ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД В РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД В РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Сущность и значимость программно-целевого подхода в реализации культурной политики на различных уровнях достаточно велика. Программный метод позволяет охватить значительный комплекс проблем с учетом рационального использования ресурсного потенциала (бюджетных и внебюджетных средств) на развитие приоритетных направлений сферы культуры на основе координации деятельности органов исполнительной власти всех уровней и других заинтересованных сторон.

Положительный опыт реализации федеральных целевых программ в области культуры насчитывает более полтора десятка лет. Благодаря реализации федеральных целевых программ «Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации (1997 – 1999 годы)», «Культура России (2001 - 2005 годы)» и «Культура России (2006 – 2011 годы)», удалось преодолеть спад в развитии культуры, добиться расширения форм и объемов участия государства и общества в поддержке культуры.

Постановлением Правительства от 03 марта 2012 N 186 утверждена федеральная целевая программа «Культура России (2012–2018 годы)». Основанием программ стали следующие документы: Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (утверждена указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537) и ряд программных выступлений Президента Российской Федерации, а также Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация (утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.1995 № 594). [3]

Основной стратегической целью Программы является сохранение российской культурной самобытности и создание условий для равной доступности культурных благ, развития и реализации культурного и духовного потенциала каждой личности. Для достижения этой цели должны быть решены следующие задачи: создание условий для повышения качества и разнообразия услуг, предоставляемых в сфере культуры и искусства, модернизация работы учреждений культуры; обеспечение равного доступа к культурным благам и возможности реализации творческого потенциала в сфере культуры и искусства для всех граждан России; информатизация отрасли; модернизация системы художественного образования и подготовки кадров в сфере культуры и искусства, отвечающей задачам сохранения традиций лучших российских школ и требованиям современности; выявление, охрана и популяризация культурного наследия народов Российской Федерации; создание позитивного культурного образа России в мировом сообществе. [3]

В Программе предусматриваются мероприятия, направленные на обеспечение федеральных, региональных и муниципальных учреждений культуры, искусства, образования и кинематографии специализированным оборудованием, транспортом, музыкальными инструментами, методическими материалами и литературой. Предполагается расширить перечень инструментов адресной поддержки творческих коллективов, авторов, исполнителей и других участников художественного процесса, в том числе за счет предоставления грантов. Программа реализуется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.

Распоряжением Правительства от 27 декабря 2012 г. № 2567-р утверждена, также государственная программа «Развитие культуры и туризма» на 2012-2020 годы. [4]

В рамках укрепления системы музеев-заповедников и ее дальнейшего развития разработана государственная стратегия формирования системы достопримечательных мест, историко-культурных заповедников и музеев-заповедников в РФ. Целью данной стратегии является определение основных направлений дальнейшего развития сети музеев-заповедников и совершенствование управления деятельностью учреждений, образованных и действующих на территории Российской Федерации. Реализация положений стратегии призвана обеспечить: принятие эффективных мер по сохранению в совокупности культурного и природного наследия, по выявлению культурных и природных ресурсов в российских регионах; разработку законодательной базы, обеспечивающей многопрофильную деятельность музеев-заповедников в современных экономических условиях; развитие сети музеев-заповедников в регионах страны, сохранение культурного наследия исторических городов и сельских поселений, усадебных и монастырских комплексов, старинных промышленных объектов, исторических путей и дорог, полей исторических сражений, археологических памятников, объектов самобытной культуры различных наций и народностей России.

Следует отметить, что во всех государственных программах экономического, экологического, социального, национального развития, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в обязательном порядке учитывают культурные аспекты. В этих целях федеральные государственные программы развития, аналогичные программы субъектов Российской Федерации подвергаются обязательной, независимой и гласной экспертизе группами специалистов в области культуры, назначаемыми совместно органами представительной и исполнительной власти соответствующих уровней.

В Орловской области только за последние восемь лет были разработаны и реализованы следующие программы:

- «Культура Орловской области на 2006-2010 годы» (Закон Орловской области от 20 декабря 2006 г. №650 – ОЗ «Об областной целевой программе «Культура Орловской области на 2006-2010 годы»);

- «Развитие туризма в Орловской области на 2006-2010 годы» (Закон Орловской области от 22 августа 2005 г. N 532-ОЗ «Об областной целевой программе «Развитие туризма в Орловской области на 2006-2010 годы»);

- «Дети Орловщины на 2007-2010 годы» (Закон Орловской области от 17 октября 2007 г. N 713-ОЗ "Об областной комплексной программе «Дети Орловщины» на 2007-2010 годы»).

В 2013 году в целях эффективного развития отрасли культуры, туризма, архивного дела, а также сохранения и реконструкции военно-мемориальных объектов Правительством области была утверждена государственная программа Орловской области «Развитие культуры и искусства, туризма, архивного дела, сохранение и реконструкция военно-мемориальных объектов в Орловской области (2013–2017 годы)». Основными целями программы стали: [7]

- развитие отрасли культуры Орловской области;

- создание в Орловской области современного и конкурентоспособного туристского комплекса, вносящего вклад в развитие экономики и социальной сферы региона;

- совершенствование системы хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Орловской области;

- приведение в надлежащее состояние воинских захоронений, братских могил, памятников и памятных знаков на территории Орловской области;

- совершенствование системы оказания государственных услуг в сфере культуры, отраслевого образования и архивного дела Орловской области.

Таким образом, данная государственная программа реализуется в таких сферах государственного управления, как культура, туризм, архивное дело, сохранение и реконструкция военно-мемориальных объектов, оказание государственных услуг в сфере культуры, отраслевого образования и архивного дела.

В состав государственной программы входят долгосрочные областные целевые программы, подпрограммы государственной программы (далее – подпрограммы) и основные мероприятия, посредством которых предусмотрена реализация поставленных в государственной программе целей и задач:

Долгосрочные областные целевые программы:

- долгосрочная областная целевая программа «Развитие отрасли культуры в Орловской области на 2011–2015 годы»;

- долгосрочная областная целевая программа «Развитие туризма в Орловской области на 2011–2015 годы»;

- долгосрочная областная целевая программа «Сохранение и реконструкция военно-мемориальных объектов в Орловской области на 2011–2015 годы».

Подпрограммы:

- подпрограмма «Оказание государственных услуг в сфере культуры, отраслевого образования и архивного дела Орловской области на 2013–2017 годы»;

- подпрограмма «Развитие архивного дела в Орловской области (2013–2017 годы)»;

- подпрограмма «Развитие отрасли культуры в Орловской области на 2016–2017 годы»;

- подпрограмма «Развитие туризма в Орловской области на 2016–2017 годы»;

- подпрограмма «Сохранение и реконструкция военно-мемориальных объектов в Орловской области на 2016–2017 годы».

Важнейшим социальным результатом осуществления государственной программы в отрасли культуры и искусства станет создание в Орловской области современной, в том числе в материально-техническом плане, сферы культуры, способной удовлетворить потребности общества в культурном развитии.

Программно-целевой подход к развитию культуры едва ли имеет сегодня серьезную альтернативу. Конечно, отдельные мероприятия в сфере культуры могут быть инициированы отдельными решениями Правительства Российской Федерации, а некоторые даже обособлены в отдельную ведомственную программу. Смысл данного подхода заключается в разработке и реализации на территории Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований соответственно целевых федеральных, региональных (областных, краевых), муниципальных программ развития сферы культуры, а также ведомственных целевых программ.

Литература:

  1. Постановление Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 594) (с посл. изменениями от 23 августа 2011 г.) «Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация» // Гарант [Электронный ресурс]: [сайт инфор.-правовой компании]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/ /185134/. – Дата обращения 01.08.2014.

  2. Постановление Правительства РФ от 2 августа 2011 года № 644 «О федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 годы)» // Гарант [Электронный ресурс]: [сайт инфор.-правовой компании]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/ /185134/. – Дата обращения 01.08.2014.

  3. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 марта 2012 года № 186 «О федеральной целевой программе «Культура России (2012–2018 годы)» // Гарант [Электронный ресурс]: [сайт инфор.-правовой компании]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/ /185134/. – Дата обращения 01.08.2014.

  4. Распоряжение Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. N 2567-р Об утверждении государственной программы РФ «Развитие культуры и туризма» на 2013 - 2020 годы // Гарант [Электронный ресурс]: [сайт инфор.-правовой компании]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/ /185134/. – Дата обращения 01.08.2014.

  5. Распоряжение Правительства РФ от 03 марта 2012 N 186 «О федеральной целевой программе «Культура России (2012 - 2018 годы)» // Гарант [Электронный ресурс]: [сайт инфор.-правовой компании]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/ /185134/. – Дата обращения 01.08.2014.

  6. Постановление Правительства Орловской области от 5 марта 2010 г. N 64 О долгосрочной областной целевой программе «Развитие отрасли культуры в Орловской области на 2011 - 2015 годы» // Гарант [Электронный ресурс]: [сайт инфор.-правовой компании]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/ /185134/. – Дата обращения 01.08.2014.

  7. Постановление Правительства Орловской области от 7 ноября 2012 г. № 400 «Об утверждении государственной программы Орловской области «Развитие культуры и искусства, туризма, архивного дела, сохранение и реконструкция военно-мемориальных объектов в Орловской области (2013–2017 годы)» // Гарант [Электронный ресурс]: [сайт инфор.-правовой компании]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/ /185134/. – Дата обращения 01.08.2014.

  8. Постановление Правительства Орловской области от 24 ноября 2011 года № 408 «Об утверждении Положения об Управлении культуры и архивного дела Орловской области» // Гарант [Электронный ресурс]: [сайт инфор.-правовой компании]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/ /185134/. – Дата обращения 01.08.2014.

  9. Приказ Департамента образования, культуры и спорта Орловской области от 3 июня 2010 г. № 980 «О ведомственной целевой программе «Развитие архивного дела в Орловской области на 2011 – 2013 годы»: СПС «Гарант»

  10. Устав (Основной Закон) Орловской области: принят Орловской областной Думой 26 февраля 1996 года (посл. изменения от 3 октября 2013 г) // Гарант [Электронный ресурс]: [сайт инфор.-правовой компании]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/ /185134/. – Дата обращения 01.08.2014.

  11. Официальный сайт Правительства Орловской области: http://www.adm.orel.ru

Просмотров работы: 2006