СИНТАКСИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ В РУССКОМ И КАЗАХСКОМ ЯЗЫКАХ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СИНТАКСИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ В РУССКОМ И КАЗАХСКОМ ЯЗЫКАХ

Даркулова К.Н., Абдужаппарова Д.И., Жумабаева Ш.Д.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В русском и казахском языкахв сферу синтаксиса входят словосочетание и предложение.Особых функциональных различиймежду словосочетаниями и предложениями в сопоставляемых языках нет.В связи с агглютинативным характером казахского языка вкомпоненты словосочетания связываются при помощи примыкания, в отличие от русского языка, в котором примыкание представлено в меньшей степени, чем управление и согласование.О согласовании в казахских словосочетаниях не может быть и речи в связи с отсутствием категории рода.

Большую роль при образовании словосочетаний играет категория притяжательности, которая имеет такое же влияние на образование словосочетаний, какое оказывает категория рода в русском языке. В зависимости от типа словосочетания возможны разные виды связи: соподчинение - в именных, сопричастность – в глагольных.

Классификация предложений в казахском языке не имеет существенных отличий от русского языка. Определенную трудность для казахов вызывает образование вопросительных предложений на русском языке, в связи с тем, что постановка вопросительного местоимения в начале предложения в казахском языке не всегда обязательна.Как и в русском, в казахском языкевопросительные предложения образуются с помощью вопросительных местоимений и частиц.

Более последовательно соблюдается в казахском языке порядок слов в предложении, но обстоятельство и дополнение могут занимать и срединную позицию, в отличие от русского языка: Мен институтқасабаққажиналыпжатырмын. (Я собираюсь в институт на занятие).

Сложные предложения представленыССП и СПП, которые образуются при помощи союзов. Однако четкой границы между сложными и осложненными предложениями в казахском языке нет.Осложненные предложения недавно стали предметом изучения в казахской лингвистике и их статус еще до конца не решен: считать ли их простыми предложениями или сложными. Как пишет в своей диссертации ЕсеновХ.М :С нашей точки зрения, они представляют собой своеобразную синтаксическую единицу, занимающую совершенно устойчивую позицию между простым и сложным предложениями, как особая грамматическая категория. Исходя из природы этих конструкций, мы называем их осложненными предложениями» [1].

Есть существенная разница между осложненными предложениями в русском и казахском языках.

Специфика казахского синтаксиса, безусловно, определяется типологическими характеристиками, немалую роль играет и явление сингармонизма.

Список использованной литературы

  1. БалакаевМ.Б. Современный казахский язык. Синтаксис, Алма-Ата, 1959, 234.

  2. Бабайцева В.В., МаксимовЛ.Ю. Современный русский язык. Ш, Синтаксис. Пунктуация. М., "Просвещение", 1981, 270 с.

  3. Даркулова К.Н. Фонетические указатели границ синтагм// Вестник КазНУ им. Аль-Фараби. Серия филологическая. -2001.- № 15 (49) – С. 63-66.

  4. Даркулова К.Н. Интонационное оформление фразы в казахском языке// Альманах современной науки и образования. Языкознание и литературоведение в синхронии и диахронии [Текст]. В 3 ч.: межвузовский сборник научных трудов. – Тамбов: Изд-во «Грамота», 2007.- Ч.2.- С.97-99.

  5. ДаркуловаК.НСопоставительные характеристики интонационных типов казахского и русского языков// Вестник КазНУ им. Аль-Фараби. Сер. Филологическая.– Алматы, 2009.- № 4 (120).- С. 35-38.

  6. Даркулова К.Н., Абиш Д. Синтаксическая связность как одно из средств цельности текста// VI Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум», г. Москва,15 февраля – 31 марта 2014 года http://www.scienceforum.ru/2014/

  7. ЕсеновХ.М. Основные вопросы синтаксиса осложненного предложения в современном казахском литературном языке, - Алма-Ата, 1982; [Электронный ресурс].–Режим доступа: http://www.dissercat.com/content

Просмотров работы: 1228