ВЛИЯНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА НА КЛЮЧЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ВЛИЯНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА НА КЛЮЧЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На современном этапе, большую роль в развитии предприятия и экономики в целом влияет организационная культура. Несмотря на то, что каждый тип организационной культуры выдвигает свои требования к информационной системе фирмы и предполагает создание оригинальной информационной структуры, можно выделить два типа информационных систем. Первый тип, условно - структурная система, ориентирован на создание четкой, стабильной и формально закрепленной информационной структуры. Этот тип соответствует требованиям бюрократической и рыночной культур. Второй тип, условно - диффузная система, требует формирования гибкой информационной структуры, обеспечивающей максимально широкий доступ информации внутри фирмы. Он отвечает требованиям клановой и адхократической культуры. [1]

Каким же образом воздействует ситуация кризиса на организационную культуру? Очевидно, что кризис значительно изменяет такие характеристики как характер конкуренции и рыночная стабильность, которые оказывают ключевое воздействие на организационную культуру, как показали проведенные ранее исследования. Однако воздействие изменений внешней среды будет неодинаковым. Безусловно, в первую очередь изменения внешней среды ощущают и осознают организации, культура которых ориентирована на внешнюю среду: рыночная и адхократическая. Однако сама система ценностей и тип информационной системы у этих культур различен. Рыночная культура обладает жесткой системой ценностей и стабильной информационной структурой, поэтому кризис как бы «убеждает» такую организацию в правильности принятого курса. Такая организация становиться еще более агрессивной и неразборчивой в используемых средствах достижения поставленных целей. Можно сказать, что кризис делает рыночную организацию сильнее. Иначе происходит в адхократической организации. Ее ценности значительно более гибкие, а информационная система более открыта и диффузна, поэтому адхократическая организация более подвержена изменениям.

В условиях кризиса происходит расслоение адхократических организаций: некоторые их них остаются успешными в силу своевременного предвиденья рыночных изменений (и могут даже улучшить свои докризисные позиции); другие же начинают испытывать серьезные трудности и «убеждаются», что осуществление инноваций и рискованных проектов следует отложить до наступления посткризисного периода, а в условиях кризиса необходимо сконцентрировать свои усилия на активном продвижении уже созданного ранее и сохранении завоеванных ранее позиций. Таким образом, в условиях кризиса часть адхократических организаций изменяет систему ценностей, происходит их «мутация» причем, как правило, в организацию рыночного типа. Наличие харизматического лидера, еще недавно являвшего вдохновителем новых идей и одним из факторов успеха адхократической организации, может даже ускорить этот процесс. [2]

Таким образом, одним из негативных следствий кризиса является уменьшение числа организаций с инновационной культурой, о важности и ценности которой так много говорится в современной России.

Организация с бюрократической и клановой культурой воспринимают изменение внешних условий с некоторым опозданием, так как они ориентированны на внутреннюю среду. Им необходим определенный временной промежуток, чтобы оценить долговременность и важность происходящих перемен. Реакция на сами изменения у организации с этими типами культур различна. Бюрократическая организация имеет стабильные ценности и относительно жесткую информационную структуру. Поэтому в большинстве случаев, такая организация будет осуществлять незначительные и медленные преобразования в этой системе ценностей, например, ужесточая требования к исполнительской дисциплине или несколько реформируя организационную структуру. Клановая культура значительно более гибкая, а ее информационная структура открыта и не имеет жесткости и формализованности, свойственной бюрократической структуре. Ценности этого типа культуры, такие как: коллективизм, честность и открытость, преданность фирме и другие, наиболее уязвимы в условиях ужесточения конкуренции, усложнения и дестабилизации внешних условий. Очевидно, что в условиях кризиса клановая культура зачастую выглядит неэффективной. Необходимость выживания и отказ от долгосрочной стратегии заставляет организацию с такой культурой ужесточать «правила игры», усиливая влияние ценностей рыночной культуры.

Таким образом, влияние кризиса на организационную культуру российских предприятий заключается в следующем:

Во-первых, усиливается роль и увеличивается число организаций со значительным влиянием рыночной культуры, для которой свойственны ориентация на быстрый финансовый успех, жесткое соперничество, целеустремленность, а в этическом аспекте – цинизм.

Во-вторых, сокращается число организаций имеющих выраженную клановую культуру, организации ориентированные на открытость, готовность к сотрудничеству и гуманизм вынуждены значительно корректировать свою систему ценностей или уходить с рынка.

В-третьих, происходит расслоение организаций, имеющих выраженную адхократическую (инновационную культуру). Некоторые из этих организаций становятся еще более успешными и превращаются в подлинных лидеров рынка, но многие вынужденно трансформируют свою систему ценностей и преобразуют в организации рыночного типа.

Требуя от бизнеса понимания своей социальной ответственности и, в частности, выполнения всех обязательств перед работниками предприятий, следует помнить, что организациям рыночного типа чуждо принятие любых решений, не имеющих целью получения прямой финансовой выгоды. А успешное функционирование организаций с клановой культурой и большинства организаций с адхократической культурой в кризисных условиях возможно лишь при внешней, в первую очередь, государственной поддержке.

Список литературы:

  1. Стеклова, О.Е. Организационная культура: учебник // О.Е. Стеклова, Ульяновск: УлГУ. – 2010, 127 с.

  2. Шейн, Э.Х. Организационная культура и лидерство // Эдгар Х. Шейн, Питер. – 2012, 489 с.

Просмотров работы: 1230