ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО В КУЛЬТУРЕ САРМАТОВ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО В КУЛЬТУРЕ САРМАТОВ

Яицкий Д.К. 1
1Ставропольский филиал Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Сарматы, общее название ираноязычных племён, обитавших с VII в. до н. э. в степях Северного Причерноморья, на Северном Кавказе, в Поволжье и Южном Приуралье. В конце III – II вв. до н. э. сарматы завоевали значительную часть Скифии, проникли в античные города Причерноморья Северного и в первые века нашей эры достигли реки Дунай.

Сарматы оставили яркие памятники декоративно-прикладного искусства, так называемого скифо-сибирского «звериного стиля»: оружие, сосуды, одежда, диадемы, культовые и бытовые предметы украшались изображениями хищных зверей и птиц (плоскими, рельефными, гравированными, объёмными, ажурными), выполненными из золота, бронзы, кости, рога и камня. Изображения в «зверином стиле» - это изогнутые и переплетённые в экспрессивной, напряженной борьбе тела хищников и драконов, грифоны, антропоморфные божества.

Первоначально декор в зверином стиле характерен для оружия и деталей конской упряжи, но впоследствии широко встречается в ювелирном искусстве (на ожерельях, браслетах, ручках зеркал и т. п.).

Характерен для сарматов и так называемый «полихромный стиль»: одежда, обувь, металлические ювелирные изделия украшаются самоцветами, бусами, бисером, геммами и цветными эмалями, используются зернь и филигрань (I в. до н. э. – II в. н. э.).

На глиняную посуду наносились геометрические мотивы. Но ручки кувшинов, туалетных алебастровых сосудов моделировались в форме животных.

«Звериный стиль» прослеживается в культуре скифов, саков, древних алтайцев, фракийцев и сарматов и ведёт своё происхождение, по мнению ряда исследователей, от древнего искусства Передней Азии. Художественные произведения в зверином стиле у каждого из народов имеют свой набор наиболее характерных сюжетов. У скифов часто встречаются изображения оленей и пантер, у фракийцев - сцен борьбы зверей и охоты всадника и т. п. Различие сюжетов очевидно связано с особенностями мировосприятия народа, нашедшего отражение в искусстве.

Специфичны у каждого из народов и способы художественной передачи образов. Так, искусству скифов Северного Причерноморья, испытывавших культурное воздействие древне-греческих городов, свойственны живость в передаче характерных черт и движений животных, динамизм композиции и объёмность изображений: животные, как правило, изображаются в традиционных канонических позах (в момент скачка или борьбы, с поджатыми ногами, свернувшимися в клубок и т. д.). В искусстве фракийцев, во многом исходившем от художественных традиций Древней Греции и ахеменидского Ирана, сильнее проявлялись наивно-реалистические элементы.

В эпоху великого переселения народов племена аланов совместно с готами и гуннами способствовали распространению этого стиля в Центральной и Западной Европе. Сохранившиеся на юге нашей страны группы сарматов в раннесредневековый период смешались с другими народами (в т. ч. со славянскими и северо-кавказскими).

«Звериный стиль» демонстрирует высокое художественное мышление и мастерство древних художников. Отражает мировоззрение древних народов. Композиция и сюжеты, динамика движения персонажей на предметах скифского искусства совершенны, изображённые звери часто имеют множество фантастических деталей зооморфного типа.

Искусство звериного стиля – это особый язык для передачи особого рода информации кочевников скифской эпохи.

Литература.

Иловайский, Д. И. Разыскания о начале Руси. Изд. 2-е. - М., 1882.

Кулаковский, Юл. Карта Европ. Сарматии по Птолемею. – Киев, 1899.

Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь.

Просмотров работы: 1456