НАТЮРМОРТ С АТРИБУТАМИ ИСКУССТВА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

НАТЮРМОРТ С АТРИБУТАМИ ИСКУССТВА

Рябова А.В. 1
1Ставропольский филиал МГГУ им. М.А. Шолохова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

«Натюрморт» – слово французское в буквальном переводе означает «мертвая натура». По голландский обозначение этого жанра звучит как stilleven т.е. «тихая жизнь», на взгляд многих художников и искусствоведов это наиболее точное выражение сути жанра, но такова уж сила традиции что именно «натюрморт» это общеизвестное и укоренившееся название.

Натюрморт как самостоятельный жанр, возник во Фландрии и Голландии на рубеже XVI и XVII веков,быстро достигнув необычайного совершенства в передаче многообразия предметов материального мира.

Процесс становления натюрморта протекал более или менее однотипно во многих странах Западной Европы. Эпоха расцвета натюрморта – XVII в. Многообразие его типов и форм в это время связано с развитием национальных реалистических школ живописи. В Италии и Испании подъёму натюрморта во многом способствовало творчество Караваджо и его последователей. Излюбленными темами натюрморта были цветы, овощи и фрукты, дары моря, кухонная утварь и т. п. (П. П. Бонци, М. Кампидольо, Дж. Рекко, Дж. Б. Руопполо, Э. Баскенис и др.). Испанскому натюрморту свойственны возвышенная строгость и особая значительность изображения вещей (X. Санчес Котан, Ф. Сурбаран, А. Переда и др.). Интерес к бытовому характеру вещей, интимность, нередко демократизм образов ярко проявились в голландском натюрморте. Для него характерны особое внимание к передаче световой среды, разнообразной фактуры материалов, тонкость тональных отношений и цветового строя - от изысканно скромного колорита «монохромных завтраков» В. Хеды и П. Класа до напряжённо-контрастных, колористически эффектных композиций В. Калфа («десерты»). Голландский натюрморт отличает обилие различных типов этого жанра: «рыбы» (А. Бейерен), «цветы и фрукты» (Я. Д. де Хем), «битая дичь» (Я. Венике, М. Хондекутер), аллегорический натюрморт «vanitas» («суета сует») и др. Фламандский натюрморт (главным образом «рынки», «лавки», «цветы и фрукты») выделяется размахом и одновременно декоративностью композиций: это гимны плодородию и изобилию (Ф. Снейдерс, Я. Фейт), В XVII в. развивается также немецкий (Г. Флегель, К. Паудис) и французский (Л. Божен) натюрморт. С конца XVII в. во французском натюрморте восторжествовали декоративные тенденции придворного искусства («цветы» Ж. Б. Моннуайе и его школы, охотничий натюрморт А. Ф. Депорта и Ж. Б. Удри). На этом фоне подлинной человечностью и демократизмом выделяются произведения одного из самых значительных мастеров французского натюрморта – Ж. Б. С. Шардена, отмеченные строгостью и свободой композиций, тонкостью колористических решений. В середине XVIII в. в период окончательного сложения академической иерархии жанров возник термин «nature morte», который отразил пренебрежительное отношение к этому жанру сторонников академизма, отдававших предпочтение жанрам, областью которых была «живая натура».

Атрибут(от латинского attribuo придаю, наделяю) необходимое, существенное свойство объекта. Например, атрибут материальных вещей – протяженность, вес, цвет и т.п. Уже Аристотель отличал постоянные атрибуты от акциденций – случайных, преходящих состояний. В дальнейшем под атрибутом понималось: то, что необходимым образом присуще духовной или материальной субстанции; то, что выражает природу вещи; то, без чего данную вещь нельзя помыслить. Атрибут подразумевает необходимое отношение к некоторой субстанции, но он сам не может быть субстанцией или существовать без нее. Р. Декарт считал протяженность и мышление двумя исходными и основными атрибутами реальности. Обычно термин «атрибут» использовался в философских системах, предполагавших материальную или духовную субстанцию. После Д. Юма и И. Канта понятие субстанции существенным образом изменилось и под атрибутом стали иметь в виду необходимое, неотъемлемое свойство любого объекта. Философы-материалисты 18 века важнейшими атрибутом материи считали протяженность и движение. Атрибут материи в диалектико-материалистической философии признавались движение, пространство, время, а также системность и отражение. Искусство – это форма отражения действительности в сознании человека в художественных образах. Отражая окружающий мир, искусство помогает людям познавать его, служит могучим средством политического, нравственного и художественного воспитания. Разнообразие явлений и событий действительности, а также различие способов их отражения в художественных произведениях вызвали к жизни различные виды и жанры искусства: художественную литературу, театр, музыку, кино, архитектуру, живопись, скульптуру.

Искусство – особая подсистема духовной сферы жизни общества, представляющая собой творческое воспроизведение действительности в художественных образах.

Жан Батист Шарден был наиболее ярким художником от третьего сословия, однако не отвергал и некоторые тенденции живописи рококо, поэтому его нельзя назвать ярым оппозиционером рокайльному искусству. Его жанровые сцены, изображающие хлопочущих по хозяйству матерей и их детей, или натюрморты, составленные из самых простых предметов обихода, выглядят исключительно мирными, однако само его внимание к простым вещам или житейским мотивам явилось смелым вызовом аристократическим вкусам того времени. Гипсовая голова Меркурия, инструменты для рисования и черчения, книги в кожаных переплетах, рулон бумаги – вот все детали натюрморта «Атрибуты искусства». Каждый предмет весьма символичен и наделен внутренним смыслом. Меркурий известен как покровитель искусств, рисовальные принадлежности вызывают мысли о высоком статусе рисунка в ряду пластических искусств, книги вводят человека в мир изящного, они – универсальная точка отсчета духовного развития мастера и каждого человека.

Перед началом работы нужно тщательно перемешать гуашь до однородной консистенции, взять необходимое количество краски на палитру и там уже готовить нужный оттенок.

Правильным будет подобрать такую «густоту» гуаши, чтобы она при нанесении на бумагу ложилась равномерно, без бугров, при высыхании краски не должен быть виден ниже лежащий слой или, например, карандашный эскиз. Краска должна быть примерно такой густоты, как жидкая сметана. Краску следует развести до однородной консистенции, после чего взять нужное ее количество и приготовить требуемый оттенок на палитре. Густоту гуаши можно регулировать путем добавления в нее воды. Если воды добавить слишком много, то при высыхании гуашь станет прозрачной, а если, наоборот, сделать краску слишком густой, она будет ложиться на бумагу неравномерно.Кисточки тоже потребуются разные – как плоские, так и с «тонкими кончиками», размеры – в зависимости от масштаба работы. Чем больше область, которую будете закрашивать, тем больше должна быть кисть, это удобнее и быстрее Подойдут кисти, применяемые в акварели. Ориентироваться при выборе кисти нужно на следующее. После проведения мазка внутри него не должны оставаться «бороздки» от ворса. Если остаются - кисть очень жесткая, но возможно гуашь слишком густая, посмотрите что лучше - разбавить ее или сменить кисть. Жесткая кисть из щетины может применяться, если нужно получить специфический мазок, например как на рисунке (привела его только чтобы вы поняли о какой форме мазка идет речь.

Натягиваем ватман на планшет, и составляем композицию из атрибутов искусства, журналы, книги, кисти, палитра ,краски и делаем эскиз. Рисуя эскиз – не давите сильно на карандаш; бороздки-впадинки, куда будет затекать краска, совсем не нужны. Хотя гуашь и кроющая краска, не стоит все же рисовать эскиз толстыми темными линиями. Начинают с обобщенной передачи объемов предметов. Находят цвета предметов и фона, определяя основные цветовые отношения в натюрморте. Цвета, полученные смешением красок, проверяют на палитре. При необходимости цвета уточняют. Найденные цвета накладывают крупными пятнами на соответствующие места рисунка натюрморта. Каждый цвет сравнивают с остальными и при необходимости уточняют. Цвета начинают накладывать чаще всего со светлых мест предметов, потом переходят к более темным, затем к самым темным, в нужных местах делая плавный переход от светлого цвета к более темному соответствующим приемом письма. Там, где надо, цвет усиливают повторным наложением. Таким образом отношения цветов в акварельной работе постепенно подводят к натуре. Накладывая цвет тени, выделяют цвет рефлекса, а на освещенной части – блик.

Литература

1. Д.И. Киплик- Техника живописи.

2. Н.Н. Волков- Цвет в живописи

3. А. Ф. Шембель- Основы рисунка

4. Материалы курсовой работы «Русская и мировая живопись великих художников» http://jivopis.org/shar-den-zhan-batist--prachka-atributy-iskusstv/

5. Материалы курсовой работы «Культура и искусство» http://www.cultandart.ru/dictionary/9-zhivopis

6. Материалы курсовой работы «Натюрморт с атрибутами искусств» http://www.artrussia.ru/russian/artists/picture.php?rarity=1&pic_id=393&foa=f

7.Формирование основ художественного мастерства будущего художника-педагога: единство теории и практики Лушина А.П / Научные проблемы гуманитарных исследований. 2009. № 3. С. 52-58.

Просмотров работы: 1626