Занятость населения является одним из важнейших направлений в политике любого государства. Достижение высокого уровня занятости населения – приоритетная задача страны в целом. Однако, в системе муниципальной деятельности политика занятости занимает не менее важное место.
Занятость – это деятельность, которую осуществляет население, способное к труду для получения прибыли (дохода) в виде заработка. Занятость определяется соотношением занятого в трудовом процессе населения [2].
Человек является источником рабочей силы, т. е. трудовым ресурсом. Трудовые ресурсы можно определить как часть населения страны, обладающего необходимым физическим развитием, умственными способностями и знаниями для работы.
Почему же в современном мире так много внимания уделяется занятости населения? От уровня занятости напрямую зависит уровень жизни и благосостояния населения. Безработица же приводит к не достижению потенциального уровня ВВП, к падению доходов населения, к повышению уровня преступности, это явление мешает обществу развиваться и двигаться вперед.
В таблице 1 представлены усредненные данные по занятости населения и уровню безработицы в России по годам. Очевидно, что за этот период времени произошли значительные изменения в динамике безработицы, уровень которой снизился [3].
Таблица 1- Занятость населения на Федеральном уровне за последние 5 лет
Год |
Экономически активное нас. |
Занятое нас. |
Безработное население |
Уровень безработицы, % |
2009 |
75,6 |
69,2 |
6,3 |
8,4 |
2010 |
75,4 |
69,8 |
5,6 |
7,4 |
2011 |
75,8 |
70,8 |
5 |
6,6 |
2012 |
75,6 |
71,3 |
4,3 |
5,7 |
2013 |
75,5 |
71,4 |
4,1 |
5,5 |
За последние 5 лет безработица в России имеет, тенденцию к сокращению. Это справедливо как для исследований, проводимых по методологии Международной организации труда (МОТ), основанной на опросах населения, так и для статистики по количеству официально зарегистрированных в России безработных. В 2013 году достигнут один из наиболее низких показателей по безработице за 5 лет, и этот уровень продолжает снижаться [4].
В таблице 2 представлены данные о занятости и безработице в Краснодарском крае за последние несколько лет [5].
Таблица 2- Занятость населения в Краснодарском крае за последние 5 лет
Год |
Экономически активное нас.(тыс.чел) |
Занятое нас. (тыс.чел) |
Безработное население (тыс.чел) |
Уровень безработицы, % |
2009 |
2639 |
2448 |
190 |
7,2 |
2010 |
2603 |
2430 |
173 |
6,7 |
2011 |
2587 |
2433 |
153 |
5,9 |
2012 |
2634 |
2487 |
147 |
5,6 |
2013 |
2620 |
2460 |
160 |
6,1 |
Из данных представленных в таблице, можно сделать вывод о том, что уровень безработицы в Краснодарском крае сокращался до 2013 года. В 2012 году был так же достигнут самый низкий показатель безработицы за последние несколько лет.
Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет по итогам обследования населения по проблемам занятости в среднем в июне-августе 2014 г. составила 2625,7 тыс. человек, или 48,3% от общей численности населения края. В их числе 2483,9 тыс. человек (94,6%) заняты в экономике и 141,8 тыс. человек (5,4%) не имели работы или доходного занятия, но активно искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю и, в соответствии с методологией Международной Организации Труда, классифицировались как безработные.
Существует много различных способов борьбы с безработицей направленных на повышение уровня занятости населения.
Федеральные органы разрабатывают и реализуют основные направления государственной политики в области занятости населения на территории страны, координируют деятельность органов власти и управления всех уровней по вопросам занятости населения, определение минимальных и обязательных нормативов для всех нормативов социальной защиты граждан от безработицы. Субъекты РФ на основе государственной политики разрабатывают и реализуют региональную политику в сфере занятости, учитывающую местные условия [2].
Местное сообщество может в значительной степени облегчить функционирование рынка труда, оказывая помощь в подборе работников на рабочие места, разрабатывая политику, направленную на снижение безработицы, информационно отслеживая изменения занятости и т. д.
Согласно ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к ведению муниципальных образований относят «обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения» [4].
Органом, осуществляющим дынные полномочия в муниципальных образованиях Краснодарского края, является Центр занятости населения по Краснодарскому краю. Центр занятости является государственным учреждением.
В Краснодарском крае политика занятости осуществляется по следующим направлениям:
-временная занятость несовершеннолетних;
-организация оплачиваемых общественных работ;
-поддержка самозанятости и предпринимательства;
-профессиональное обучение;
-стажировка и переподготовка граждан;
-организация профориентации и другое.
Одной из основных форм содействия в поиске работе является ярмарка вакансий. Цель данного мероприятия – установление контактов между выпускниками вузов, опытными специалистами, и прямыми работодателями- организациями. Соискатели могут бесплатно пройти тестирование, ознакомится с вакансиями, и обсудить возможности трудоустройства по заинтересовавшим их позициям.
Новой активной формой содействия занятости населения муниципальных образований являются клубы ищущих работу. В клубе гражданам оказывается помощь по поиску работы, приобретении навыков в этом деле, снижении психологической нагрузки, приобретении минимума правовых знаний и т.д. [6].
Особо важна помощь в трудоустройстве лицам, особо нуждающимся в социальной защите, т.е. молодежь, инвалиды, лица, уволенные из рядов российской армии и члены их семей и т.д. Механизмом содействия занятости этим группам населения являются закон о квотировании рабочих мест.
По данным департамента труда и занятости населения в Краснодарском крае в 2014 году за второй квартал в органы службы занятости населения было подано 247800 о предоставлении государственных услуг, из них 103182 заявлений о предоставлении информации о положении на рынке труда;36592 заявления о предоставлении государственной услуги по профессиональной ориентации;81833 заявлений - по содействию в поиске подходящей работы [5].
На сегодняшний день государство активно борется с безработицей, а органы местной власти вносят большой вклад в политику занятости государства.
При содействии службы занятости населения за 2 квартал 2014 года нашли работу (доходное занятие) 56096 чел.
В составе нашедших работу граждан:
незанятые граждане - 35719 чел., или 63.6%; высвобожденные работники – 1763 чел., или 3.1%; граждане, впервые ищущие работу, - 22334 чел., или 39.8%; граждане, стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного (более года) перерыва, - 7855 чел., или 14.0%; молодежь (возраст 14-29 лет) – 29718 чел., или 52.9%; граждане предпенсионного возраста –1596 чел., или 2.8%; инвалиды –796 чел., или 1.4%; трудоустроено на постоянную работу – 30042 чел., или 53.5%;
Общественные работы
В общественных работах приняли участие 4761 чел., или 8.4% от числа ищущих работу граждан. Из них безработных граждан - 2948 чел.
Временное трудоустройство несовершеннолетних
По программе временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время было трудоустроено 16052 чел., или 28.6% от числа ищущих работу граждан [5].
Временное трудоустройство безработных, испытывающих трудности
По программе организации временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы было трудоустроено 995 чел., или 1.7% от числа ищущих работу граждан [5].
Таким образом, проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Безработица выступает как сложное социально-экономическое явление. Хозяйственная практика показывает, что безработица - постоянный спутник экономики. Ее невозможно искоренить, но можно свести к минимуму.
Важно понимать, что безработица это не только экономическое явление, но и социальная катастрофа. Безработица напрямую связана с уровнем жизни и благосостоянием населения страны, вот почему так важно бороться с ней. Занятость же приводит к процветанию и обогащению страны в целом, поэтому данная тема так актуальна в современном мире.
Литература:
Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) // Нормативно-правовая система «Гарант».
Авдеева, Т.Т., Филиппов, Ю.В. Основы развития местного хозяйства. - М.: Логос, 2011. - 276 с.
Федеральная служба государственной статистики // Электронный ресурс / режим доступа: http://www.gks.ru
Щербаков, С. Безработица в России // ГАРАНТ. – 2013.
Департамент труда и занятости по Краснодарскому краю // Электронный ресурс / режим доступа: http://www.kubzan.ru
Федеральная служба по труду и занятости // Электронный ресурс / режим доступа: http://rostrud.ru