Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования нового поколения (ФГОС 3+) рассматривают самостоятельную работу студентов, как важный способ формирования профессиональной самостоятельности, общекультурных и профессиональных компетенций, готовности к самообразованию и непрерывному обучению в условиях быстрой обновляемости знаний.
С каждым годом увеличивается количество часовв учебных планах и рабочих программах дисциплин, которые отводятся на самостоятельную работу бакалавров и магистров.
Существует множество определений понятия самостоятельной работы студентов, в нашем понимании, самостоятельная работа – это вид учебной деятельности, выполняемый студентами без непосредственного контакта с преподавателем и управляемый преподавателем через специальные учебные материалы; это обязательное неотъемлемое звено процесса обучения, которое предусматривает индивидуальную работу студентов в соответствии с планом.
Самостоятельную работу студентов можно разделить на 3 вида: научная, учебная и социальная. Все они между собой взаимосвязаны.
Научная самостоятельная работа заключается в участии студента в научных конференциях, в написании курсовых и выпускных работ.
Эта работа развивает способность владеть культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения.
Учебная работа заключается в подготовке к семинарам, выполнении лабораторных и практических занятий, в составлении конспектови подборе литературы. Данный вид деятельности развивает способность применять знание задач своей профессиональной деятельности, их характеристики (модели), характеристики методов, средств, технологий, алгоритмов решения этих задач.
Социальная работа студента - это участие в общественной жизни своего ВУЗа. Она развивает личные качества, необходимые во взаимоотношениях между людьми, такие как: настойчивость, терпимость, сочувствие, умение убеждать,способность к кооперации с коллегами, к работе в коллективе и т.п.
Для того чтобы узнать, как относятся студенты к самостоятельной работе, мы провели анкетирование среди бакалавров 1 – 4 курсов и магистров, обучающихся по направлению 221400 «Управление качеством». На основании обработанных анкет студентов группы 1Г21 можно сделать вывод о том, что самостоятельная работа способствует лучшему освоению учебного материала по дисциплине (так ответили 86% учащихся) и развитию общекультурных и профессиональных компетенций (53% опрошенных).
Наиболее распространенной формой самостоятельной работы является подготовка домашнего задания, т.к большинство считает, что эта форма наиболее эффективна( 28% ответили именно так).
Ниже представлены диаграммы, на которых можно увидеть результаты анкетирования.
По результатам исследования можно сделать следующие выводы:
Активная самостоятельная работа студентов возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации.
Самостоятельная работа формирует у студентов способность к саморазвитию, творческому применению полученных знаний.
Сегодня мы участвуем в изменении роли самостоятельной работы для студентов, в её активизации.
Список информационных источников: