КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ КАК СРЕДСТВО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ КАК СРЕДСТВО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В статье рассмотрены проблемы формирования общества, связь между обществом и технологиями, а также влияние тех и других друг на друга. Цель развития технологий – выведение общества на качественно новый уровень. Также выявлены аспекты формирования ценностей и личностных качеств человека. Обозначены критерии развития современной науки и общества в целом. Предусмотрены вопросы, некоторые их решения и возможные последствия.

Британский социолог Фрэнк Уэбстер выдвинул пять критериев информационного общества:

– технологический – основной фактор формирования информационного общества, при котором осуществляется развитие информационных технологий;

– экономический – экономическая ценность информационной деятельности растет и превалирует над сельским хозяйством;

– критерий, связанный со сферой занятости: в производстве занятость падает и растет занятость в информационной сфере;

– пространственный – информационные сети охватываю большие территории, связывая многочисленные места, что оказывает воздействие на организацию времени и пространства;

– критерий культуры – рост информированности современного общества.

Основываясь на них, можно сделать вывод о том, что теперь перед обществом стоят новые цели, новые задачи, а, следовательно, появляются и новые проблемы, локализованные в данной сфере. Информационная культура стала основой повседневности. Что же за всем этим стоит? Рассмотри принципы, предшествующие формированию нового строя:

  • Информации стало существенно больше.

Но больше не означает качественного изменения информации. Принципиально нового нет. Появились лишь новые способы добычи информации, но взаимодействие осталось прежним. При этом, возникли новые вопросы, от решения которых зависит качество жизни как общества в целом, так и отдельных ее индивидов:

– Как защитить информацию? Большое количество закрытой информации содержится на электронных носителях, а значит к ней можно получить несанкционированный доступ.

– Как разграничить? Помимо полезной информации также появилось большое количество дезинформации и «мусора» в сети Интернет. Возникает проблема – если вводить ограничения на информацию, которая может каким-либо образом нанести вред человеку, то получится, что мы нарушаем права и свободы человека, которая гласит, что каждый человек имеет право выбора, что ему и как использовать. Но, с другой стороны, существуют индивиды, которые, в силу своего развития, не могут определить значение той или иной информации. Это дети. И при использовании ими Интернет-ресурсов (например, Вконтакте, Пикабу и т.д.) у них формируются взгляды, идеология. И если их не оградить от вредоносных источников, их ценности будут сформированы не самым лучшим образом.

– Где хранить? Количество данных растет с необычайной скоростью. На один и тот же информационный ресурс могут приходиться сотни, а то и тысячи источников. И даже если сейчас за информацией трудно вести мониторинг, то через некоторое время это будет уже непосильной задачей.

  • Достоверность. Если раньше люди обращались за информацией к определенным источникам, то сейчас информацию можно найти через интернет, просто набрав искомое слово или комбинацию в поисковой строке. Но кто может гарантировать соответствие правдивости этой информации?

  • Доступность. Доступность информации сродни отвержению. Значимость информации определяется критерием ее необходимости: «Нужна ли мне эта информация? А для чего? А как я ее могу использовать?». Если раньше почти каждый ученик знал, как оказать первую помощь, то сейчас таких людей мало, т.к. они думают: «А зачем мне это знать? Если понадобится, я найду в гугле». То есть действует принцип: зачем нам заведомо получать необходимую информацию, если знаем, что можем к ней обратиться в любой момент? Один из таких вопросов рассматривал Теодор Розак («Главные идеи»).

Проанализировав данные аспекты, зададимся вопросом: приведут ли данные изменения в обществе к кризису или же выведет его на качественно новый уровень? Вернемся к тому, какие ключевые изменения произошли при формировании информационного общества:

– Падение промышленного производства. Возрастает интерес к интеллектуальной сфере деятельности. Развиваются виртуальные средства коммуникации, производство программного обеспечения и т.д.

– Виртуальный мир и Интернет-аддикция. В современное время данные проблемы стали столь существенными, что им было посвящено немалое количество научных исследований. Не выдерживая натисков проблем в реальной жизни, некоторые индивиды вынуждают себя «скрываться» в виртуальной среде (в основном, компьютерные игры), а также проводят большое количество времени в сети Интернет. Иными словами, бездействуют, поддаются страху, поскольку они не знают свое место в реальном мире, у них отсутствует самостоятельность.

– Рост экономической сферы и сферы услуг. Большинство предприятий в современное время ориентировано на объект – потребителя. То есть имеет место быть возрастание роли потребительского аспекта. Торговля развита значительно больше, чем производство, что приводит к экономическому спаду, а затем, может привести и к кризису, поскольку торговать есть кому, но чем, если производить будет некому.

– Внедрение новых профессий. В России появилось большое количество маркетологов, менеджеров, администраторов, биржевых брокеров, профессионалов в информационной сфере, юристов, логистов и т.д. То есть тех, кто не занимается производством. Появились даже такие новые профессии, как юзабилити-психолог, специалисты по защите информации. Однако наблюдается нехватка токарей, наладчиков станков, слесарей. Даже в институтах теперь мало, где обучают данным профессиям.

За последние столетия наука и технологии развивались быстрым темпом. Но, несмотря на это, в последнее время встал вопрос о проблемах в науке. Тогда как мы пришли к тому, что интерес к науке падает, несмотря на то, что технологии развиваются? Нехватка молодых кадров? Низкие требования? Падение интереса к науке?

Чтобы ответить на эти вопросы, первоначально нужно рассматривать антропологические факторы. Ниже, в таблице 1,приведены факторы определяют характер взаимодействия человека и науки.

Фактор

Определение

Падение уровня образования

Неграмотность определяет дальнейшее профессиональное развитие в худшую сторону, и если будущий специалист не сможет освоить необходимую базу знаний, то в дальнейшем, пользу науке он не сможет принести.

Мотивация

С развитием технологии и потребительского уровня жизни мотивации все чаще у большинства индивидов общества основана на физиологических потребностях, а не на волевом качестве. Общество заинтересовано на получении выгоды, пользы и удовольствия для себя, а не в том, чтобы «отдавать себя» науке ради общего блага.

Ценности

Предыдущий пункт ведет к настоящему. Лишь переоценка ценностей поможет достичь разуму необходимых целей. Целью должно быть саморазвитие, а не лишь материальные блага, например. Необходимо выработать принцип «Деньги для жизни, а не жизнь ради денег». Также и в науке – развивать науку не ради себя и получения выгоды от нее, а развиваться для повышения качества науки.

Осознание роли науки

Человеку лишь необходимо осознать, определить цель развития науки и ее назначение.

Табл. 1

Все сводится к тому, что прежде чем развивать науку в целом, необходимо, чтобы у каждого индивида были сформированы необходимые черты, такие как личность, самосознание, самодостаточность, самосостоятельность. Эти качества должны быть привиты с детства. Ведь, например, каждый ребенок знает, что надо выносить мусор только потому, что так ему сказали родители, но понимает ли это сам ребенок? Попробуйте оставить ребенка на несколько дней и не дать ему указания, чтобы он вынес мусор. Думаю, результат очевиден. Кстати, технологии здесь играют также не второстепенную роль. Даже если ребенок знает о своих обязанностях, как вы думаете, что он предпочтет: поиграть в игру или помыть посуду? Дальнейшее развитие ребенка могут определить лишь когнитивные особенности.

Рис. 1

На рисунке 1 показано, что оказывает влияние на развитие когнитивных способностей у человека.

Во-первых, знания качественно формируют картинку представления о мире, об объектах окружающего мира и о связях их взаимодействия. Человек, накапливая знания, формирует свою идеологию, понимание того, как мир устроен, как работают законы в нем. Может объяснить суть множества явлений, выработать стратегию (либо тактику) действий, которые помогут решить множество задач, а также сформулировать цели, которые сам человек может определить, основываясь на знаниях, либо поставленных перед ним задачах.

Во-вторых, существенным аспектом в формировании личности человека является жизненный опыт, то есть те знания, которые он получил, основываясь на осуществлении своих действий, на практике. На наличие самосостоятельности у человека может указывать качество и характер приобретенных им знаний. Некоторые знания человек не сможет понять, пока не применит их в жизни. «Для того чтобы научиться плавать, необходимо, как минимум, залезть в воду». Характер действий индивида может определяться осознанностью, либо бессознательным критерием.

  • Осознанным действием является то действие, результатом которого стало осмысленное мнение, которое помогло человеку принять решение в пользу этого действия, основываясь на конкретных умозаключениях и понимании последствий совершения действия;

  • Бессознательным действием, является то действие, до совершения которого человек принял решение, основываясь

Как правило, при осознанном действии, человек совершает выбор между какими-либо вариантами. И в формировании решения может оказать влияние, помимо разумных умозаключений, также и физиологические факторы (настроение, эмоциональное состояние и др.) Тогда действие может оказаться не только бесполезным, но и наносящим вред.

Бессознательное действие заключается в рефлекторных функциях, то есть они выработаны за некий период времени, и человек их совершает по привычке. Это есть реакция на проявления событий в окружающей среде, выработанная в процессе формирования действий физического, либо физиологического характера.

Отмечается возрастание роли технологической детерминации.

С появлением информационного детерминизма появилось большое количество новых задач и профессий, требуемых определенной квалификации. Осуществлен переход от ручного труда к интеллектуальному. Развитие сфер услуг и торговли. То есть развитие получили масштабируемые сферы общества. В этом происходит корневое отличие от постиндустриального общества.

В наш век невозможно представить себе жизнь без технологических средств и средств коммуникации. Одни теоретики считают, будто бы в каждую историческую эпоху сначала изобретаются технологии и только потом они оказывают влияние на общество, вынуждая людей приспосабливаться к новым условиям [1, с. 17], а другие определяют социальную значимость технологий.

Например, появление и развитие сети Интернет оказало влияние на поведение многих людей. Но, при этом, нельзя отрицать и социальную составляющую. Когда роль интернета в общественной жизни возросла, то и многие некоторые технологи и, в частности, различное программное обеспечение было под него подстроено. Сейчас фактически каждая программа и приложение осуществляет связь с интернетом, а также многими услугами можно воспользоваться через интернет. Это быстро, удобно и эффективно. Но, с другой стороны, что случится, если нарушится работа сети, и человек на некоторое время останется без средств коммуникации

Активное и пассивное мышление.

Люди, имеющие пассивное мышление, более подвержены влиянию технологий, пытаясь подстраиваться под них. Модель Юнга: активное мышление есть волевое действие, пассивное лишь совершается – оно есть случившийся факт.

Не существует на 100% активных, либо пассивных людей. Возникает борьба между этими двумя особенностями. Формирование конкретного типа мышления зависит от развития личностных качеств человека. Если человек будет осуществлять активные действия для саморазвития, он знает, что ему нужно в жизни, его ценности сформированы, и он достигает своих целей, тогда в нем будет преобладать активное мышление. Если же он всегда будет подстраиваться под обстоятельства, действовать на основании его самочувствия, эмоционального состояния, поддаваться им и отвергать значимые для него аспекты, то такой человек будет формировать пассивное мышление. Когда ему кажется, что ему ничего не нужно, будет вводить себя в депрессию, будет зол на мир и подводить людей, которые на него рассчитывают в чем-либо. В жизни эти люди, как правило, рассеяны, потеряны, напуганы и иррациональны. Чаще всего, их действия основываются на физиологических факторах и потребностях. К примеру, они ходят «уткнувши нос» в смартфоны по улицам, опечаленные, слушают музыку в наушниках, когда едут в автобусе.

Какой путь выбрать для развития?

Рассмотрим новые тенденции в науке такие, как искусственный интеллект и чипизация.

Искусственный интеллект поможет решить множество проблем, а роботизация – ещё больше. Машина может быстрее обрабатывать информацию, а, следовательно, и принимать решения. Для нее чужда усталость, нервозность, сонливость, утомляемость. Но, с другой стороны, стоит ли отдавать многие важные функции машинам? Если исключить эмоциональную составляющую из человека с помощью робототехники, человек также сможет принимать решения, но он не сможет чувствовать. И сможет работать сколько угодно времени. Но машина работает, лишь выполняя инструкции, заложенные в ней; и если занести в нее ложную, либо ошибочную информацию, она не сможет без чувств определить, что ее выполнять не стоит, и подсказать ей никто не сможет, разве что только удастся остановить.

Я уже не говорю о таких сферах, как искусство. Лишь человек может понимать важность искусства. Оно основано на чувствах, на тонкости организации духовного мира человека.

Следующий вопрос: А сможет ли реально увеличить качество жизни роботизация и искусственный интеллект? Пока что никто не занимался анализом данного вопроса. Человечество совершила множество ошибок, а что, если эта роботизация – очередная ошибка? У разработанных технологий тоже появляется множество ошибок в ходе работы, они могут «зависать». Они также как и люди, могут быть заражены вирусами. Представляете, если люди алькаиды напичкают новоиспеченных роботов вирусами, которые дадут инструкции на уничтожение каких либо объектов? За машинами нужен уход, мониторинг. Будут требоваться специалисты для обслуживания и ремонта этих машин. Нужны дополнительные ресурсы для их создания, а на Земле их становится все меньше…

А что последует при внедрении машин в нашу жизнь? И какова будет реакция людей на это? Многие просто будут запуганы. А люди, в которых будут встроены новые технологии – не менее уязвимы. Например, что будет, если искусственный мозг «закоротит»?

Как я понимаю, целью таких инноваций является усовершенствование жизни. Но если люди так несовершенны, то, как они смогут разработать системы и технологии, более совершенные, чем они?

Говоря о чипизации, то здесь нельзя сделать так, чтобы «Им сделаем, а им можем не делать, так как они отказались». Здесь либо всем, либо никому. И, в таком случае, о правах человека не может быть и речи. А как быть тем, кто против?

На чем нужно акцентировать внимание? Я думаю, что в первую очередь, необходимо решить проблемы формирования личности самих людей, решая корневые проблемы. Прежде чем развивать технологии, сначала довести человека до необходимого уровня развития. Как мы сможем следить за такой сложной техникой, как роботы, если у нас в стране, например, очень некачественные дороги, и мы даже за ними не можем уследить?

В качестве итога можно сделать вывод о том, что общество и наука начнут развиваться лишь тогда, когда достаточным образом у каждого человека будет развито самосознание, когда он научится брать ответственность, принимая качественно объективные решения, которым будет предшествовать рассмотрение всех возможных аспектов, взвешивание всех «за и против».

Список литературы

1.Уэбстер, Ф. Теории информационного общества/Ф.Уэбстер. – М.: Аспект Пресс, 2004.

Просмотров работы: 1296