СФЕРА КУЛЬТУРЫ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СФЕРА КУЛЬТУРЫ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

За последние десятилетия в России произошли масштабные перемены, которые затронули разные сферы жизни общества. Среди них находится и сфера культуры.

Сфера культуры и искусства - это сфера не материального, а, прежде всего, духовного производства. Ее продукты удовлетворяют не материальные, а интеллектуальные, эстетические и духовные потребности людей, ибо для всякого мыслящего человека эти ценности являются не менее значимыми, чем материальные.

Сфера культуры является неотъемлемым элементом социально-экономического развития территории. Она выполняет весьма важные социальные функции, связанные с образованием, воспитанием, процессами социализации, идентификации и многими другими аспектами становления и развития человеческой личности.Культура и искусство оказывает прямое влияние на общественную жизнь каждого региона. Культурные символы и традиции, язык, памятные даты и места, песни и т. д. составляют содержание культурной идентичности, самосознания, объединяющего людей и консолидирующего общество: работодателей и занятых, старшего и подрастающего поколения, мужчин и женщин, политиков и избирателей. Без такой консолидации, сознания общности и общей судьбы невозможны экономические и политические реформы, развитие общества в целом.Так же культура и искусство обеспечивают социально значимые виды деятельности, организацию отдыха, позитивно влияющие на сознание людей, отношения между ними, способствующие духовному развитию личности и общества в целом, раскрытию их творческого потенциала.

Помимо этого сфера культуры вносит существенный вклад в экономику региона. Государственные учреждения культуры, общественные некоммерческие организации, коммерческие структуры, частные фирмы, творческие коллективы и индивиды, действующие в сфере культуры и искусства, создают конкретные рабочие места по соответствующим собственным рынкам услуг, обладающим существенным инвестиционным потенциалом. Тем самым осуществляется непосредственный вклад в развитие экономики конкретного региона. Речь идет не только об обеспечении занятости, но и о налоговых и прочих отчислениях в государственные бюджеты, социальном страховании.

В сфере культурных индустрий экономическая деятельность связана с определенной сферой культуры (дизайн, музейный ресторан, мода, танцы, музыка, реклама, фотография, издательская деятельность, ремесла), не затрагивая основные функции культурных учреждений. Такого рода культурно-экономическая деятельность не только способствует развитию бизнеса, но и влияет на финансовую устойчивость культурной среды, стабилизирует социокультурное пространство региона. Например, если мы поддержим развитие культурных индустрий путем создания дополнительных форм культурного досуга, ориентированного на молодежь, то нам будет легче удержать наиболее мобильную часть населения в провинции. Основными чертами культурных индустрий являются гибкость, локальность задействованного рынка, ориентация на новые организационные структуры, нестандартность культурного продукта.

Сфера культуры и искусства выступает базой и инфраструктурой развития ряда других отраслей, прежде всего - образования, СМИ, издательской деятельности, туризма, индустрии развлечений. По общемировой статистике свыше 75% объема туризма оставляет так называемый «культурный туризм», когда туристы посещают другие регионы и страны, чтобы ознакомиться с культурно-историческим наследием, участвовать в ярких событиях, набраться ярких непривычных ощущений, приобрести экзотические и художественно своеобразные сувениры [1, с.35].

В истории существует масса примеров, когда культура становилась базисом для развития городов, для инновационных процессов. Например, город Кеми на севере Финляндии, который не имел ничего кроме снега, в результате экономического кризиса и безработицы стал использовать снег как основной ресурс, построив огромные ледяные дворцы и заставив людей со всего мира съезжаться сюда на снежные фестивали. [5, с.19] Перед запуском масштабных проектов по развитию городов, первоначально необходимо создать культурную среду, способную изменить имидж города, социальные и ментальные категории горожан, содействовать притоку горожан, потребителей, туристов, привлечь дополнительные инвестиции.

Причем речь идет именно о региональной культуре, способной либо создать условия для самореализации обычного человека, либо побуждать его искать более благоприятную социокультурную среду.

С данными положениями тесно связаны и проблемы эффективного менеджмента культурного наследия. На этот вопрос обратила внимание группа российских ученых в рамках реализации одного из проектов по поддержке развития сферы культуры. Исследователи полагают, что в наше время меняются приоритеты в ресурсном обеспечении регионов, поскольку промышленное производство уступает место культурным, научным и образовательным ресурсам. Так, например, в рамках государственной программы «Развитие культуры и искусства, туризма, архивного дела, сохранение и реконструкция военно-мемориальных объектов в Орловской области (2013-2017 годы)» общий объем финансирования из областного бюджета в 2013 году составил почти 350 млн. рублей, на 2014 год запланировано свыше 421 млн. рублей. Однако, сегодня для нормального развития социально значимых объектов этого недостаточно.

В Германии, например, только на господдержку учреждений культуры (музеев, театров, филармоний, библиотек) из бюджета выделяется до 8,5-10 млрд. долларов, то есть 2-4% бюджета. [2] В России, к сожалению, в настоящее время сфера культуры не входит в число ключевых приоритетов государственной социальной и бюджетной политики, что приводит к негативным последствиям в виде сокращения бюджетных инвестиций в развитие производительных сил в культуре. Государственная составляющая инвестиций направлена на обеспечение текущей деятельности учреждений сферы культуры, необходимые меры для сохранения культурного наследия.

Отсутствуют необходимая государственная поддержка научно-исследовательских проектов в области культуры, законотворческая активность в области культуры, адекватная потребностям реформируемого бюджетного сектора. И это несмотря на то, что культура и искусство являются социально значимыми сферами общества, аккумулирующими и транслирующими базовые ценности общества, образы, которые, помимо прочего, используются в коммерческой и некоммерческой деятельности.

В завершении хотелось бы отметить, что культура региона - это в конечном счете реальная культура его реального населения. Обеспечить преемственность между культурным наследием (включая наследие советской эпохи) и современной культурой - важнейшая задача региональной и городской культурной политики. Она должна быть направлена на повышение интегрирующей роли культуры, объединяющей жителей региона на основе осознания единства исторической судьбы, общих ценностей и экономических интересов.Ведь мировой опыт свидетельствует о том, что культурный потенциал региона (от музеев, архитектурных комплексов до уникальных культурных мест, мифов, преданий, фестивалей) может быть использован не только в целях воспитания и приобщения к духовному наследию. Сфера культуры может выступать как мощный региональный ресурс, способный переломить кризисную ситуацию и дать новый импульс развитию территории, стать фундаментом её интенсивного развития.

Список литературы

  1. Зеленцова Е.В., Мельвиль Е.Х. Культура как системный фактор экономики и территориального развития // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. - 2013. - Серия «Гуманитарные науки» №1-2. – с.32-37.

  2. Газета.ru/ экономполитика [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.gazeta.ru/financial/2010/10/15/3428907.shtml

  3. Рейнбах Е.Ю. Формирование региональной культурной политики в контексте модернизации образования Материалы международной научно-практической конференции. Орловский государственный институт искусств и культуры; редакционная коллегия: Н.А. Паршиков (главный редактор), И.А. Ивашова (научный редактор и составитель), В.М. Гапоненко, Н.А. Меркурьева, Г.Н. Харитонова. 2014. С. 29-33.

  4. Рейнбах Е.Ю. Совершенствование системы управления социальной сферой как фактор социально-экономического развития региона/Е.Ю. Рейнбах//Региональные проблемы преобразования экономики. 2008.- № 1.- С. 18-26.

  5. Федотова Н.Г. Сфера культуры как стратегический ресурс региона. Вестник Новгородского государственного университета – 2011. - №63. – с.17-21.

Просмотров работы: 7000