ФИЛОСОФСКО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИМВОЛИЗМА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ФИЛОСОФСКО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИМВОЛИЗМА

Садикова Е.В. 1
1ФГБОУ ВПО Шуйский филиал "ИвГУ"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Посмотрев на общую панораму поэтики серебренного века замечаем некоторые универсальные изменения в развитии. На рубеже XIX – XX веков изменяется тематические устои русской поэзии. Традиционные темы природы уже не так значимы для поэтов модернизма, как урбанистическая тема. Историческая конкретность уступает свое место «вечным темам» смерти и жизни, любви и красоты, мук и радостей искусства. Обыденная действительность как оказалось является ярким фоном для красивой экзотики – мифологических историй, географических и этнографических ново открываний, стилизованного каменного быта.

Значительно активнее применяется «ролевая» поэтика, когда лирические высказывание идет от лица автора, данного в тексте. В прозе того столетия растет важность игры, театрализации, «сценических» импровизаций. Поэтическое «я» проявляется у многих поэтов серебряного века череде перевоплощений, в веренице сменяемых масок. Чаще всего ценятся предметные и ролевые многообразия, эстетическая высоко - контрастность, пестрота, разносторонность, разнообразие. В связи с этим в творчестве немногих поэтов формируется почитание культа мгновения, мимолетностей (это особенно характерно символизму).

Символизм – эстетическое течение, сформировавшийся во Франции в 1880 – 1890 и получило обширное распределение в литературе, музыке, живописи, архитектуре и театре многочисленных европейских государств на рубеже XIX – XX столетий. Большую роль символизм имел в искусстве этого периода, взятого в искусствоведении определение «Серебряный век».

Учение символизма берет за основу идеалистический тезис о том, что находящаяся вокруг нас реальность мнима, иллюзорна, а настоящая суть скрыта. Символу отвели роль связующего звена, как бы поставили посредника между двумя мирами. С этого момента ведут утверждения символистов о двойственности творческих работ в искусстве, о выражении в поэзии «таинственных намеков», неясных надежд, о преобладании звука над символом, о способе иносказаний, недоговорок и т.д.

В целом общефилософская система символизма представила для себя эклектическое объединение идеалистических учений Платона, Канта, Шопенгауэра, Ницше.

На перевале времен, когда век девятнадцатый сменялся новым веком, и предугадывание великого слова чувствовалось абсолютно во всем, русская культура внезапно и сильно расцвела. Данный совсем небольшой отрезок эпохи – с начала 1890-х до середины 1910-х годов – принято называть Серебряным веком, данное слово появилось по аналогичности.

При всех условностях разделения реального литературного процесса на течения и группы расположения творчества которые делятся по разделам – символизм, акмеизм, футуризм, творчество крестьянских поэтов, а также поэтов, которые не входят ни в какие группы, - дает возможность увидеть литературный процесс во всей его красоте и полноте, и в тот же период создания живой конкретности.

Первым по времени становления и наиболее существенным из литературных течений Серебряного века был символизм. Его история начала существовать с двух литературных кружков, образовавшихся практически в одновременно в Москве и в Петербурге. В петербургскую группу входили Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, Н. Минский, соединившие поиски новых возможностей в искусстве с идеей религиозной общественности. В отличие от них московские символисты – В. Брюсов, К. Бальмонт, С. Поляков сконцентрировались на вопросах поэтики, стихосложения, самоценности искусства. Несмотря на многочисленные отличия, эти две группы выступали как одно целое, они были объединены кроме эстетических взглядов, но еще и глубокими религиозно – философскими устремлениями.

Просмотров работы: 1828