Продвижение материальных потоков осуществляется квалифицированным персоналом с помощью транспортных средств, погрузочно-разгрузочных устройств. В нашем случае это транспортные средства. Дадим определение логистической системе.
Система – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство.
Логистическая система – это динамическая, открытая, большая система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции.
Логистическая система, как правило, имеет развитые связи с внешней средой. Одной из целей Логистической системы ОАО «Автовокзалы и Автостанции Самарской области» является перевозка пассажиров при максимальной безопасности их самих и их багажа и при минимальном уровне издержек. Предприятие является целостной совокупностью элементов, взаимодействующих друг с другом. Основу связи между элементами составляет договор. Связи между элементами предприятия упорядочены, т.е. ОАО ««Автовокзалы и Автостанции Самарской области»» как логистическая система строго организовано.
Предприятие получает возможность использовать в своей работе не только отдельные элементы логистики, а все ее возможности.
При любом производственном процессе перемещение предметов труда, рабочей силы является равноправной технологической составляющей. В отличие от технологических перевозок, внешние перевозки осуществляются вне сферы производства, «транспортное производство, хотя и не создает нового вещественного продукта, тем не менее, опосредованно влияет на все виды производственной деятельности».1
Специфика отрасли пассажирского транспорта проявляется в организационно-производственном, технико-технологическом и экономическом аспектах. Продукция пассажирского транспорта, в отличие от продукции, выпускаемой промышленностью, не может быть во времени и пространстве оторвана от производственного процесса. В процессе перевозок ничего вещественного не прибавляется к предмету перевозки - ни количественно, ни качественно. Нельзя создать запас транспортной продукции или компенсировать настоящее отставание в ее производстве в последующие периоды. Это ставит транспортные предприятия в непосредственную зависимость от колебаний спроса на перевозки, ведет к независящей от предприятия неравномерности производства. В любой промышленной отрасли основные средства производства стационарны. Для транспорта характерно непостоянное размещение значительной части основных средств, которые находятся на маршруте.2
Автобусные пассажирские перевозки, в целом, прогнозируемы, стабильны по объему и по направлениям перемещения потоков. Однако, в перевозках пассажиров постоянно возникают случайные колебания, связанные с состоянием погоды и временной (часовой, суточной, сезонной) неравномерностью. Межмуниципальный пассажирский транспорт оказывает услуги пассажиру вне зависимости от того, будет ли создана в результате его деятельности прибавочная стоимость или нет. Это - единственная отрасль, где возможно массовое уклонение от оплаты полученной услуги, что свидетельствует о наличии у пассажирских перевозок свойств общественного блага.
Приведем данные по количеству автобусов, находящихся в эксплуатации с момента их выпуска заводом-изготовителем по состоянию на конец 2011 года (табл. 1):
Таблица 1 - Структура автобусного парка РФ по срокам эксплуатации
Срок эксплуатации, лет |
Количество, единиц. |
% к общему количеству автобусов. |
До 2 |
9 225 |
10 |
До 5 |
14 993 |
16,2 |
До 8 |
13 853 |
15 |
До 10 |
11 082 |
12 |
До 13 |
17 871 |
19,4 |
Свыше 13 |
25 287 |
27,4 |
ИТОГО: |
92 311 |
100 |
Анализ данных таблицы 1 показывает, что процент автобусов, находящихся в эксплуатации до 8 лет (средний ресурс автобусов различного класса, обеспечивающий безопасность обслуживания пассажиров) равен 41,2 %, т.е. средний износ парка в РФ составляет 58,8 %. К концу 2006 г. износ основных производственных фондов на автомобильном транспорте составил 53%, т.е. за период с 2006 по 2011 гг. старение автобусного парка РФ увеличилось на 5,8% . Значительное число подвижного состава подошло к критическому уровню. Часть эксплуатируется за пределами нормативного срока службы, другая - приближается к этому сроку. Как следствие, существенно ухудшились показатели безопасности и экономической эффективности работы транспорта, растут ресурсоемкость перевозок и транспортные издержки. Рост себестоимости перевозок, в свою очередь, обусловливает повышение транспортных тарифов.3
Как правило, властные структуры направляют средства региональных бюджетов в первую очередь на неотложные первостепенные нужды. Транспорт при этом финансируется по остаточному признаку.
Известно, что для нормального воспроизводства в сфере пассажирских перевозок обновление основных фондов в год должно производиться в объеме не менее 10% от существующего объема. Теория инвестиций дает по этому поводу однозначный ответ - «прекращение планового инвестирования практически равняется реинвестированию».4
Для поддержания системы пассажирских перевозок в нормальном состоянии ежегодно в транспортную систему РФ нужно вкладывать 600 млрд. рублей, но бюджет может профинансировать не более половины этой суммы. Потенциально рентабельная сфера деятельности становится в России убыточной.5
Основной объем пассажирских перевозок в Самарской области приходится на автомобильный транспорт. В 2008 году им было перевезено 136, 3 млн. пассажиров или 42 % пассажиров от общего объема перевозок.
За период с 2000 по 2007 год при общем росте числа автобусного парка, в том числе ведомственного, с 16092 единиц до 25 634 единиц (в 1,6 раза) произошло резкое снижение количества автобусов большой и средней вместимости общего пользования с 4077 до 1112 единиц, а также в 3,5 раза произошло снижение общего объема перевозок пассажиров, в том числе по межмуниципальным маршрутам в 1,6 раза.
На данные показатели повлияло изменение структуры автобусного парка. Из эксплуатации в связи с износом выбыла значительная часть автобусов большой и средней вместимости, на замену которым пришли в значительном объеме автобусы особо малой и малой вместимости. На сокращение объемов перевозок, особенно на пригородных и междугородних маршрутах, повлияла так называемая «монетизация » льгот.
Исследования рынка перевозок пассажиров показывает относительное снижение пригородных железнодорожных перевозок в пользу увеличения внутриобластных автобусных, снижение дальних железнодорожных и воздушных перевозок также в пользу увеличения межрегиональных автобусных перевозок. Данная тенденция показана на рисунке 1.
Рисунок 1 Диаграмма. Доля автобусных перевозок в пассажирских перевозках Самарской области.
Как видно из диаграммы (рис.1.), доля пассажиров, перевезённых автобусным транспортом, за последние пять лет существенно не менялась, и составляет порядка 35%. Это связано с устоявшимися привычками населения, а также комфортом, удобством и относительной дешевизной автобусных перевозок.
В Самарской области существует тенденция снижения объемов перевозок пассажиров автобусами большой и средней вместимости. Это происходит по следующим причинам:
- муниципальные пассажирские автотранспортные предприятия практически прекратили выполнение перевозок в междугородном сообщении;
- часть перевозок в междугородном сообщении выполняется частными перевозчиками преимущественно на автобусах малой вместимости. Насыщение рынка транспортных услуг автомашинами «Газель» не решает проблемы перевозки пассажиров, отрицательно сказывается на обеспечении безопасности перевозки пассажиров и на экологической ситуации в регионе. Коммерциализация пассажирских перевозок приводит к дисбалансу удовлетворения потребительского спроса населения. В то время, как платежеспособный спрос населения удовлетворяется полностью, возможность обеспечения социальных гарантий граждан льготных категорий существенно снижается;
- не регулируемый рост цен на топливо, запасные части и агрегаты привел к значительному увеличению эксплуатационных затрат, росту себестоимости пассажирских перевозок, и, соответственно, тарифов;
- резкое сокращение парка автобусов общего пользования, низкие темпы его обновления.
В настоящее время законодательством Самарской области не предусматриваются меры, стимулирующие предприятия общественного транспорта к приобретению автобусов большой и средней вместимости. Не нашла широкого применения практика предоставления налоговых льгот и субсидий предприятиям-перевозчикам для компенсации части процентных ставок по кредитам (договорам лизинга) в целях пополнения транспортных средств автобусами большой и средней вместимости для эксплуатации закрепленной за ними маршрутной сети внутриобластных (за исключением внутрирайонных) и пригородных маршрутах.
Для решения проблемы стабилизации и последующего увеличения объемов перевозок пассажиров и предоставления качественных транспортных услуг населению необходимо реализовать комплекс мер, направленных на:
- совершенствование законодательной базы в сфере межмуниципальных автомобильных пассажирских перевозок;
- совершенствование организации и контроля перевозок пассажиров;
- обновление подвижного состава и развитие транспортной инфраструктуры.
Региональные власти, осознав критичность сложившейся ситуации, стали разрабатывать перспективные планы развития пассажирских перевозок Самарской области. В рамках реализации этих мероприятий Постановлением Правительства Самарской области от 29 октября 2010 г. № 560 была утверждена целевая программа «Развитие пассажирского транспорта в Самарской области до 2016 года".6
Однако, расчетные суммы, необходимые для восстановления основных фондов и инфраструктуры, получались внушительными и неподъемными для бюджетов. Финансовые планы восстановления так и остаются на бумаге.
1Саркисов C.B. Транспорт и его использование в условиях рынка / С.В. Саркисов. М., 2003. С. 168.
2Воловик Е. Транспорт и проблемы национальной экономики / Е. Воловик 2002. № 10. С. 29.
3Могилевкин И.М. Транспорт и коммуникации: прошлое, настоящее, будущее / И.М. Могилевкин. М., 2005. С. 41.
4Муртазова JI.A. Государственное регулирование инвестиционных процессов на региональном рынке транспортных услуг / Л.А. Муртазова. Ставрополь, 2008. 34.
5Муртазова JI.A. Государственное регулирование инвестиционных процессов на региональном рынке транспортных услуг / Л.А. Муртазова. Ставрополь, 2008. 35.
6Об утверждении областной целевой программы «Развитие пассажирского транспорта в Самарской области до 2016 года»: Постановление Правительства Самарской области от 29 октября 2010 г. № 560 // Волжская коммуна. 2010. 12 ноября.
8