ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ КАК РЕЗУЛЬТАТ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ КАК РЕЗУЛЬТАТ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Занятость населения является одним из важнейших направлений в политике любого государства. Достижение высокого уровня занятости населения – приоритетная задача страны в целом. Однако, в системе муниципальной деятельности политика занятости занимает не менее важное место.

Занятость – это деятельность, которую осуществляет население, способное к труду для получения прибыли (дохода) в виде заработка. Занятость определяется соотношением занятого в трудовом процессе населения [2].

Человек является источником рабочей силы, т. е. трудовым ресурсом. Трудовые ресурсы можно определить как часть населения страны, обладающего необходимым физическим развитием, умственными способностями и знаниями для работы.

Почему же в современном мире так много внимания уделяется занятости населения? От уровня занятости напрямую зависит уровень жизни и благосостояния населения. Безработица же приводит к не достижению потенциального уровня ВВП, к падению доходов населения, к повышению уровня преступности, это явление мешает обществу развиваться и двигаться вперед.

В таблице 1 представлены усредненные данные по занятости населения и уровню безработицы в России по годам. Очевидно, что за этот период времени произошли значительные изменения в динамике безработицы, уровень которой снизился [3].

Таблица 1- Занятость населения на Федеральном уровне за последние 5 лет

Год

Экономически активное нас.

Занятое нас.

Безработное население

Уровень безработицы, %

2009

75,6

69,2

6,3

8,4

2010

75,4

69,8

5,6

7,4

2011

75,8

70,8

5

6,6

2012

75,6

71,3

4,3

5,7

2013

75,5

71,4

4,1

5,5

За последние 5 лет безработица в России имеет, тенденцию к сокращению. Это справедливо как для исследований, проводимых по методологии Международной организации труда (МОТ), основанной на опросах населения, так и для статистики по количеству официально зарегистрированных в России безработных. В 2013 году достигнут один из наиболее низких показателей по безработице за 5 лет, и этот уровень продолжает снижаться [4].

В таблице 2 представлены данные о занятости и безработице в Краснодарском крае за последние несколько лет [5].

Таблица 2- Занятость населения в Краснодарском крае за последние 5 лет

Год

Экономически активное нас.(тыс.чел)

Занятое нас. (тыс.чел)

Безработное население (тыс.чел)

Уровень безработицы, %

2009

2639

2448

190

7,2

2010

2603

2430

173

6,7

2011

2587

2433

153

5,9

2012

2634

2487

147

5,6

2013

2620

2460

160

6,1

Из данных представленных в таблице, можно сделать вывод о том, что уровень безработицы в Краснодарском крае сокращался до 2013 года. В 2012 году был так же достигнут самый низкий показатель безработицы за последние несколько лет.

Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет по итогам обследования населения по проблемам занятости в среднем в июне-августе 2014 г. составила 2625,7 тыс. человек, или 48,3% от общей численности населения края. В их числе 2483,9 тыс. человек (94,6%) заняты в экономике и 141,8 тыс. человек (5,4%) не имели работы или доходного занятия, но активно искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю и, в соответствии с методологией Международной Организации Труда, классифицировались как безработные.

Существует много различных способов борьбы с безработицей направленных на повышение уровня занятости населения.

Федеральные органы разрабатывают и реализуют основные направления государственной политики в области занятости населения на территории страны, координируют деятельность органов власти и управления всех уровней по вопросам занятости населения, определение минимальных и обязательных нормативов для всех нормативов социальной защиты граждан от безработицы. Субъекты РФ на основе государственной политики разрабатывают и реализуют региональную политику в сфере занятости, учитывающую местные условия [2].

Местное сообщество может в значительной степени облегчить функционирование рынка труда, оказывая помощь в подборе работников на рабочие места, разрабатывая политику, направленную на снижение безработицы, информационно отслеживая изменения занятости и т. д.

Согласно ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к ведению муниципальных образований относят «обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения» [4].

Органом, осуществляющим дынные полномочия в муниципальных образованиях Краснодарского края, является Центр занятости населения по Краснодарскому краю. Центр занятости является государственным учреждением.

В Краснодарском крае политика занятости осуществляется по следующим направлениям:

-временная занятость несовершеннолетних;

-организация оплачиваемых общественных работ;

-поддержка самозанятости и предпринимательства;

-профессиональное обучение;

-стажировка и переподготовка граждан;

-организация профориентации и другое.

Одной из основных форм содействия в поиске работе является ярмарка вакансий. Цель данного мероприятия – установление контактов между выпускниками вузов, опытными специалистами, и прямыми работодателями- организациями. Соискатели могут бесплатно пройти тестирование, ознакомится с вакансиями, и обсудить возможности трудоустройства по заинтересовавшим их позициям.

Новой активной формой содействия занятости населения муниципальных образований являются клубы ищущих работу. В клубе гражданам оказывается помощь по поиску работы, приобретении навыков в этом деле, снижении психологической нагрузки, приобретении минимума правовых знаний и т.д. [6].

Особо важна помощь в трудоустройстве лицам, особо нуждающимся в социальной защите, т.е. молодежь, инвалиды, лица, уволенные из рядов российской армии и члены их семей и т.д. Механизмом содействия занятости этим группам населения являются закон о квотировании рабочих мест.

По данным департамента труда и занятости населения в Краснодарском крае в 2014 году за второй квартал в органы службы занятости населения было подано 247800 о предоставлении государственных услуг, из них 103182 заявлений о предоставлении информации о положении на рынке труда;36592 заявления о предоставлении государственной услуги по профессиональной ориентации;81833 заявлений - по содействию в поиске подходящей работы [5].

На сегодняшний день государство активно борется с безработицей, а органы местной власти вносят большой вклад в политику занятости государства.

При содействии службы занятости населения за 2 квартал 2014 года нашли работу (доходное занятие) 56096 чел.

В составе нашедших работу граждан:

незанятые граждане - 35719 чел., или 63.6%; высвобожденные работники – 1763 чел., или 3.1%; граждане, впервые ищущие работу, - 22334 чел., или 39.8%; граждане, стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного (более года) перерыва, - 7855 чел., или 14.0%; молодежь (возраст 14-29 лет) – 29718 чел., или 52.9%; граждане предпенсионного возраста –1596 чел., или 2.8%; инвалиды –796 чел., или 1.4%; трудоустроено на постоянную работу – 30042 чел., или 53.5%;

Общественные работы

В общественных работах приняли участие 4761 чел., или 8.4% от числа ищущих работу граждан. Из них безработных граждан - 2948 чел.

Временное трудоустройство несовершеннолетних

По программе временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время было трудоустроено 16052 чел., или 28.6% от числа ищущих работу граждан [5].

Временное трудоустройство безработных, испытывающих трудности

По программе организации временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы было трудоустроено 995 чел., или 1.7% от числа ищущих работу граждан [5].

Таким образом, проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Безработица выступает как сложное социально-экономическое явление. Хозяйственная практика показывает, что безработица - постоянный спутник экономики. Ее невозможно искоренить, но можно свести к минимуму.

Важно понимать, что безработица это не только экономическое явление, но и социальная катастрофа. Безработица напрямую связана с уровнем жизни и благосостоянием населения страны, вот почему так важно бороться с ней. Занятость же приводит к процветанию и обогащению страны в целом, поэтому данная тема так актуальна в современном мире.

Литература:

  1. Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) // Нормативно-правовая система «Гарант».

  2. Авдеева, Т.Т., Филиппов, Ю.В. Основы развития местного хозяйства. - М.: Логос, 2011. - 276 с.

  3. Федеральная служба государственной статистики // Электронный ресурс / режим доступа: http://www.gks.ru

  4. Щербаков, С. Безработица в России // ГАРАНТ. – 2013.

  5. Департамент труда и занятости по Краснодарскому краю // Электронный ресурс / режим доступа: http://www.kubzan.ru

  6. Федеральная служба по труду и занятости // Электронный ресурс / режим доступа: http://rostrud.ru

Просмотров работы: 2819