НДФЛ – ИНСТРУМЕНТ БОРЬБЫ С РАССЛОЕНИЕМ ОБЩЕСТВА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

НДФЛ – ИНСТРУМЕНТ БОРЬБЫ С РАССЛОЕНИЕМ ОБЩЕСТВА

Храпач Ю.В. 1
1Омский государственный аграрный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В статье рассмотрено — отечественный и зарубежный опыт исчисления налога на доходы физических лиц, представлена динамика изменения поступлений от НДФЛ в консолидированный бюджет РФ в связи с отменой прогрессивной шкалы налогообложения. Изучены и обобщены мнения ряда российских экономистов на данный вопрос.

Во все времена вопрос равномерного распределения материальных благ остро стоял перед человечеством. Современное общество выделило большое количество инструментов, позволяющих как можно лучше сгладить стратификационные контрасты. Речь идет прежде всего о налоговой системе, основным элементом которой является налогообложение граждан. Оно в большей мере влияет на экономику в целом, так как определяет объем свободных денежных средств, изменяющий платежеспособный спрос населения.

Вместе с тем в нынешних российских условиях НДФЛ не стал доминирующим в налоговой системе страны, несмотря на то, что его отчисления увеличились в общей сумме всех доходов бюджета по сравнению с предыдущими годами, а по объему поступлений в бюджет он занимает теперь 2-е место, уступая лишь налогу на прибыль. Его доля в доходах консолидированного бюджета составляет менее 15%.

Таблица 1

Динамика изменения поступлений от НДФЛ в консолидированный бюджет РФ за последние 5 лет в номинальном выражении, млрд руб.

Налог

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

НДС

1 472,4

953,6

1 273,5

1 093,1

1 328,8

1 421,5

1 844,9

Налог на прибыль

1 332,9

1 711,3

1 875,6

2 412,4

1 353,9

1 878,5

2 270,3

НДФЛ

707,5

929,9

1 266,1

1 665,7

1 665,1

1 789,6

2 194,2

Рост поступлений от НДФЛ, еще раз подчеркивает важность данного налога. Однако, сейчас, нельзя сказать, что он соответствует реалиям современности и выполняет свою функцию.

В мировой практике налог считается справедливым, если степень неравенства в распределении доходов после вычета налога меньше, чем до налога. Для этого необходимо обратить внимание на отношение уровня личных доходов наиболее бедной части населения к уровню наиболее богатых, т.е. определить коэффициент фондов.

По данным Росстата за за Iквартал 2012года, доходы 10% самых богатых людей страны превысили доходы 10%наименее обеспеченного населения в 14,5 раз! (десятипроцентная прослойка наиболее обеспеченного населения получает 46,3% объема денежных доходов населения) .В то время как, приемлемым показателем неравенства личных доходов после их перераспределения является уровень коэффициента фондов в диапазоне от 3 до 8%.

Мы становимся очевидцами и участниками ничего иного, как роста экономической бедности – когда работоспособные граждане не могут обеспечить себе социально приемлемый уровень благосостояния, т. е. наличие работы не является гарантией безбедной жизни.

За все время существования налога законодательство менялось ни один раз: до принятия НК РФ в части налога на доходы физических лиц ставки были прогрессивными, но начиная с 2001г. – действует единая для определенного вида доходов ставка налога — 13%

Введение единой ставки налога на доходы физических лиц было призвано вывести доходы населения «из тени». По данным статистики поступления НДФЛ в консолидированный бюджет в 2001 — 2010 гг. имели положительную динамику. Действительно, доля НДФЛ в налоговых доходах консолидированного бюджета увеличилась с 10,9% в2001 г. до 23,3% в2010 г. Однако международные эксперты не связывают данный факт с введением пропорциональной шкалы подоходного налога. По мнению Международного валютного фонда (МВФ), преимущества от введения единой ставки подоходного налога в России преувеличены. Рост собираемости НДФЛ МВФ склонен связывать с ростом цен на энергоносители, а отнюдь не с результатом реформы 2001 г.

Не смотря на то, что НДФЛ является федеральным платежом, он наиболее важен для региональных и местных бюджетов. Централизованное распределение денежных средств оказывает пагубное влияние на социальные аспекты развития страны: оно не позволяет полностью решить проблемы «на местах». Из 83 федеральных субъектов

В России существуют налоговые преференции, и в 2012 году их размер был увеличен, в частности, размер налогового вычета на каждого первого и второго ребенка изменился в большую сторону и достиг 1400руб., а на каждого ребенка, начиная с третьего – до 3тыс. руб. в месяц. Но дело в том, что данные налоговые льготы далеки от минимального уровня доходов – во II квартале 2012 года его размер составил 6,385 тыс. руб.

Также нужно отметить, что российское законодательство до 2012года предоставляло гражданам, стандартный налоговый вычет в размере 400руб, по отношению к прожиточному минимуму эта сумма была настолько мала, что на момент отмены разница между ними составляла почти 16раз!

Российское законодательство сейчас находится на стадии поэтапного усовершенствования, постоянные изменения говорят о развивающейся сущности НДФЛ.

Прогрессивная ставка подоходного налога имеет большое значение для экономики в соответствии с кейнсианским подходом, когда в качестве важнейшего стимула экономической деятельности рассматривается расширение платежеспособного спроса. Исходя из данного подхода, от налога освобождаются низкие доходы, а к средним и особенно высоким доходам применяется прогрессивная шкала налогообложения.

Как один из вариантов реформирования, можно рассматривать необходимость четкой формулировки понятие «доход» в целях исчисления НДФЛ. По мнению Н.В. Пономаревой и В.А Кашина, не может считаться доходом «компенсация затрат работника на восстановление его способности к труду». Этого же мнения придерживаются И.А. Майбуров и А.М. Соколовская: «Доходом может быть только свободный до уплаты налога доход, т.е. доход, очищенный от неизбежных частных расходов, необходимых для удовлетворения самых насущных потребностей индивида и зависимых от него членов семьи». Очевидно, что возмещение необходимых затрат не может считаться таковым. Тем не менее, на наш взгляд, очевидно, что через определенное время прогрессивное налогообложение все-таки будет введено. Во-первых, об этом свидетельствует общая политическая направленность социально-экономической политики России. Во-вторых, прогрессивное обложение НДФЛ признано эффективным в большинстве экономически развитых стран. В-третьих, Правительство будет вынуждено ввести прогрессивную ставку подоходного налога физических лиц в связи со стремительным увеличением разницы между доходами бедных и богатых слоев населения. И если не предпринимать действенных мер, то через некоторое время это приведет к дестабилизации общественно-политической ситуации в стране.

Библиографический список

  1. Пономарева Н.В., Кашин В.А. Компенсация необходимых трудовых затрат работников при подоходном налогообложении // Налоговая политика и практика. 2011. N 1 (97).

  2. Майбуров И.А., Соколовская А.М. Теория налогообложения. Продвинутый курс: учебник для магистрантов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. 591 с.

  3. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://research-journal.org/featured/economical/ndfl-instrument-borby-s-rassloeniem-obshhestva/

Просмотров работы: 1196