ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПАСПОРТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТА ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ УСТОЙЧИВОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (НА ПРИМЕРЕ МОНОГОРОДА ГУКОВО) - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПАСПОРТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТА ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ УСТОЙЧИВОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (НА ПРИМЕРЕ МОНОГОРОДА ГУКОВО)

Валынкин Р.А. 1, Колчина О.А. 1
1Южный федеральный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Устойчивый экономический рост муниципального образования во многом зависит от величины инвестиций, направленных в эффективные и конкурентоспособные производства, развитие социальной инфраструктуры [6]. В настоящее время в России нарастает конкуренция между отдельными муниципальными образованиями за привлечение внешних инвестиций. Города значительно различаются между собой по уровню развития инфраструктуры, бизнес-потенциалу, условиям, созданным для деятельности инвесторов, рискам. В конкурентной борьбе выигрывают те муниципальные образования, которые создают наилучшие условия для деятельности инвесторов и ведут активную PR-кампанию по информированию потенциальных деловых партнеров об условиях ведения бизнеса в городах.

Наиболее оптимальным средством, демонстрирующим инвестиционный потенциал города и содержащим комплексную информацию по всем вопросам, интересующим инвестора, является «Инвестиционный паспорт города» [5].

Основная идея Инвестиционного паспорта состоит в том, чтобы предоставить инвестору весь набор информации о региональном или муниципальном инвестиционном климате, требуемый для принятия решения о начале работы с регионом.

Отличительными особенностями проекта «Инвестиционный паспорт города», выделяющими его из ряда других информационно-имиджевых проектов регионов и городов России, являются:

  • четкая структуризация информационного содержания, соответствующая информационным потребностям потенциальных инвесторов и системе критериев оценки инвестиционной привлекательности;

  • глубина раскрытия информации о конкретных объектах инвестиций, достаточная для оценки коммерческой эффективности и рисков проектов;

  • наглядность представления информации, использование современных геоинформационных и интернет технологий.

Ниже представлены основные разделы Инвестиционного паспорта г. Гуково:

1. Социально-экономическое развитие г. Гуково

Основной отраслью промышленности г. Гуково является угледобыча. В конце 2009 г. город получил статус монопрофильного и вошел в «пилотную группу» из 27 моногородов, стабилизация положения в которой является первоочередной задачей федеральных и муниципальных органов власти. В настоящее время в Гуково добывается более половины всей добычи угля Ростовской области.

Общая сумма прибыли по прибыльно работающим предприятиям города оценивается на 2013 г. в размере 429,1 млн. руб., а прогнозируемая на 2014 г. – 459,2 млн. руб.

При этом темпы роста прибыли по отношению к предыдущему году оцениваются на уровне [2]:

  • в 2012 г. по отношению к 2011 г. – 74,3 %;

  • в 2013 г. по отношению к 2012 г. – 54,7 %;

  • в 2014 г. по отношению к 2013 г. – 107,0 %.

Основным источником поступлений в бюджет города являются межбюджетные трансферты (финансовая помощь из областного бюджета).

Объем межбюджетных трансфертов в 2013 г. составляет 1167,6 млн. руб. или более 70% всех доходов бюджета. Расходы бюджета г. Гуково направлены на решение социальных и экономических задач. Одним из приоритетных направлений политики Администрации г. Гуково является обеспечение конкурентоспособности экономики муниципального образования.

Развитие малого и среднего предпринимательства является важным направлением работы Администрации г. Гуково [3].

По результатам 2013 года в г. Гуково функционирует 2076 субъекта малого и среднего предпринимательства. Следует отметить, что количество индивидуальных предпринимателей от общего числа субъектов малого и среднего предпринимательства остается неизменным на протяжении 2012 и 2013 гг. и равняется 1730 единицам [2].

По состоянию на декабрь 2013 года в г. Гуково функционирует 346 малых и средних предприятий, что на 40 единиц или на 11% больше, чем в 2011 г. (306 малых предприятий).

Среднесписочная численность занятых в экономике города по крупным, средним и малым предприятиям и организациям в 2014 г. составила 8530 человек. По состоянию на декабрь 2013 года на малых и средних предприятиях г. Гуково занято 2585 человек.

Для решения проблем в сфере малого и среднего предпринимательства в г. Гуково выстраивается система взаимодействия органов власти с предпринимателями, сформирована инфраструктура поддержки малого бизнеса [4].

2. Оценка инвестиционной привлекательности г. Гуково

Таблица 1 - SWOT-анализ инвестиционной привлекательности г. Гуково

 

Положительное влияние

Отрицательное влияние

Внутрен-

няя среда

Strength (преимущества):

1.Наличие статуса моногорода и реализация на территории городского округа Комплексного инвестиционного плана модернизации монопрофильного муниципального образования «Городской округ Гуково» (далее – КИП г. Гуково).

2.Наличие многолетнего опыты участия в реализации программ приоритетного развития шахтерских территорий.

3.Наличие трудовых ресурсов.

4.Благоприятный, в целом, хозяйственный климат и эффективная практика взаимодействия органов местного самоуправления и предпринимательского сообщества.

5.Выгодное приграничное положение в границах Еврорегиона «Донбасс» и транзитный характер транспортной инфраструктуры (М-4 «Дон», М-19 «Ростов-Харьков», региональные автодороги, железнодорожная ветка «Дебальцево-Лихая»).

6.Функционирование в городе Гуково таможенного поста.

7.Свободные (неиспользуемые) территории, которые можно использовать для расширения масштабов хозяйственной деятельности.

8.Наличие базы производства строительной продукции.

9.Заметное место в экономике занимает малый бизнес, более гибко реагирующий на изменение конъюнктуры рынка.

10.Наличие образовательных учреждений всех уровней, в том числе среднего и высшего профессионального образования.

11.Проведение на территории города всероссийских спортивных турниров.

Weaknesses (недостатки):

1.Масштабы экономики г. Гуково, в сравнении с более крупными городами, невелики. В городе на данный момент нет крупных высокорентабельных предприятий, которые могли бы стать локомотивами для развития всей городской экономики.

2.Экономический потенциал в настоящее время представлен предприятиями, не относящимися к сектору высоких технологий. Результаты их работы очень чувствительны к кризисным проявлениям в экономике и изменениям конъюнктуры рынка.

3.Нехватка инвестиций, сильная зависимость бюджета города от поступлений из регионального бюджета.

4.Невысокий уровень доходов населения, и, как следствие, недостаточно масштабный потребительский спрос.

5.Отток работоспособного населения и молодежи: значительная часть жителей работает на предприятиях, расположенных в других районах и городах Ростовской области.

6.Высокий уровень скрытой безработицы.

7.Неразвитость объектов социальной инфраструктуры в сфере досуга (отсутствие зон отдыха, недостаточное количество спортивных сооружений, кафе и др.)

Внешняя среда

Opportunities (возможности устранения недостатков):

1.Возобновление устойчивого экономического роста после кризиса и рост спроса на продукцию предприятий г. Гуково.

2.Расширение масштабов интеграционных процессов с Украиной и другими странами СНГ, развитие взаимовыгодного сотрудничества на уровне городов и регионов.

3.Перераспределение бюджетных средств федерального бюджета, образуемых от экспорта энергоносителей, на региональный и муниципальный уровни, что может способствовать укреплению местных финансов г. Гуково, росту потребительского спроса на рынке и инвестиционной активности.

4.Реализация федеральных и региональных программ в социальной сфере и жилищно-коммунальном хозяйстве, а также создание особых экономических зон и промышленных площадок.

Threats (внешние угрозы, способные осложнить достижение целей):

1.Сильная конкуренция с городами Ростовской области и других регионов Южного федерального округа.

2.Недостаток возможностей для привлечения внешних ресурсов развития города. Усиление зависимости от органов государственной власти региона.

3.Недостаточное финансирование для исполнения полномочий местных органов власти.

4.Недостаток налоговых и других льгот для стимулирования инвестиций, как в коммерческие, так и социальные проекты.

3. Муниципальная поддержка инвестиционной деятельности в г. Гуково

Приняты беспрецедентные в Ростовской области решения по предоставлению резидентам Гуковского индустриального парка финансовой поддержки, которые должны сделать инвестплощадку г. Гуково наиболее привлекательной в области. Так, доля субсидируемых областным бюджетом затрат на подключение предприятий к электрическим и газовым сетям составит 80 % (по другим индустриальным паркам области – не более 50 %).

При аренде земельного участка:

  • с момента заключения договора аренды до получения разрешения на строительство предполагается применение ставки в размере 50,0 % от базовой;

  • полное освобождение от арендной платы в период строительства производства;

  • с момента ввода производства до выхода его на самоокупаемость льготная ставка по уплате арендной платы составит 10,0 % от базовой (в случае выкупа инвестором земельного участка, ставка земельного налога составит 0,15 %).

Преференции по земле будут предоставляться до выхода производства на самоокупаемость, но на срок не более 5 лет.

В целях совершенствования формата взаимодействия муниципальной власти с предпринимательским сообществом города, Постановлением Администрации г. Гуково от 19.09.2012 года № 1458 был создан Совет по предпринимательству при Администрации г. Гуково.

4. Деятельность по сопровождению инвестиционных проектов в г. Гуково

Муниципальный фонд местного развития г. Гуково

На территории муниципального образования «Город Гуково» финансовую поддержку и другие виды поддержки оказывает Муниципальный фонд местного развития г. Гуково. Предметом деятельности «Фонда» является:

  • финансовое обеспечение муниципальных программ развития и поддержки малого предпринимательства, программ местного развития, повышения инвестиционной активности и привлечения средств инвесторов в приоритетные для города и района направления деятельности субъектов малого предпринимательства, развитие конкуренции, насыщение рынка и создание новых рабочих мест, смягчение напряженности на рынке труда;

  • оказание содействия в решении вопросов, связанных с ведением предпринимательской деятельности субъектам малого и среднего предпринимательства.

Бизнес-инкубатор г. Гуково

На территории г. Гуково функционирует бизнес-инкубатор, основной целью которого является обучение трудоспособного населения основам предпринимательства, поддержки начинающих предпринимателей в создании и развитии бизнеса путем предоставления в аренду на льготных условиях нежилых помещений, оборудованных мебелью и техникой и оказания консультационных, бухгалтерских, юридических и прочих услуг.

Выводы: Успешная реализация мероприятий по популяризации предпринимательской деятельности, развитая инфраструктура поддержки предпринимательства, реализация мероприятий программы развития малого и среднего предпринимательства (информационная, имущественная и финансовая поддержка) позволят подготовить благоприятные условия для развития малого бизнеса в г. Гуково. Строительство новых высокотехнологичных производств на территории города, несомненно, станет серьезным импульсом для развития имеющихся и образования новых субъектов малого и среднего предпринимательства.

Библиографический список:

1. Областной закон Ростовской области от 01.10.2004 г. № 151-ЗС «Об инвестициях в Ростовской области».

2. Постановление городской Думы г. Гуково от 12.03.2014 г. № 496 «Об утверждении Программы социально-экономического развития города Гуково на 2014-2018 гг.»

3. Постановление Администрации г. Гуково от 24.10.2012 № 1651 «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития муниципального образования «Город Гуково» до 2020 года».

4. Распоряжение Администрации г. Гуково от 28.10.2013 № 316 «Об утверждении плана реализации муниципальной программы г. Гуково «Экономическое развитие» на 2014 год».

5. Инвестиционные возможности России [сайт]: URL: http://www.ivr.ru/it/passport.shtml - (дата обращения: 23.12.2014).

6. Саак А.Э., Колчина О.А. Разработка инвестиционной политики муниципального образования //Региональная экономика: теория и практика. – 2006. – № 4. – С. 53-61.

Просмотров работы: 1397