ЧЕЛОВЕК НА ВОЙНЕ ГЛАЗАМИ В. КОНДРАТЬЕВА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ЧЕЛОВЕК НА ВОЙНЕ ГЛАЗАМИ В. КОНДРАТЬЕВА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Лейтенантская проза», войдя в состав «военной прозы», задала главные ориентиры художественных поисков для этого жанра. В «лейтенантской прозе» очень ясно прозвучала тема судьбы и нравственного выбора. На войне, перед лицом постоянно ожидаемой смерти, человек просто вынужден делать свой нравственный выбор: сказать правду или солгать, струсить и предать или же погибнуть, но остаться верным долгу [1, c.15 - 18].

Символизация образов, философическое осмысление ситуаций нравственного выбора весьма характерны для военной повести. Прозаики тем самым продолжают размышления своих предшественников над «вечными» вопросами о природе добра и зла, степени ответственности человека за поступки, продиктованные вроде бы необходимостью.

Отсюда стремление некоторых писателей к созданию ситуаций, которые по своей универсальности, смысловой емкости и категоричности нравственно-этических выводов приближались бы к притче, только расцвеченной авторской эмоцией и обогащенной вполне реалистическими подробностями. Недаром родилось даже понятие – «философская повесть о войне» [2, c.132].

Сам факт появления «лейтенантской прозы» говорит о том, что военная тема в литературе не исчерпала и никогда не исчерпает себя. Залог тому – живая память о войне, сохранившаяся в памяти тех, кто знает о войне лишь из уст ее участников да из учебников истории. И немалая заслуга в этом писателей, которые, пройдя войну, посчитали своим долгом рассказать о ней всю правду, какой бы горькой эта правда ни была.

Вячеслав Леонидович Кондратьев вошел в современную литературу со своей главной темой – человек на войне. Верный собственному представлению о событиях 1941-1945 годов, писатель решает эту задачу не с эпической обстоятельностью, не через общий ход войны, а посредством обращения к теме «пяди земли», «малой» войны, «боев местного значения». Локальный и разнородный в то же время материал потребовал от автора углубленной психологической разработки характеров. Даже в самых трудных и безвыходных обстоятельствах, которые со всей глубиной личной боли познал и воспроизвел в своих книгах В. Кондратьев, эти герои вновь и вновь находят силы к действию, к борьбе, к жизни. Перед нами одновременно предстает анализ разных, но одинаково важных для писателя вопросов: путь духовного становления человека, нравственная суть его поведения на войне, понятие о долге перед Родиной и близкими, ответственность за сделанный выбор и за жизнь. Авторская позиция, интонация, нравственно-психологические выводы выдержаны в духе традиций русской классической литературы.

В восьмидесятые годы В. Кондратьев приходит к важному для себя выводу о том, что о «своей» войне уже ничего нового сказать не может, а вот о послевоенном периоде пришло время поведать. Однако собственный фронтовой опыт имел для писателя большую этическую цену. Отсюда и характерное для цикла В. Кондратьева стремление судить героя 60-80-х годов, его дела и поступки с прежней солдатской строгостью, почти всегда ретроспективно: «...Для чего-то остался же я живым здесь в сорок втором году, для чего-то не погиб потом?». Отсюда, наконец, и прямая сюжетная, образная и стилистическая взаимосвязь рассказов и повестей писателя. Все части цикла В. Кондратьева связаны единством нравственного отношения к предмету.

Ностальгия по суровым и святым временам фронтовой юности, скорбь о погибших зачастую напрасно, из-за равнодушия, некомпетентности, неумного рвения или хвастливой самонадеянности отдающих приказ; мысль о величии человечности как высшего подвига на войне пронизывает большинство произведений писателя, напряженно и глубоко, при всей сдержанности традиционно-реалистического и «физиологической» скрупулезности натуралистически-детального повествования, размышляющего над судьбами страны, оправданности ее пути и ее жертв, печальной трансформацией ее нравственного облика, синдромах социального разочарования и апатии (роман «Красные ворота», 1988, и др.) [3].

Важно, что в своей повести Кондратьев обращается не к ключевым событиям, изменившим ход войны и ставшим переломными в жизни народа. Писатель рисует картины, обыденные для военных лет. Через частное у автора проступает большое, глобальное. Таким образом, Кондратьев видит своей основной целью показать мир войны без приукрашивания мажорными картинками побед, небывалого патриотизма и восхваления героев.

Реалистичность – вот к чему стремится автор. Читая произведения Кондратьева о войне, всегда оказываешься частью тех событий и переживаешь те чувства, которые ощущали солдаты во время боев и в редкие минуты покоя.

Художественное исследование нравственных ценностей, предпринятое Кондратьевым, убедительно благодаря точным деталям. Когда смертельный конфликт благополучно разрешился, Сашка заметил разрушенную церковь. Церковь упомянута потому, что Сашка исполняет библейскую заповедь не убий. В 70-е гг. советская цензура не позволяла прямо писать о Боге, о вере, о церкви, но литература по возможности приближалась к этим темам, говорила обиняками о религиозном чувстве, о христианской доброте, о христианской любви, о бескорыстии. Замечательный пример этого мы видим в повести «Сашка» В. Л. Кондратьева.

В .Кондратьев принес в военную прозу: небывало острая постановка нравственных вопросов. Никогда ещё в нашей литературе с такой силой не сталкивался воинский долг с общечеловеческой нравственностью, запрещающей убивать.

Литература:

  1. Алесь Адамович. Василь Быков. «Мир спасется подвигом духа» (Беседа о войне и современности) // Вопросы литературы, 2007. – № 4. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://magazines.russ.ru/voplit/2007/4/

  2. Торшин А. Жанровые особенности современной повести о Великой Отечественной войне. - М.: 1985. – 175с.

  3. Лазарев Л. Жить по совести нелегко.// Дружба народов, 2006. – № 5. [Электронный ресурс].–Режим доступа: http: // magazines. russ. ru /druzhba/ 2006/5/ll 15.html

Просмотров работы: 1028