, бабочки, часики, самолеты и др.). Указания даются детям соответственно подобранному образу (например, воробушки полетели).

Таким образом, главное направление использования лечебной физкультуры - это воспитание культуры здоровья, призванное сыграть важнейшую роль в оздоровлении детей. Оно направлено на воспитание чувства ответственности за собственное здоровье, здоровье окружающих людей и бережное отношение к природе.

Выводы по главе

Упражнения лечебной физкультуры для детей старшего дошкольного возраста могут носить игровой характер: имитировать движения животных, птиц и др. Главное - вызвать у них желание двигаться активно, с удовольствием. Детям важно пояснить пользу упражнений, для чего им объясняют, что движения помогут им стать здоровыми, красивыми, подтянутыми, а для этого надо делать движения правильно, энергично, проявляя усилия, настойчивость.

Дозировка упражнений зависит от возраста и уровня подготовленности детей и может составлять от 4-5 раз на этапе разучивания упражнений до 10-12 раз на этапе закрепления и совершенствования комплекса. Однако отсутствие единства мнений на подбор и последовательность применения профилактики плоскостопия в детских садах, ее продолжительность, мотивационные факторы у детей и их родителей снижают эффективность данных мероприятий.

Недостаточная обоснованность технологий профилактики нарушений осанки и стопы, изолированность их применения от других оздоровительных средств, затрудняет организацию единого образовательного, оздоровительного и развивающего педагогического процесса. Объяснения должны быть краткими, нацеленными на качественное выполнение упражнений: точность положений и направлений движения тела, стопы и отдельных частей тела с хорошей амплитудой, должным мышечным напряжением. При этом важно следить за точным соблюдением исходного положения, четким выполнением промежуточных и конечных поз, соответствием выполнения движений заданному темпу.

В процессе комплекса важно следить, чтобы каждое упражнение заканчивалось хорошим выпрямлением туловища, что способствует укреплению мышц, поддерживающих прямое положение тела, а также закреплению навыка правильной осанки.

ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ ОССАНКИ И СТОПЫ У СТАРШИХ

ДОШКОЛЬНИКОВ

2.1. Диагностика нарушений осанки и стопы у детей старшего

дошкольного возраста

Экспериментальной группой стали 14 детей старшего дошкольного возраста МБДОУ ЦРР д/с № 7 «Сказка» с. Верхневилюйск Верхневилюйского улуса. Контрольная группа - 16 детей того же возраста того же учреждения.

На первом этапе работы мы провели комплексную диагностику по методике В.А. Деркунской [14]. Это - специальный диагностический пакет тестовых методик, где также были выделены уровни развития двигательной моторики дошкольников, в сопоставлении с которыми подводились результаты констатирующего этапа (см. табл. 1).

Первому уровню (низкому) соответствовали следующие характеристики детей: они без особого труда повторяют несложные упражнения вслед за педагогом, но при этом их повторы вялые, мало подвижные, наблюдается некоторая скованность, заторможенность действий, слабое реагирование движений на инструкцию взрослого. 1 балл.

Второй уровень (средний) характеризовался свободными произвольными движениями ребенка, легкостью, гибкостью, быстротой движений, реагированием реагирование движений на инструкцию взрослого (ходьба, движения рук, ног, повороты головы, туловища, наклоны, приседания). Однако, этому уровню свойственна слабая двигательная активность детей. 2 балла.

Третий уровень (высокий) предполагал высокую двигательную активность детей, хорошую координацию в пространстве, слаженность отдельных движений в целостном двигательном акте, свободную двигательную ориентацию при выполнении движений. 3 балла.

Диагностический материал включал два тестовых блока.

Блок 1. Тест на определение способности детей к быстрой координации в пространстве с сохранением правильного положения осанки и стоп.

Блок предполагал следующее задание: проскакать по начерченной мелом траектории сначала на правой ноге, а затем на левой.

Правильность выполнения задания оценивалась в зависимости от качества выполнения от 1 до 3 баллов в соответствии с вышеуказанными уровнями.

Итоги 1 блока занесены в таблицу 2.

Как видно по таблице 2, в экспериментальной группе только 28,6% (4 ребенка) показали средний уровень координации в пространстве. У остальных 71,4% детей - низкий уровень координации в пространстве.

Таблица 2 показывает, что в контрольной группе средний уровень координации в пространстве показали в два раза больше детей, чем в экспериментальной группе - 68,7% (11 детей). У 18,8% детей - низкий уровень координации в пространстве, высокий уровень - 12,5%.

Таким образом, по первому тестовому блоку можно отметить, что в экспериментальной группе общий уровень координации с сохранением правильной осанки и положения стоп меньше, чем в контрольной группе — на 52,6%.

Блок 2. Тест на определение умения сохранять правильное положение осанки и стоп при повышении двигательной активности.

Детям предлагалось повторить элементы танца, показанные руководителем. В данном случае приглашались для показа дети из подготовительной группы. Ими были показаны отрывки из «танцующих утят» и элементы рок-н-ролла. Дети под музыкальное оформление должны были повторить их действия. Результаты этого теста в зависимости от исполнения детей оценивались от 1 до 3 баллов (в соответствии с вышеуказанными уровнями).

Итоги диагностики старших дошкольников по второму блоку показали, что у 21,4% испытуемых экспериментальной группы средний уровень умения сохранять правильное положение осанки и стоп при повышении двигательной активности, у 78,6% испытуемых данной группы наблюдался низкий уровень по данному показателю.

В экспериментальной группе нет детей с высоким уровнем умения сохранять правильное положение осанки и стоп при повышении двигательной активности. В таблице ниже представлены общие результаты второго блока заданий — данные изучения умения детей экспериментальной и контрольной групп сохранять правильное положение осанки и стоп

У 62,5% испытуемых контрольной группы наблюдался средний уровень умения сохранять правильное положение осанки и стоп при повышении двигательной активности, у 25% - низкий уровень, детей с высоким уровнем - 12,5%. По второму тестовому блоку можно отметить, что в экспериментальной группе общий уровень умения сохранять правильное положение осанки и стоп при повышении двигательной активности меньше, чем в контрольной группе - на 53,6%.

Таким образом, по итогам констатирующего исследования сравнение данных нарушений осанки и стопы у детей экспериментальной группы выявило, что 78,6%) имеют эти нарушения при повышении двигательной активности. Также по итогам диагностики было установлено, что у 71,4% испытуемых данной группы - низкий уровень координации в пространстве с сохранением правильного положения осанки и стоп.

2.2. Содержание работы по профилактике нарушений осанки и стопы у детей старшего дошкольного возраста на основе лечебной физкультуры

Цель формирующего этапа - разработать и апробировать педагогические условия профилактики нарушений осанки и стопы у детей старшего дошкольного возраста посредством лечебной физкультуры.

В основе формирующей работы положено требование новой государственной политики Республики Саха (Якутия), которое связано с воспитанием у ребенка уже в дошкольном возрасте привычки ведения здорового образа жизни, осознанного понимания ответственности за свое здоровье.

Фундаментом работы по профилактике нарушений осанки и стопы у детей старшего дошкольного возраста посредством лечебной физкультуры является знание нормальной физиологии и, прежде всего физиологии здорового ребенка, возрастной психологии, что позволяет формировать, сохранять, укреплять здоровье ребенка, гармонично развивать личность.

Воспитание потребностей в здоровом образе жизни осуществляется через решение следующих задач:

  • привитие стойких культурно-гигиенических навыков;

  • обучение уходу за своим телом, навыками оказания элементарной помощи;

  • развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов;

  • формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма;

  • формирование элементарных представлений об окружающей

среде;

  • формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений.

Каждая задача реализуется серией систематических мероприятий, основу которых составляют ежедневные лечебные упражнения.

На первое место, по нашему мнению, необходимо поставить занятия, которые помогут вытребовать у ребенка осознанное отношение к своему здоровью, умение определить свое состояние и ощущения.

При выполнении упражнений педагог закрепляет у детей навыки правильного дыхания. В процессе выполнения профилактических упражнений чаще применяется произвольное дыхание: выдох совпадает с опусканием рук, хлопком, наклоном. После силовых и темповых упражнений следует проделать 2-3 глубоких вдоха с последующим выдохом. Выполнение специальных дыхательных упражнений в покое нецелесообразно, так как не вызывается потребностью организма.

Следует обращать внимание на правильную осанку, на параллельную постановку стоп при ходьбе и в положении стоя. Ходьба с разведёнными носками перегружает край стопы и, следовательно, ведёт к её деформации. Регулярное выполнение физических упражнений благотворно сказывается и на состояние опорно-двигательного аппарата.

Укрепление мышц, связок, суставов на основе общего укрепления организма способствует профилактике деформаций опорно-двигательного аппарата в целом и плоскостопия в частности. Делать упражнения можно когда угодно и где угодно, нет необходимости создавать специальные условия. Главное - упражнять детей ежедневно, превращая эти движения в привычку.

Укреплению мышц стопы и голени и формированию сводов стопы способствуют упражнения в лазании по гимнастической стенке, веревочной лестнице, канату, в связи с чем, следует чаще применять их как в процессе занятий по физической культуре, так и в самостоятельной двигательной деятельности детей.

При профилактике плоскостопия необходимо уделять внимание укреплению мышц стопы не только путем варьирования различных вышеперечисленных упражнений, но и путем использования специально подобранных упражнений, часть которых должна выполняться из исходных положений сидя и лежа, при разгрузке стоп. Учитывая возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста, желательно применять упражнения с образными названиями и упражнения с предметами, что способствует повышению интереса и активности занимающихся. Кроме того, следует отметить, что положительное влияние на формирование сводов стопы и укрепление мышц стопы и голени оказывают различные танцевальные шаги и элементы. Известно, что для растущего организма решающее значение имеет двигательная активность. Однако в семье ее значение учитывается недостаточно. Согласно современным данным, дети в семье двигаются в два раза меньше, чем это предусмотрено возрастом. Явно недостаточно внимания уделяется организации самостоятельной двигательной активности ребенка для профилактики плоскостопия.

Таким образом, у большинства детей старшего дошкольного возраста отмечается функциональное плоскостопие. Борьба с развивающейся гиподинамией является основным условием для успешной профилактики нарушений осанки и стопы. Использование лечебной физкультуры позволяет старшим дошкольникам с интересом выполнять упражнения и осмысливать задачи профилактики нарушений осанки и стопы.

Лечебные физические упражнения - это наиболее эффективное средство профилактики нарушений осанки и стопы у старших дошкольников.

Формирующая работа нами проводилась посредством включения детей в деятельность студий:

  • для мальчиков - «Эрчим»,

  • для девочек - «Кэрэчээнэ».

Профилактику нарушений осанки и стопы у мальчиков осуществляли на занятиях студии «Эрчим» посредством девяти основных движений народа Саха - «То5ус терут хамсаныыга уол о5ону эрчийии».

Движение №1. Стойка на одной ноге - тилэ5эр тирэхтээх, ата5ар куустээх; Игры: кылыы, чохчоохой, аһыы сылдьар аныр.

Движение №2. Достать лбом до колена - уэл талах курдук имигэс; Игры: «Сугэһэр», «Утуйбут бере», «Бокулуон буоллун».

Движение №3. Мостик (кэдээн) - сиһэ босхо, иэнэ ууна5ас. Игры: «Ачаах о5о», «Хачыал», «Тутум эргийии».

Движение №4. Вытягивание мышц(чиккэн) - чырбайар быстыбат, матайдар тостубат. Игры: «Ечес о5о», «Кэтэх тардыһыы», «Дулуну туруоруу».

Движение №5. Ходьба на руках - тиин курдук илиитигэр хаамыы. Игры: «Ытырыык ыт», «Кулунчук».

Движение №6. Опора на одной руке - илиитигэр эрчимнээх, тарба5ар кыахтаах. Игры: «Тиинчээннэр», «Кырынаастыыр».

Движение №7. Шпагат (ыллан) - иэччэ5ин урдугэр сэттэтэ эргийэр. Игры: «Уулуур ынах», «Бере хапкаана» (аччайыы), «Ейдеех туруйа» (истиэнэ5э туруу).

Движение №8. Отжимание (тэкээт) - еһуллубэт бе5е ереһелеех, тардыбат бе5е тараһалаах. Игры: «Тардыбат тараһа» (сиртэн тирэнэн), «Дэхси атахтар» (олбоххо олорон), «Чыычаах» (илиигэ хаамыы).

Движение №9. Кувырок (куэрчэх) - куеччэх ойор, кетуук бэрдэ. Игры: «Кетуу» (урдугу ыстаныы), «Текунус-куэлэһис» (иннинэн -кэннинэн сиргэ хойуостуу), «Куэрчэх ытыйыы» (салгынна илии кеметунэн эргийии).

В профилактику нарушений осанки и стопы у девочек на занятиях лечебной хореографии «Кэрэчээнэ» также традиционные этнические физические упражнения. Они имеют ярко выраженный лечебный эффект. Задача здесь состоит в развитии гибкости, подвижности суставов, укреплении мышц без нагрузки на позвоночник, мягкой растяжки. Упражнения эти укрепляют все основные группы мышц, способствуют развитию выносливости, силы, координации движений, формируют правильную осанку, заряжают энергией. Занятия в сочетании с движениями и музыкой развивают творческие способности, раскрывают природный потенциал девочек.

Только активные движения, укрепляющие мышцы, постепенно создают мышечный корсет и укрепляют кости стопы, и только активные упражнения сформируют правильный динамический стереотип движений ног. При проведении со старшими дошкольниками профилактических упражнений и лечебных физкультурных занятий решаем следующие задачи:

- охрана здоровья детей и укрепление их психофизического состояния;

  • воспитывать дисциплинированное и сознательное отношение детей к фиксации правильного положения ног;

  • укреплять мышцы и совершенствовать координацию движений как необходимое условие для восстановления правильного положения ног;

  • совершенствовать двигательные навыки ребенка;

  • воспитывать навыки, закрепляющие правильное положение нижних конечностей.

Комплекс упражнений для профилактики нарушений осанки и стопы включает в себя разогревающий массаж ног, физические упражнения и восстанавливающий массаж спины и ног.

Разогревающий массаж является вводной частью комплекса по профилактике, проводится перед основными упражнениями, способствует подготовке позвоночника, связок и мышц ног к дальнейшим нагрузкам, предотвращает возможные растяжения и дискомфорт при выполнении физических упражнений. Данный вид массажа тонизирует тело ребенка и активизирует детей на занятиях. Используемые приемы: поглаживание, растирание, разминание, выжимание, ударные приемы, вибрации, пассивные и активные движения. Продолжительность: 5-6 минут.

Физические упражнения являются основным методом профилактики нарушений осанки и стопы, самое важное состоит в том, каким образом ребенок будет воспринимать упражнения, предоставляется не просто возможность упражняться, ребенку прививается любовь к движениям. Для того чтобы упражнения приносили больше радости ребенку, они обыгрываются и включаются специальные игры. Данные упражнения укрепляют мышцы позвоночника, ног, особенно сгибатели стопы и пальцев, мышцы, поворачивающие стопу подошвой внутри. Для того чтобы исключить статическую нагрузку на ослабленные мышцы, начинаем с упражнений, выполняемых в положении сидя, затем, по мере укрепления мышечно-связочного аппарата, затем переходим к упражнениям в положении стоя.

Упражнения, выполняемые в положении сидя:

  • сгибание и разгибание стоп,

  • сжимание и разжимание пальцев,

  • круговые движения по максимальной окружности в обе стороны,

  • поворот стоп подошвами внутрь,

  • захват и удержание округлого предмета (мяча, кегли) подошвами,

  • сжимание резинового мяча подошвами,

  • катание подошвами округлого предмета,

  • попеременные удары носками и пятками в пол,

  • захват и поднимание с пола мелких предметов,

  • то же самое, но со скрещенными ногами,

  • собирание пальцами ног ткани, лежащей на полу.

Упражнения, выполняемые в положении стоя (некоторые из этих упражнений выполняются держась за опору на уровне груди):

  • сокращение мышц стопы,

  • перекатывание с пятки на носок и с носка на пятку,

  • собирание с пола мелких предметов или ткани пальцами ног,

  • сведение и разведение пяток, стоя на носках,

  • приседание на носки. Упражнения, выполняемые в ходьбе:

  • ходьба на носках,

  • ходьба на пятках,

  • ходьба на носках с поворотом пяток внутрь,

  • ходьба на наружных краях стоп,

  • ходьба по ребристой доске.

При этом обращаем внимание на отсутствие у детей интереса к активным движениям. В связи с этим, в процессе организация и проведение комплексов упражнений по профилактике нарушений осанки и стопы используем физкультурное оборудование, которое создано в национальном якутском стиле. При этом применяем экологически чистые природные материалы - конский волос, дерево, резину, ткани, кожу и другое. При соприкосновении ног ребенка с этими материалами происходит активизация биологически активных точек, что благоприятно сказывается не только на форме стопы, но и на общем самочувствии ребенка. Применяемое лечебное физкультурное оборудование соответствует всем требованиям для их использования в работе с детьми дошкольного возраста:

  • доступность оборудования;

  • разнообразие материала;

  • соответствие оборудования и материала возрастным возможностям и интересам детей;

  • эстетическая привлекательность материала.

Анализируя результаты экспериментальной физкультурно-оздоровительной работы, можно отметить, что успешное решение поставленных задач профилактики нарушений осанки и стопы возможно лишь при условии комплексного использования всех средств оздоровления и физического воспитания: рациональный режим, питание, закаливание (в повседневной жизни; специальные меры закаливания), ознакомление дошкольников с организмом и движение (утренняя гимнастика, развивающие упражнения, спортивные игры, физкультурные занятия).

Для успешного решения задач профилактики нарушений осанки и стопы у старших дошкольников и укрепления у них навыка правильной осанки на занятиях по лечебной физкультуре важно придерживаться следующих правил:

  • каждое занятие начинается и заканчивается упражнениями на формирование навыков правильной осанки и правильного положения стопы и мышечно-двигательного представления о них;

  • во время выполнения физических упражнений надо добиваться от детей сохранения положения правильной осанки;

большое внимание должно уделяться укреплению мышц, участвующих в удержании и сохранении правильной осанки и правильного положения стопы, для чего применяются силовые упражнения для мышц спины и брюшного пресса, как динамического, так и статического характера;

  • большая часть упражнений силового характера выполняется из положения разгрузки позвоночного столба (лёжа, стоя на четвереньках и

т.д.);

  • силовые упражнения сочетаются с упражнениями на гибкость;

  • с целью выравнивания сил мышечной тяги, применяются упражнения с гимнастической палкой;

  • предпочтение отдаётся симметричным упражнениям;

  • учитывая возрастные психологические и специфические особенности детей, используются образные названия упражнений и сюжеты, применяются игры с принятием положения правильной осанки и правильного положения стопы.

Эти задания выполняются при совместном действии взрослого и ребенка, по показу, по слуховому восприятию. Эмоциональная стимуляция и смысловая организация этих действий осуществляется с помощью речевых команд.

Дальнейшее развитие целенаправленности в организации движений и действий происходит при воспроизведении движений., цель которых-выработка навыка произвольных движений с отказом от двигательных стереотипов. Начинаются такие задания с простейших инструкций: «Я хлопну 1 раз - ты поднимешь 1 руку, я хлопну 2 раза - ты поднимешь 2 руки». Затем предлагаются задания, предусматривающие более сложный выбор: «Я стукну в бубен 1 раз - ты поднимешь левую руку, я стукну в бубен 2 раза - ты поднимешь правую руку».

В процессе тренировки отдельных компонентов ручной моторики (тонус, сила, точность движений, кинетический и динамический праксис) у детей совершенствуется произвольное внимание, развиваются навыки контроля и планирования целостного действия.

Распространение данного педагогического опыта работы осуществлено:

на федеральном уровне: 2007 - 2010 г.г. - апробация пилотной экспериментальной программы РФ «Здоровье и физическое развитие»;

на республиканском уровне: 2010 г. - публикация методического пособия «Чел доруобуйалаах чемчуук о5о саас»;

2010г. - 2010г. - Дипломант УШ респ.пед.ярмарки МО РС(Я) - с. Нам «Сельская школа» в номинации «Лучший этнопедагогический проект»;

2010г. - Сертификат МО РС(Я) об успешном завершении блока «Здоровье. Физическая культура».

Таким образом, профилактика нарушений осанки и стопы у старших дошкольников связана с применением лечебной физкультуры и решением основных задач оздоровления:

1) охрана и укрепление здоровья детей;

2) формирование жизненно необходимых двигательных уменийи навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями,развитие физических качеств;

  1. создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности и обеспечение их физического и психического благополучия во всех сферах деятельности;

  2. воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни.

2.3. Анализ результатов проведенного исследования

Цель контрольного этапа: выявление эффективности проведенной работы по профилактике нарушений осанки и стопы у старших дошкольников посредством лечебной физкультуры.

На контрольном этапе использованы та же методика В.А. Деркунской, что и на констатирующем этапе. Результаты изучения координации в пространстве отражены ниже (см. табл. 4).

Таблица 4

Результаты изучения способности старших дошкольников к быстрой координации в пространстве с сохранением правильного положения осанки и стоп на контрольном этапе

Ниже представлены результаты второго блока заданий - данные изучения умения детей экспериментальной и контрольной групп сохранять

правильное положение осанки и стоп при повышении двигательной активности (см. табл. 5).

По таблице 5 видно, что у 78,6 % испытуемых экспериментальной группы средний уровень склонности к двигательному творчеству, только у 7,1% на контрольном этапе наблюдался низкий уровень по данному показателю. У 2 детей - высокий уровень - 14,2%. В контрольной группе показатели не изменились.

По итогам контрольного этапа сделаны такие выводы:

  1. на контрольном этапе в экспериментальной группе показатели координации в пространстве повысились на 71,4%;

  2. произошла также позитивная динамика изучения умения сохранять правильное положение осанки и стоп при повышении двигательной активности - на 78,6%

Таким образом, доказана эффективность применения лечебной физкультуры для профилактики нарушений осанки и стопы у детей старшего дошкольного возраста.

Выводы по главе

В связи с актуальностью и реализации задач физкультурно-оздоровительной работы для успешной профилактики нарушений осанки и стопы у детей старшего дошкольного возраста посредством лечебной физкультуры были поставлены следующие задачи:

  • способствовать физическому развитию ребенка, его оздоровлению;

  • формировать ценность здорового образа жизни, осознание значения активного образа жизни.

Успешное решение задач работы по профилактике нарушений осанки и стопы у детей старшего дошкольного возраста посредством лечебной физкультуры возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания: рациональный режим, питание, закаливание и движение.

В работе по профилактике нарушений осанки и стопы у детей старшего дошкольного возраста необходимо также проводить мероприятия по формированию культуры здоровья: для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении должны быть созданы определённые условия.

Для успешной профилактики нарушений осанки и стопы у детей старшего дошкольного возраста необходима система физкультурно-оздоровительной работы, направленная на формирование у детей культуры здоровья, включающая меры по укреплению здоровья, методы нетрадиционного оздоровления. Особое значение при этом придается применению в данном направлении народных традиций физического воспитания. Это было учтено нами в организации на базе МБДОУ ЦРР № 7 «Сказка» с. Верхневилюйск деятельности студий лечебной хореографии: для мальчиков - «Эрчим», для девочек - «Кэрэчээнэ». По итогам экспериментального опыта разработано авторское методическое пособие «Лечебная хореография».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе, посвященной изучению оздоровительной работы с дошкольниками, были рассмотрены такие вопросы как, естественное развитие здоровья, как оно протекает в детском возрасте, формирование двигательных функций ребенка, особенности физического развития детей дошкольного возраста. Кроме того, в работе уделялось особое внимание изучению значения данных представлений в развитии здоровья и двигательных качеств детей, в работе по профилактике нарушений осанки и стопы. В связи с этим изучалось соответствующая литература по психологии, педагогике, физиологии, физической культуре.

Анализ литературы показал, что профилактика нарушений осанки и стопы - процесс длительный. Поэтому занятия лечебной физкультуры должны проводиться систематически, не реже 2-х раз в неделю, и обязательно подкрепляться выполнением физических упражнений в домашних условиях. Нужно вводить эти упражнения в утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, ритмическую гимнастику, физкультурные минутки. При этом практически все специалисты считают наиболее эффективным средством коррекции нарушений осанки лечебную физкультуру.

Поэтому для предупреждения развития нарушений осанки и стопы важно своевременно его выявить и применить профилактические меры. В основе их профилактики у старших дошкольников лежит укрепление мышц, сохраняющих правильное положение позвоночника и свода стопы.

В работе со старшими дошкольниками необходим поиск новых подходов к оздоровлению детей, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей организма современного ребенка, индивидуализации профилактических мероприятий. Исходя из этого, на базе МБДОУ ЦРР № 7 «Сказка» с. Верхневилюйск проводился курс лечебной хореографии в студии для девочек «Кэрэчээнэ» и студии лечебной физкультуры для мальчиков «Эрчим» по традиционной педагогике оздоровления народа саха. Мы предложили, что каждое занятие по лечебной физической культуре должно приносить радость ребенку, пробуждать у него интерес, стимулировать творческую активность, развивать потребность в разных видах упражнений и подвижных играх.

Лечебное действие физических упражнений объясняется важной биологической ролью движений в жизни ребенка. Она благотворно влияет на нарушенные болезнью функции организма, ускоряет восстановительные процессы, уменьшает неблагоприятные последствия вынужденной гипокинезии. Физические упражнения оказывают разнообразное действие в зависимости от их подбора, методики выполнения и физической нагрузки. Занятия лечебной физкультурой содействуют укреплению и повышению сопротивляемости организма. Главное средство лечебной физкультуры -специально подобранные, методически оформленные физические упражнения и игры. В результате уменьшаются и прекращаются боли в спине, восстанавливается рессорная функция стопы, кроме того, повышается общий тонус организма, укрепляются ослабленные мышцы ног, тренируется координация движений, формируется правильная и красивая походка. Для укрепления мышечно-связочного аппарата позвоночника и стопы также рекомендуются различные виды ходьбы: по гальке, песку, ребристым и ортопедическим дорожкам, массажным коврикам.

Таким образом, применение лечебной физкультуры в профилактике нарушений осанки и стопы у детей старшего дошкольного возраста является одним из необходимых условий успешности их оздоровления и физического развития.

Просмотров работы: 13925