СОЦИАЛЬНЫЙ МАРКЕТИНГ В СИСТЕМЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СОЦИАЛЬНЫЙ МАРКЕТИНГ В СИСТЕМЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Стратегическое развитие отрасли культуры региона в значительной степени обусловлено формированием нравственно-духовных ориентиров населения, демократических основ культурной жизни и деятельности в условиях глобализации и становления информационного общества; обеспечением предпосылок для социально-экономического и духовного развития общества, непрерывности культурного процесса.

Решение изложенных задач предполагает использование новых элементов региональной культурной политики, что требует глубокого, всестороннего анализа её теоретико-методологических оснований; уточнения целевых установок; четкого определения объекта и субъекта, механизмов их взаимосвязи и взаимодействия [4].

Одним из таких принципиально новых элементов региональной культурной политики может стать технология социального маркетинга.

Основные цели региональной культурной политики - стимулирование процессов самоорганизации культурной жизни, создание условий для оптимального саморазвития культуры путем оптимального использования экономических механизмов, культурного потенциала, материальных и человеческих ресурсов территории. Эти цели могут модифицироваться и уточняться на каждом из уровней выработки и реализации культурной политики, применительно к ее различным объектам. Однако генеральная цель всегда ориентирована на то, чтобы в регионе поддерживалась система как институциональных, так и неинституциональных условий, обеспечивающих оптимальность процессов создания, сохранения, распространения и потребления культурных ценностей. [1, с.81]

Региональная культурная политика должна решать задачи, содержание и направленность которых определяются в зависимости от тенденций развития социокультурной ситуации, специфики проявления действия факторов, затрудняющих реализацию программ и проектов. [1, с.83]

Цели и задачи региональной культурной политики, с одной стороны, формируются субъектами культурной политики региона, с другой стороны, опосредуют поведение субъектов в социокультурной среде. Субъект культурной политики отличается многосложностью и полиструктурностью. [1, с.84] В этом качестве могут выступать любые субъекты культурной жизни (отдельные люди, субкультурные группы, общественные объединения, инициативные группы, учреждения культуры, органы управления и т.д.), обладающие как основными составляющими культурной политики, так и ресурсами. Особым субъектом культурной политики является государство, основной задачей которого является учет, согласование и реализация интересов всех субъектов культурной жизни.

В субъектах РФ сложилась своя система субъектов культурной политики. Так, к примру, Уставом Орловской области (ст.5) определено, что систему органов государственной власти Орловской области составляют: законодательный орган государственной власти области (Орловский областной Совет народных депутатов (Совет); высшее должностное лицо области (Губернатор); высший исполнительный орган государственной власти области (Правительство); органы исполнительной государственной власти специальной компетенции области, а также суды области.[2, c.30]

Место технологии социального маркетинга в системе основных элементов региональной культурной политики показано на рисунке 1.

Рис. 1 – Место социального маркетинга в системе региональной культурной политики

Для характеристики места технологии социального маркетинга в системе региональной культурной политики необходимо рассмотреть механизмы её реализации. Среди указанных механизмов выделим:

- инфраструктуру культуры, включающую организационные структуры, составляющие систему государственного регулирования культурной жизни и реализации задач культурной политики, получивших общественное одобрение; совокупность организаций и учреждений;

- материальные, финансовые, кадровые и информационные ресурсы;

- социальные механизмы и процедуры, которые можно условно подразделить на законодательные, экономические, идеологические и социально-психологические.

Особым средством реализации региональной культурной политики являются технологии, использование которых имеет приоритетное значение в современных условиях. К основным технологиям отнесем менеджмент и маркетинг в сфере культуры, технологию социокультурных проектов, Public relations, фандрейзинг, рекламу и др. Роль выделенных технологий в региональной культурной политике постоянно возрастает, что обусловлено довольно вескими обстоятельствами. Во-первых, происходит усложнение всех социокультурных объектов и процессов, каждый из которых представляет собой сложные, сверхсложные, полиструктурные, полифункциональные и динамические социальные системы. Во-вторых, возрастает новая система продажи социокультурных товаров, формируются действенные духовные запросы, ориентации и вкусы различных социальных слоев. В-третьих, технологические механизмы в большой степени способствуют сбалансированию культурной сферы деятельности, поддержанию оптимального уровня сферы культуры.

Таким образом, анализ показал, что на уровне региона видна связь социального маркетинга учреждений культуры и культурной политики, которая проявляется в следующих направлениях:

1) социальный маркетинг, с одной стороны, является одним из инструментов реализации культурной политики, составляя её технологический уровень, с другой - в процессе его реализации более четко формулируются цели культурного развития, учитываются доступные ресурсы;

2) культурная политика и социальный маркетинг обладают общими структурными элементами, такими как: социокультурные цели, действия и процедуры получения социокультурных результатов, наличие определенных ресурсов;

3) на определенном уровне цели, задачи и приоритеты культурной политики и социального маркетинга совпадают, так как они определяются на пересечении нескольких факторов.

Таким образом, региональная культурная политика представляет собой сложное и многоуровневое явление, в свою очередь технология социального маркетинга учреждений культуры региона выступает одним из средств реализации данной политики, учитывающим поставленные цели и задачи.

Список литературы

  1. Котлер, Ф. Маркетинг для государственных и общественных организаций [Текст]: / Ф. Котлер, Н. Ли. Под ред. С.Г. Божук. - СПб.: Питер, 2008. - 377с.

  2. Рейнбах Е.Ю. Формирование региональной культурной политики в контексте модернизации образования Материалы международной научно-практической конференции. Орловский государственный институт искусств и культуры; редакционная коллегия: Н.А. Паршиков (главный редактор), И.А. Ивашова (научный редактор и составитель), В.М. Гапоненко, Н.А. Меркурьева, Г.Н. Харитонова. 2014. С. 29-33.

  3. Рейнбах Е.Ю. Совершенствование системы управления социальной сферой как фактор социально-экономического развития региона/Е.Ю. Рейнбах//Региональные проблемы преобразования экономики. 2008.- № 1.- С. 18-26.

  4. Социально-культурное проектирование [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fos.ru/filosofy/18171_10.html.

Просмотров работы: 1135