ПУТИ ВОЗДЕЙСТВИЯ НАУКИ НА СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПУТИ ВОЗДЕЙСТВИЯ НАУКИ НА СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Целью написания данной статьи является создание предположения путей развития человека в его стремлении встать на следующую ступень эволюции. Окружающий мир мы преображаем настолько сильно, что изменения начинают затрагивать и нас самих, ведь одна из главных функций человеческого сознания – отражение окружающей действительности. И вопросы, чего же стоит опасаться и на что можно надеяться, нужно начать задавать себе уже сейчас.

Наука и сознание человека развиваются бок о бок, различными способами друг на друга, воздействуя и постоянно изменяя. Чтобы выявить, какими путями в ближайшее время будет развиваться сознание, можно пронаблюдать предполагаемый путь научного развития. Процесс можно разделить на две главные стороны (ветви) – самостоятельное развитие человеком собственного сознания через науку и непосредственное воздействие науки на сознание. Процессы частично предполагаемые, но имеющие высокую долю вероятности.

Самостоятельное развитие сознания через науку: дальнейшее продвижение науки, осознание новых фактов об окружающем мире, выдвижение новых теорий, расширение границ знаний, продолжение научного развития и преумножение точек влияния человечества на окружающий мир через науку. Синтез веществ, новые виды топлива, расширенная способность к передвижениям, изменение окружающей природы, условий в более комфортные для жизни – этот список можно продолжать бесконечно. Возможны межпланетные перелеты и освоение новых территорий для жизни. Совокупность успехов в покорении мира побуждает продолжать развитие, человек осознает себя в качестве творца мира все больше и больше.

Однако, при недостаточном чувстве ответственности и алчных мотивах, может произойти уничтожение человечества и условий для жизни. Это может произойти и сейчас, но, чем выше развитие, тем больше путей для саморазрушения.

Непосредственное воздействие науки на сознание человека может происходить, во-первых, в результате вхождения продуктов технического прогресса в повседневную жизнь снаружи (вспомогательная техника, устройства развлечения, СМИ). Во-вторых, внедрение устройств может происходить непосредственно в организм человека. Начиная от искусственных органов чувств (впоследствии возможно расширение диапазона восприятия) и органов поддержания жизни, заканчивая устройствами, влияющими не на тело в общем, а непосредственно на мозг. Такие устройства условно можно подразделить на три типа, по характеру вмешательства.

Относительно поверхностное вмешательство: идентификация личности, сбор информации об организме, в соответствии с результатами – предоставление услуг. Перечислим отрицательные моменты – полный контроль над действиями человека и его личным пространством. Возможность использования статистики в преступных целях, потеря последнего «личного уголка». Впоследствии дезориентация в действиях, отслеживающихся кем-то другим, страх, паранойя. Особенно все это обостряется при принудительной имплантации таких устройств.

Немного глубже и серьезнее в плане последствий. Замена органов чувств (возможно кратковременная) на искусственные в совокупности – даст возможность предоставления доступа к искусственной реальности. Положительные стороны – восприятие большего количества информации (в идеале – всех знаний, накопленных человеком, однако при взгляде на нынешний интернет без контроля будет много мусора), замена отсутствующих органов искусственными органами, в частности, восстановление утраченного зрения, слуха. Отрицательные последствия – замкнутость в виртуальном пространстве, вследствие чего может произойти потеря интереса к реальному миру.

И еще глубже. Продолжим этот список: не только сбор и предоставление информации, но и прямое влияние на физико-химическую деятельность мозга. Эффекты препаратов стимуляторов, наркотиков, психотропных веществ с целью контроля, подавления активности или кратковременного повышения активности работы мозга.

Чем на более низкий уровень тела или мозга совершается воздействие, тем острее и более непредсказуемое влияние, тем опаснее террористические действия в этой области. Если вредоносные программы проникают в компьютер, компьютер в критическом случае можно выключить, частично очистить его память или заменить данные. С человеком проведение таких действий недопустимо.

Итак, какими путями происходит влияние на сознание при развитии науки:

– доступ к большему количеству информации;

– расширение возможности принятия участия в общечеловеческой деятельности;

–повышение производительности умственного труда при увеличении нагрузки, связанной с переизбытком информации и необходимостью постоянного процесса принятия решений;

– появление новых возможностей собственного тела всегда хорошо влияет на психику;

– контроль над здоровьем и уменьшение риска болезней , вследствие чего – значительное повышение уровня спокойствия;

– страх полного контроля и наблюдения за каждым шагом в собственной жизни;

– уменьшение личного пространства;

– страх перед техникой и ее ошибками, а так же перед незапланированным воздействием через эту технику (доступ к личной информации, ее изменение, управление жизненными функциями);

– замкнутость в виртуальной реальности.

Несмотря на возможные кардинальные изменения в жизни, человек ко всему быстро приспосабливается и родившемуся в уже измененном техникой и наукой мире окружение может не казаться столь страшным, опасным и чужеродно искусственным.

Таким образом, предполагая наиболее вероятные пути изменения человека и его сознания, выделив основные моменты и области вмешательства научных плодов в податливый человеческий разум, становится возможным оценить свое участие в формировании недалекого будущего. Каждому необходимо решить, что он будет делать: оставаться убежденным консерватором, по возможности принять активное участие в создании нового мира или же быть безмолвным наблюдателем, подстраиваясь под изменчивую действительность. Выбор делает каждый самостоятельно…

Просмотров работы: 1431