ЦВЕТЫ КАК ОСОБЫЙ ВИД НАТЮРМОРТА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ЦВЕТЫ КАК ОСОБЫЙ ВИД НАТЮРМОРТА

Романченко Д.В. 1
1Ставропольский филиал МГГУ им. М.А. Шолохова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Амброзиус Босхарт Старший (АмброзийБосхарт, нидерлд, Ambrosius Bosschaert de Oude; 1573,Антверпен –1621, Гаага) – фламандский художник золотого века нидерландской живописи. Известен, прежде всего, своими цветочными натюрмортами выполненными в сочных цветах.

Свою карьеру Босхарт начал в Антверпене в 1588 году. С 1593 по 1613 годы он работал в Мидделбурге , затем в Утрехте (с 1616 года) и в Бреде.

Босхарт относится к числу первых художников, утвердивших цветочный натюрморт в качестве самостоятельного жанра нидерландского искусства. Точность изображения и гармоничность цветов позволяют ставить работы Босхарта в один ряд с его современником Яном Брейгелем Старшим.

На полотнах Босхарта рядом с букетами цветов зачастую изображены бабочки или ракушки. Во многих случаях цветы тронуты увяданием, что вводит в полотна Босхарта аллегорический мотив бренности бытия (ванитас).

Художественное направление Амброзиуса Босхарта продолжили развивать его три сына – Амброзиус Босхарт Младший, Абрахам Босхарт и Иоганнес Босхарт, а также его зять Бальтазар ван дер Аст. Их произведения, вообще весьма многочисленные, неизменно пользуются спросом на художественных аукционах.

Зарождение раннего голландского натюрморта XVII века следует искать еще в границах XV-XVI столетий, когда он был частью исторической или жанровой композиции. И в дальнейшем, в тех случаях, когда натюрморт сохранял связь с религиозной картиной, он вместе с ней занимал видное место в иерархии жанров голландской живописи. «Картины с изображением цветов и фруктов и другие подобные виды живописи относятся к первому разряду произведений искусства». Среди видов натюрмортного жанра одним из первых выделился в самостоятельную ветвь цветочный натюрморт.

Цветочные натюрморты разделялись на «гирлянды» и «букеты». Особенно трудными для понимания являются «гирлянды». В жанре «гирлянд» писали такие известные мастера, как: Я. Брейгель Бархатный, Д. Сегерс, Я.Д. де Хем. Особенную славу на этом поприще снискал монах ордена иезуитов отец Д. Сегерс. В знак восхищения его мастерством коронованные европейские особы одаривали его дорогими подарками –золотым крестом с аллегорическими фигурами из эмали, золотыми кистями и золотой палитрой и т.д. Написанным им цветочные натюрморты – поэты посвящали стихи.

Гирлянда, оборачивающаяся вокруг центрального изображения (а оно могло быть очень различным, чаще всего – это портрет, выполнявшийся другими мастерами), напоминала известный символ Вечности – змею, обвившуюся вокруг крылатых часов. Потому и композиции такие имели прославленное значение. В саму гирлянду вплетались белые лилии и колосья хлеба традиционно связанные с Христом или Марией, и говорившие о чистоте прославляемого. Кроме того, элементы цветочного натюрморта символизировали времена года, например, цветы – весну, колосья и фрукты –лето, виноград и овощи – осень, лимоны – зиму («все меняется, неизменной остается лишь добрая память»).

Язык цветов, заимствованный еще Возрождением из средневековой символики, был в XVII веке понятен практически любому воспитанному аристократу. И потому гирлянды легко “читались” зрителями. Богоматери посвящали подснежники, померанец, розы, ирисы; обращение ее к Христу символизировалось тюльпанами; веткой чертополоха – страсти Христа; триумф небесной любви часто выражался нарциссом.

Натюрморты в виде букетов (в вазе, кувшине или просто на столе) обычно составлялись трех видов. И главный акцент на картине попадал на различные предметы. В радиальной композиции (стебли цветов расходились веером из одной точки) главным становится изображение цветка, помещенного в месте схождения стеблей. Композиции второго типа, словно ковром, заполняют все пространство полотна. Тогда выстраивается вертикальная иерархия цветов и их значений. Третья разновидность: композиционно встроена в фигуру треугольника. Здесь наиболее значимый цветок служит центральной осью, а остальные цветы симметрично группируются вокруг него. Впрочем, строгая симметричность скоро нарушается, и излюбленной становится разработанная Я.Д. де Хемом S-образная форма букета с изящными завитками, предвосхищающими стиль рококо.

Складывается даже своеобразная иконографическая схема с четким делением на пространственные зоны. Внизу, возле вазы, обычно расположены знаки бренности – сломанные или увядшие цветы, осыпавшиеся лепестки, пустые раковины, гусеницы, мухи.; В центре композиции картины –символы скромности и чистоты (средней умеренности), окруженные пышными недолговечными цветами (ландыши, фиалки, незабудки, цикламены в окружении роз, гвоздик, анемонов и т.д.).; Венчает композицию крупный цветок, чаще обладающий положительным значением, этакий венец добродетели (да еще в окружении бабочек и стрекоз). Сама же ваза уподоблялась при этом хрупкому сосуду, однако могла иметь и толкование тела как «сосуда мерзости и греха».

.

Почти всегда цветочные натюрморты дополнялись предметами, разбросанными на столе. Чаще всего это пустые раковины – знак пустых плотских удовольствий. Плоды лимона, который снаружи красив, а внутри кисел. Яйцо – традиционный знак Воскресения. Лопнувший плод граната –символ плодородия, Христа и его искупительной жертвы. Земляника – знак мирского наслаждения и соблазна. И все это вместе (цветы, сосуды, предметы) служило единой идее живописца.

Вытянутый вертикальный формат работы Якоба де Гейна «Цветы в стеклянной вазе в оконной нише», многоярусное расположение цветущих растений и звучный колорит создают впечатление величавой торжественности и монументальности. Еще одной характерной их особенностью является логически продуманный порядок восприятия натюрмортной группы. Начало его – сорванные цветы в левом нижнем углу картины. Далее взгляд зрителя, подчиняясь ритмическому строю натюрморта, переходит от цветочной вазы к центральной части композиции, границы которой очерчены в гаагской и лондонской картинах кромкой ниши. Подобный прием, унаследованный от миниатюрной живописи, стал излюбленным у мастеров цветочного натюрморта. И, наконец, во всех этих картинах использован принцип контраста, выражающийся в чередовании крупных и мелких цветов.

Творчество, Амбросиуса Босхарта Старшего современника Якоба де Гейна, оказало большое воздействие на развитие цветочного натюрморта. Для его первых известных произведений характерны незамысловатое расположение предметов, симметричная композиция, чистые тона и особенно любовь к деталям, выписанным с удивительной кропотливостью. В своих поздних произведениях мастер освобождается от детерминизма симметрии – его композиции становятся более свободными. Но цветы и насекомые он продолжает изображать так же кропотливо и, утонченно.

Элементы цветочного натюрморта появляются сначала в композициях картин исторических и религиозных жанров. Затем, постепенно, цветочный натюрморт становится не только важным звеном в раскрытии художественного образа картины, но и наделяется определенной символикой, значением, которое способствует прочтению замысла художника. К VII веку натюрморт выделяется уже в самостоятельный, самодостаточный жанр, где каждый предмет играет свою роль в раскрытии главного художественного образа.

Например, существовал особый вид натюрморта «Vanitas vanitatis» («Суета сует»), являющегося аллегорией быстротечности и тленности всего земного. На выставке к этому типу натюрморта относятся работы Фердинанда Брейгеля, Эгидиуса Нейманса, Яна Эверта Морела и Алиды Витхоос: запечатленные на них букеты в вазах олицетворяют человеческую жизнь, изображения бабочек и шмелей символизируют бессмертную душу, а увядшие цветы и осыпавшиеся лепестки напоминают о бренности материального мира.

Литература

1.Волков Н.Н. Цвет в живописи. – М.: Издательство, 1985..

2.Неменский Б.М. Мудрость красоты. – М.: Просвещение, 1987

3.Смирнов Г.Б. Живопись. – М.: Просвещение, 1975.

4. Формирование профессионального художественного вкуса у будущих учителей изобразительного искусства средствами живописи/Лушина А.П./автореферат диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук/ Северо-Осетинский государственный университет им. К. Л. Хетагурова. Владикавказ 2012.

Просмотров работы: 1254