ЛИЧНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ЛИЧНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Управление конкретным человеком на институциональном уровне сводится к отдаче ему установленных предписаниями распоряжений. На психологическом же уровне требуется учитывать личностные характеристики управляемого. Человек в полной мере проявляет свои способности в коллективе, выступая в социальном качестве, в типе личности.

Понятием «личность» обозначают конкретного человека, представителя определенной социальной группы, наделенного собственными особенностями, развивающимися на базе задатков.

В личности можно выделить три главных структурных компонента и представить личность как единство:

а) социальных воспитаний, линий и качеств, воспитанных во взаимодействии с иными людьми;

б) индивидуально - психологических особенностей и свойств;

в) биологических структур;

Личность – это конкретный человек, носитель сознания и самосознания, обладатель определенного статуса и ролей. Содержание личности человека прикрыто «маской», которую он набрасывает на себя каждый раз, когда вступает в социальные контакты. Осознать личность можно только через раскрытие ее ролей. [1]

Социальная роль – это шаблон поведения, который ожидается от человека в конкретной ситуации. Ролевая функция личности предполагает пользование правами и исполнение обязанностей. При этом разнятся две разновидности ролей: конвенциальные и межличностные.

Конвенциальные роли представляют собой стандартизированные права и обязанности, например, папы, сына, рабочего определенной службы и т. п.

В отличие от конвенциальных межличностные роли выступают в типе прав и обязанностей, зависящих от собственных особенностей членов эталонных групп. В зависимости от того, как играются межличностные роли, формируются соответствующие межличностные отношения и социальные воспитания. Одни люди становятся «звездами», приобретают популярность, престиж, признание и уважение. Иные оказываются «отвергнутыми», к ним не тянутся, нередко на них даже не обращают внимание. Между этими полярностями помещаются середнячки. Часть из них в различной степени тяготеет к «звездам», часть – к «отвергнутым». Как видно, за каждым человеком закрепляется определенный социальный статус. Хотя личность и ее социальный статус – это единое, тем не менее, выделяется и то, и иное.

Социальный статус органически вплетен в систему общественных отношений. Он создает рабочему уважение, престиж, репутацию. Все это оказывает воздействие на формирование у рабочего его личной определенности, складывание «Я - концепции».

Важность «Я - концепции» состоит в том, что на ее основе формируется ощущение личного достоинства личности. Многое из того, что человек делает или отпирается делать, зависит от уровня его личного достоинства. Те, кто сам считает себя особенно талантливым, не устремляется к очень большим целям и не проявляет огорчения, когда им не удается что -нибудь сделать. Человек, который размышляет о себе как о никчемном, ничего не ценящемся объекте, часто неохотно прилагает усилия, чтобы улучшить свою судьбу. [2]

С иной стороны, те, кто велико себя оценивает, часто склонны трудиться с большим напряжением. Они считают ниже своего достоинства трудиться недостаточно хорошо. Человек с невысоким уровнем личного достоинства может быть отягощен комплексом неполноценности, что следует понимать как особенности поведения человека, вызванные стабильным представлением о своей физической, психологической или моральной ущербности.

Задача любого руководителя хранится в образовании и поддержании ощущения личного достоинства своих подчиненных.

Это объясняется тем, что люди с большим уровнем ощущения достоинства отличаются последовательностью действий. Они справляются со своими внутренними конфликтами, подавляют нехорошие склонности, проявляют большой самоконтроль. Это уравновешенные, тактичные, безмятежные и независимые люди. Они неизменно повышают свой уровень всеобщего совершенствования, добросовестно выполняют предписанные обязанности.

Система мотивации включает в себя разные типы побуждений: потребности, интересы, идеалы, установки. Потребности пронизывают всю систему мотивации человека. Они помогают вскрыть его реальные побудительные силы. Человеку присуще многообразие потребностей. Отличают материальные и духовные потребности. К материальным потребностям относят потребность в еде, сне, одежде и т. д., к духовным – потребность в познании, труде, общении, творчестве. В процессе целеустремленного управленческого противодействия вполне вероятно повлиять на всю систему потребностей личности, а через потребности – на ее интересы, идеалы, установке.

Под установкой понимают психологическое состояние личности как субъекта деятельности, определяющее готовность и конкретные особенности его поведения в отчет на противодействия наружной среды.

Установка направляет всю деятельность человека, мобилизуя нужные для этого его психические сил, содержит в себе как бы алгоритм предстоящего действия личности и тем самым предопределяет грядущее поведение человека. Знание закономерностей установки поможет руководителю, с одной стороны, оценить подчиненного, а с иной – влиять на всю систему мотивации.

Факт подсознательного формирования установочных побуждений нацеливает руководителя на необходимость не только доказательств, но и разного рода тренировочных упражнений, связанных с образованием определенных психических функций (восприятия, памяти, мышления, речи). Для совершенствования этих способностей хорошо подходят семинары для руководителей. Нрав – это совокупность стабильных психологических свойств, определяющих черту поведения человека, его отношение к делу, вещам, иным людям и самому себе. Таким образом, противодействие на нрав подчиненного выражается в упорядочении его вполне определенных отношений и противодействии на эти отношения.

Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им своей родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме. [3]

Руководитель, вычленяя линии нрава подчиненного, может сделать для себя много полезных выводов.

Определенному типу нрава часто соответствует определенный темперамент. Темперамент зависит от особенностей наибольшей нервной деятельности человека, главных нервных процессов – побуждения и торможения – и от их соотношения. Сочетание этих процессов складывается в том или другом темпераменте.

Оценка людей по свойствам темперамента отдаёт в руки руководителю надежную методику изучения подчиненных и отношения (эффективности управленческой деятельности). При этом следует опираться на позитивные линии темперамента и преодолевать отрицательные. Так, на порывистость холерика необходимо реагировать тактичностью и сдержанностью, инертности флегматика лучше всего противопоставить энергичность, а эмоциональность и печаль меланхолика можно нейтрализовать неподдельной оптимистичностью. Все это нацеливает руководителя на учет индивидуально - психологических особенностей своих подчиненных, т.е. на собственный подход.

Необходимость этого диктуется также тем, что в силу специфики наследственной предрасположенности, совершенствования и образования все люди обладают определенным набором всеобщих и особых способностей.

Способности – это психофизиологические свойства личности, от которых зависит динамика приобретения знаний, навыков и умений, успешность выполнения определенной деятельности. При равных наружных условиях различные люди будут завладевать знаниями, навыками и умениями различными темпами. Там, где одни «все схватывают на лету», иной расходует много сил. Один добивается наибольшего уровня мастерства, а иной едва дотягивает до уровня середнячка. Есть отдельные типы деятельности, в которых успеха может достигнуть человек только с определенным набором данных. Петь могут все, но хорошо петь – только люди с музыкальными данными. Многие играют в футбол, но мастерами становятся единицы. В этом проявляется биосоциальное единство личности. Будучи членом сообщества, человек выступает как личность, будучи природным созданием, – как живой организм.

Личность – это многомерная и многоуровневая система психологических характеристик, которые обеспечивают индивидуальное своеобразие, временную и ситуативную устойчивость поведения человека. Без учета личностного фактора в управлении сложно рассчитывать на эффективность управленческих действий.

Литература

1. Батаршев А.В. Психология управления персоналом. - М.: Институт Психотерапии, 2013. - 248 с.

2. Войцеховский С.Н. Социология и психология управления. - М.: Петрополис, 2014. - 135 с.

3. Сердюк И.И. Социальная психология. Учебно-методическое пособие. - Краснодар: Краснодарский ЦНТИ - филиал ФГБУ «Российское энергетическое агентство», 2012. -163 с.

Просмотров работы: 3069