ИСТОКИ КАТАКОМБНОЙ КУЛЬТУРЕ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИСТОКИ КАТАКОМБНОЙ КУЛЬТУРЕ

Балова М.А. 1
1Ставропольский филиал Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Катакомбная культурно-историческая общность — этнокультурное объединение эпохи средней бронзы (XXV—XX вв. до н. э.), распространённое в степной и лесостепной полосе от Приуралья и Северного Кавказа до низовий Дуная. Была изначально выделена как археологическая культура в 1901—1903 гг. В. А. Городцовым. Позднее исследователями были выделены локальные варианты, которые были выделены в самостоятельные археологические культуры. В научный оборот было введено понятие «катакомбная культурно-историческая общность». Представлена памятниками раннекатакомбной (XXV—XXIII вв. до н. э.), донецкой (XXIII—XX вв. до н. э.), харьковско-воронежской или среднедонской (XXVIII/XXVII—XX вв. до н. э.) и ингульской катакомбных культур (XXVIII—XX вв. до н. э.).

Первооткрывателем катакомбной культуры являетсяВ. А. Городцов, который в 1901—1903 годах в процессе исследования курганных древностей Северского Донца обратил свое внимание на погребения в катакомбах — специфическое погребальное сооружение, состоящее из вертикального колодца (входной ямы), дромоса (проход в виде коридора) и погребальной камеры (место погребения). В соответствии с конструктивными особенностями погребального сооружения, выделенная им культура, получила название катакомбной[1]. Позже исследователи обратили своё внимание на неоднородность катакомбных памятников на различных территориях, что способствовало выделению в 50-60-х годах ХХ века ряда локальных вариантов. С накоплением археологического материала создались предпосылки для осмысления локальных вариантов в качестве самостоятельных археологических культур единой катакомбной культурно-исторической общности, что в конечном итоге и было проделано в начале 70-х годов ХХ века исследователями Л. С. Клейном и О. Г. Шапошниковой

Посуда катакомбной культуры (керамика) лепная, преимущественно с плоским дном. Амфоры в основном однообразны: реповидно - округлобокие с цилиндрической шейкой. Наиболее распространёнными были горшки и амфоры высотой 15-20 см и горшочки высотой 10-12 см. Орнамент нанесён верёвочным штампом (шнуровая керамика). Помимо горшков представлены миски, чаши и кувшины. Известны металлические (медные) ножи и шилья. Известны каменные и бронзовые топоры, украшения (бляхи, бусы и браслеты), каменные булавы, кремневые наконечники стрел. Широко распространёнными были различные украшения и амулеты из просверленных зубов оленя, клыков и зубов хищных животных. Найдены бронзовые и серебряные спирально изогнутые в полтора оборота височные кольца; бронзовые привески в виде веревочки с петлей и узелком; круглые, бочкообразные или биконические бронзовые бусы; синие стеклянные, белые пастовые (пастой условно называют непрозрачное стекло) и красноватые сердоликовые бусы; спиральные или трубчатые бронзовые пронизи; костяные кольца

Для катакомбной культурно-исторической общности характерны родовые посёлки и невысокие (до 1 м) курганные могильники без кремации. В погребениях встречаются деревянные повозки.

На территории Донбасса располагался металлургический центр. Это подтверждают также находки в донецких катакомбных погребениях каменных колотушек, которые применялись для дробления руды перед промывкой и плавкой.

Литература

1.Катакомбная культура // БРЭ. Т.13. М.,2008.

2.Михайловское поселение // БРЭ. Т.20. М.,2012

Просмотров работы: 772