СИНТЕЗ ПОЭТИЧЕСКОГО И МУЗЫКАЛЬНОГО В ФОЛЬКЛОРЕ КАЗАХОВ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СИНТЕЗ ПОЭТИЧЕСКОГО И МУЗЫКАЛЬНОГО В ФОЛЬКЛОРЕ КАЗАХОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Кочевой образ жизни, породивший особый тип цивилизации и модель культуры, просуществовал на протяжении довольно длительного исторического времени. Феномен максимальной приспособляемости и определенной «встроенности» в систему естественного природного бытия породил и соответствующий феномен познания окружающей действительности. Он выражался в передаваемом из поколения в поколение опыте жизни, который складывался из многовековых познаний законов природы и своего в ней существования. Эта стройная система эмпирических знаний, которая никогда не употреблялась в ущерб природе и себе, состоит из познаний в области географии, астрономии, биологии, медицины, экологии, экономики, военного дела, философии, искусства.

Целостность кочевой культуры и ее синкретизм указывает на тотальное единство всех сторон материально-производственной и духовной жизни общества, что не позволяет отделять реальное от мифологического, материальное от духовного, практически-бытовое от надбытового, логически-рациональное (наука) от чувственно-эмоционального, ярко выразившееся в декоративно-прикладном искусстве, поэзии и музыке. Поэтому, исходя из того, что традиционная культура – это целостная система, представленная в синкретическом единстве всех ее сторон, необходимо рассматривать язык народа, в котором выражается его мышление. Самые значительные культы и древние верования племен, живших на территории Центральной Азии, зародились, как известно, задолго до ислама и играли значительную роль в системе религии и традиционной культуре народов. В казахском фольклоре сохранились архетипы и коды культуры тюрко-монгольских кочевников, особенности мышления в языке фольклора.

В искусстве казахов фольклором считается не только словесное искусство, но и музыкальное, если в основу музыкального произведения взяты легенды, предания и др. В казахском фольклоре сохранилась группа жанров, которая связана с древними магическими обрядами. Эти обряды восходят к различным культам в системе шаманизма, тенгрианства и зороастризма, связанным с обожествлением природы, культом природных стихий и объектов. Это обряды поклонения солнцу и огню, почитание земли и воды, неба и гор (призывания природных стихий, ветра, дождя – тассатық), заклинание духов болезней или обряде лечения (заклинательные песни арбау, бәдік). Вера в магическую силу слова и музыки отразилась и в общем для тюрков и монголов представлении о том, что духам нравится слушать музыку, различные повествования и пение. У тюрко-монгольских народов одной из составляющих охотничьего ритуала было исполнение сказок, песен, а также игра на музыкальных инструментах в целях обеспечения удачной охоты. Множество примеров магического предназначения сказывания и музыки у сибирских тюрок приводит Е.Турсынов, описывая деятельность ритуальных посредников и шаманов.

В традиционной музыке казахов, как и многих тюркских и монгольских, народов, существуют инструментальные наигрыши, кюи-легенды с названиями животных и птиц – медведицы, быка, оленя, коня, верблюда, лани, горного козла, лебедя, гуся. Их обилие связывается в первую очередь с охотничьим и скотоводческим бытом этих народов, однако такие «музыкальные посвящения» животным и птицам характеризуют, естественно, не только хозяйственно-производственную деятельность людей. Анималистические образы у тюрко-монгольских народов следует трактовать прежде всего как образы тотемов – первопредков тех или иных родов и племен, или образы священных (киелі) животных – символов благополучия, жизненной силы и удачи – құт.

Истоки музыкально-поэтического творчества баксы с древности и до начала ХХ века находятся в шаманском камлании бақсыойнауы, истоки искусства акынов айтыс уходит своими корнями, как показал Е.Турсынов, в эпоху становления дуального общества с ритуально-враждебным отношением друг к другу (соперничество) двух фратрий [1, c. 210]. Деятельность жырау – творцов и исполнителей эпоса (жыр) также была связана с ритуалом: эпос у казахов и других тюрко-монгольских народов сложился на основе магического обряда восхваления (умилостивления) духов предков славных воинов рода. Налицо синкретичность и многофункциональность жырау как древнего типа певца-сказителя, в котором функции провидцев-прорицателей переплелись с более поздними военно-государственными функциями – батыра, советника хана, народного наставника.

В традиционной музыке казахов, как и многих тюркских и монгольских, народов, существуют инструментальные наигрыши, кюи-легенды с названиями животных и птиц – медведицы, быка, оленя, коня, верблюда, лани, горного козла, лебедя, гуся. Самым знаменитым кюем, основанным на легенде, является кюй «Аксак кулан» – «Хромой кулан». Их обилие связывается в первую очередь с охотничьим и скотоводческим бытом этих народов, однако такие «музыкальные посвящения» животным и птицам характеризуют, естественно, не только хозяйственно-производственную деятельность людей. Анималистические образы у тюрко-монгольских народов следует трактовать прежде всего как образы тотемов – первопредков тех или иных родов и племен, или образы священных (киелі) животных – символов благополучия, жизненной силы и удачи – құт.

Самые древние сюжеты кюев для кобыза – древнего смычкового инструмента с волосяными струнами – связаны с легендарным персонажем Коркутом. Легенды о Коркуте, хорошо сохранившиеся среди казахов западных и юго-западных регионов Казахстана, восходят к мифологическому образу Первого шамана и Первого музыканта, создавшего шаманский музыкальный инструмент кобыз. Связь с шаманством и архаичность устных народных преданий о Коркут-ата, распространенных и у других тюркоязычных народов (Буркут-баба, Баба-Гамбар и др.), позволяет отнести этот персонаж не только к мифологическим образам тюрков, но и к пантеону их древних верховных божеств. В «кюяхКоркута» нашли отражение как собственно миф о Коркуте (его различные варианты или конкретные эпизоды), так и более поздние жанровые напластования, а коркутовская тема «поисков бессмертия» имеет известную аналогию с древним шумерским эпосе о Гильгамеше.. Известные аналогии казахским легендам имеются в индоевропейской и индоиранской мифологии (миф о поединке Громовержца со Змеем, зороастрийские мифы).

Кочевой образ жизни, безусловно, способствовал формированию своеобразного ментального универсума, духовного космоса, отражающего мировоззрение («мир кочевника») посредством понятийного инструмента с особенными нюансами мышления, идеями, образами.

Литература

  1. Турсунов Е.Д. Истоки тюркского фольклора. Коркут.- Алматы: Дайк-Пресс, 2001. – 168 с.

  2. Ибраев Ш. Поэтика казахского героического эпоса. Алма- Ата, Гылым,1993.

  3. Исмаилов Е., Турсунов Е. Основные типы создателей и носителей казахского фольклора. - История казахской литературы, Т.І. Алма-Ата, 1968.

Просмотров работы: 851