ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ФИНАНСИРОВАНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ НА ОСНОВЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) ЗАДАНИЙ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ФИНАНСИРОВАНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ НА ОСНОВЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) ЗАДАНИЙ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В рамках проведения бюджетной реформы с 2012 года, существенно изменилась система финансирования учреждений культуры. Основное отличие новых бюджетных учреждений от «старых» - наличие государственного (муниципального) задания. Финансовое обеспечение теперь связано с перечнем оказываемых учреждением услуг (выполняемых работ). Государство определяет услуги, оказываемые учреждением населению и юридическим лицам, и закупает именно их.

Основной нормативно-правовой акт, регулирующий реформу бюджетной сферы, – Федеральный закон от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

До 1 июля 2012 года все учреждения культуры определились со статусом, т.е. выбрали организационно-правовую форму: казенное, бюджетное или автономное учреждение.

Закон № 83-ФЗ дает точные определения казенного и бюджетного учреждений: [1]

- казенное учреждение – это "государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы";

- бюджетное учреждение – это "некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах".

Определение автономного учреждения содержится в Федеральном законе от 03.11.2006 № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее – Закон № 174-ФЗ)). Согласно данному закону автономное учреждение – это "некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами".

Поскольку все три типа учреждений являются государственными или муниципальными, решение о создании, изменении типа, реорганизации, ликвидации таких учреждений принимает учредитель.

В соответствии с п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2010 г. N 671 "О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания" утверждён базовый перечень государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) федеральными государственными учреждениями в сфере культуры, искусства, архивного дела, историко-культурного наследия, кинематографии. Так, в разделе I. Государственные услуги содержатся следующие наименования государственных услуг (работ):

- услуга по показу спектаклей, концертов и концертных программ, цирковых номеров и программ, иных зрелищных программ;

- услуга по осуществлению библиотечного, библиографического и информационного обслуживания пользователей библиотеки;

- услуга по публикации музейных предметов, музейных коллекций путем публичного показа, воспроизведения в печатных изданиях, на электронных и других видах носителей, в том числе в виртуальном режиме;

- услуга по предоставлению архивных документов и информации на их основе;

- услуги по обеспечению доступа пользователей к коллекции фильмов и других материалов Госфильмофонда России.

При этом учредитель должен определить первоначальные нормативы затрат на оказание государственной услуги (выполнение работы) и ответить на следующие вопросы: сколько стоит одна и та же услуга у подобных учреждений? Что влияет на разницу в стоимости? Можно ли привести расчет у всех подобных учреждений к сопоставимому виду? В идеале результатом такой работы должно быть установление единой стоимости каждой услуги (работы).

Бюджетные и автономные учреждения финансируются посредством выделения субсидии на госзадание. Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, государственное (муниципальное) задание – документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ). Форма утверждена постановлением Правительства РФ от 2 сентября 2010 г. № 671.

Бюджетное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания. Это четко сказано в пункте 6 статьи 9.2 Закона № 7-ФЗ.

Размещение госзаказа в сфере искусства и культуры осуществляется путем организации торгов. С 01.01.2014 г., Закон N 94-ФЗ утратил силу, а отношения при размещении заказов на госпоставки уже регулируется ФЗ № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Краткий перечень нововведений в 44-ФЗ «О контрактной системе госзакупок» в сравнении с 94-ФЗ: кардинально изменяется подход по организации и управлению закупками; теперь закупки можно проводить с помощью 11 закупочных процедур; вводятся новые участники закупочного цикла; возможно одностороннее расторжение контракта заказчиком, новый портал государственных закупок; новые правила участия в электронных аукционах; обязательное внесение обеспечений исполнения контрактов; вводится понятие контрактный управляющий и контрактный служащий. [2,3,4]

Таким образом, в сфере культуры действует принцип государственного заказа, с помощью которого идет попытка создания здоровой конкуренции на рынке государственных услуг. В перспективе, кто выиграет госзаказ (бюджетное учреждение или коммерческая организация), тот и получит задание на оказание соответствующих госуслуг населению (юридическим лицам).

Список литературы:

  1. Федеральный закон № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://base.garant.ru

  2. Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://base.garant.ru

  3. Приказ Министерства культуры РФ от 29 ноября 2011 г. N 1100 «Об утверждении базового перечня государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) федеральными государственными учреждениями в сфере культуры, искусства, архивного дела, историко-культурного наследия, кинематографии»

  4. Госзакупки по новому закону: что изменится для учреждений [Текст] // Журнал «Учет в бюджетных учреждениях», 2013 г., № 6

  5. Ермакова А.В.Контрактная система: что изменится в практике расходования бюджетных средств? / А.Ермакова // Экономика и жизнь, 12.04.2013, №14/9480

Просмотров работы: 1496