Экологические проблемы городов связаны с чрезмерной концентрацией на небольших территориях населения, транспорта и промышленных предприятий, являющихся источниками загрязнения окружающей среды.
Автомобиль - наиболее массовый и доступный вид транспорта, один из источников загрязнения воздушного бассейна городов, играет значительную роль в формировании санитарных условий на улицах с интенсивным движением, и в городе в целом. Выхлопные газы автомобиля представляют собой весьма сложную смесь, в состав которой входит около 200 компонентов.
Основной проблемой загрязнения атмосферы города в последние годы стал постоянный рост выбросов загрязняющих веществ автомобильным транспортом. Рост численности легковых и грузовых автомобилей, автобусов за последние годы, объективные трудности в обеспечении эффективного графика по магистралям города, появившиеся автомобильные «пробки», все это является одним из важнейших определяющих факторов в наблюдающемся снижении качества атмосферного воздуха и увеличении его загрязнения.
Загрязнение воздуха наносит ущерб здоровью населения, загрязняются другие объекты окружающей среды. Согласно ст.4 [2] атмосферный воздух, наряду с озоновым слоем атмосферы и околоземным космическим пространством, являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности.
Цель работы- оценка загрязнения автотранспортом воздушной среды на главной и второстепенной улицах Южного микрорайона г. Находка.
Для достижения поставленной цели была использована «Методика определения выбросов автотранспорта для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферы города» [1].
Для решения данной цели необходимо выполнить ряд задач: определить методом математических расчетов количество различных компонентов выхлопных газов (оксида углерода СО, двуокись азота NO2, диоксид серы SO2) выделяющихся в атмосферу проезжающими автомобилями в среднем за час в день и за час в месяц; выяснить характер действия токсичных продуктов на окружающую среду; наметить пути решения этой экопроблемы.
В работе представлены формы исследования: литературный обзор по данной теме, составление таблицы для записи и обработки результатов, составление графика наблюдения (месяц, неделя, время), выбор места проведения исследования.
Методы исследования, используемые в работе: Метод изучения интенсивности транспортного потока. Метод математических расчетов.
Район исследования г. Находка, район остановки «Стадион» (главная дорога) и улица Спортивная (второстепенная дорога).
Ход работы. Согласно [1] было проведено исследование интенсивности автотранспортных потоков, рассчитаны выбросы автотранспорта. Суть метода: транспортную нагрузку на дороге оценивали по составу транспортного потока и его интенсивности днем. Подсчет (в обоих направлениях) проводили в течение 20 мин. Время подсчетов выбиралось таким образом, чтобы можно было сравнить интенсивность транспортного потока в часы «пик» (с 12:00-13:00) и в часы, когда наблюдается средняя интенсивность движения.
Данные полевого журнала обследования характеристик движущегося автопотока главной дороги по 4 замерам представлены в таблице 1.
Таблица 1
Полевой журнал обследования характеристик движущегося автотранспортного потока главная дорога «Стадион»
Марка машин
Количество машин
1 замер
2 замер
3 замер
4 замер
Легковые
270/810
348/1444
247/741
103/309
микроавтобусы
60/180
98/294
110/330
58/174
Грузовые до 3 т
99/297
70/210
73/219
41/123
Грузовые с грузоподъемностью более 3 т
40/120
38/114
48/144
27/81
Автобусы
19/57
21/63
16/48
22/66
* первая цифра данные за 20 мин, вторая цифра данные за 60 мин.
Для анализа были отобраны ряд веществ из 2-ой группы (окись углерода), 3-ей группы (двуокись азота, диоксид серы). Далее в таблице 2 представленыколичество выбросов различных вредных веществ в атмосферу.
Таблица 2
Количество выбросов различных вредных веществ в атмосферу (г/мин)
Марка машин |
СО |
NO2 |
SО2 |
Легковые |
3,5 |
0,05 |
0,01 |
микроавтобусы |
3,07 |
0,7 |
0,09 |
Грузовые до 3 т |
6,3 |
0,075 |
0,02 |
Грузовые с грузоподъемностью более 3 т |
18,4 |
0,2 |
0,028 |
Автобусы |
16,1 |
0,16 |
0,03 |
Далее используя формулу (1) были просчитаныпоказатели основных загрязняющих веществ по интенсивности транспортного потока (главная дорога)
М= (m CO*n+ m CO2*n + mNO2 *n) (1)
Таблица 3
Расчетные показатели основных загрязняющих веществ по интенсивности транспортного потока (главная дорога)
Основные загрязняющие вещества |
Выброс, г/мин |
Итого за 20 мин/ 60 мин |
|||||||
1 замер |
2 замер |
3 замер |
4 замер |
||||||
m, 20 мин |
m, 60 мин |
m, 20 мин |
m, 60 мин |
m, 20 мин |
m, 60 мин |
m, 20 мин |
m, 60 мин |
||
Со |
2793 |
8379 |
3000,52 |
9001,56 |
2802,9 |
8408,7 |
1646,86 |
4943,58 |
10243,28 /30729,84 |
SО2 |
11,77 |
35,31 |
15,394 |
46,182 |
15,656 |
46,968 |
8,486 |
25,458 |
51,306/ 153,92 |
NO2 |
73,965 |
221,89 |
102,21 |
306,63 |
106,985 |
320,955 |
57,745 |
173,235 |
340,905/ 1022,71 |
Итого: |
2878,7 |
8636,2 |
3118,12 |
9354,37 |
2925,541 |
8776,623 |
1713,091 |
5142,273 |
10635,5/ 31906,5 |
* первая цифра данные за 20 мин, вторая цифра данные за 60 мин.
Таким образом, за 20 мин по оксиду углерода масса загрязняющего вещества составила 10243,28г/мин, по диоксиду серы 51,306 г/мин, по двуокиси азота 340,9 г /мин. Общая масса 10,6 кг/мин.
В таблице 4 отображены данные полевого журнала обследования характеристик движущегося автотранспортного потока по 4 замерам (второстепенная дорога).
Таблица 4
Данные полевого журнала обследования характеристик движущегося автотранспортного потока по 4 замерам (второстепенная дорога)
Марка машин |
Количество машин |
|||
1 замер |
2 замер |
3 замер |
4 замер |
|
Легковые |
248/744 |
133/399 |
178/534 |
149/447 |
микроавтобусы |
29/87 |
37/111 |
22/66 |
24/72 |
Грузовые до 3 т |
29/87 |
60/180 |
8/24 |
9/27 |
Грузовые с грузоподъемностью более 3 т |
5/15 |
19/57 |
12/36 |
3/9 |
Автобусы |
5/15 |
9/27 |
3/9 |
2/6 |
* первая цифра данные за 20 мин, вторая цифра данные за 60 мин.
Расчетные показатели основных загрязняющих веществ по интенсивности транспортного потока представлены втаблице 5.
Таблица 5
Расчетные показатели основных загрязняющих веществ
по интенсивности транспортного потока
Основные загрязняющие вещества |
Выброс, г/мин |
Итого |
|||||||
1 замер |
2 замер |
3 замер |
4 замер |
||||||
m, 20 мин |
m, 60 мин |
m, 20 мин |
m, 60 мин |
m, 20 мин |
m, 60 мин |
m, 20 мин |
m, 60 мин |
||
Со |
1,31 |
3,93 |
1,45 |
4,35 |
449,34 |
1348,03 |
739,28 |
22,17 |
2569,86 |
SО2 |
0,24 |
0,7 |
12,2 |
36,8 |
3,176 |
9,528 |
2,654 |
7,962 |
73,26 |
NO2 |
0,237 |
,69 |
27,1 |
81,51 |
17,52 |
52,56 |
13,965 |
40,895 |
234,5 |
Итого: |
1,787 |
5,32 |
40,75 |
122,7 |
470,04 |
1410,11 |
755,89 |
71,02 |
2877,6 |
Таким образом, по оксиду углерода масса загрязняющего вещества составила 2569,86 г/мин, по диоксиду серы 73,26 г/мин, по двуокиси азота 234,5 г/мин. Общая масса 0,287кг/мин.
Далее моделируя поток автотранспорта за час в месяц мы представили что количество машин будет соответствовать нашим 4 замерам. На основерасчетных данных были построены графики количества автомашин (рис. 1, 2), и выброс токсичных веществ за час в суткина главной дороге и на второстепенной дороге в месяц (рис. 3,4) и за сутки (рис. 5, 6).
Рисунок1 - График количества автомашин (за 60 мин)главная дорога
Рисунок 2 - График количества автомашинза 60 мин на второстепенной дороге
Рисунок 3 - Выброс токсичных веществ за час в сутки(главная дорога)
Из графика за час наглядно видим, что преобладающий вклад в загрязнение воздуха вносит оксид углерода (1 место), далее на 2 месте - двуокись азота, на последнем - диоксид серы, за месяц оксид углерода 921 кг, 4,7 кг, 30,6 кг.
Рисунок4 - Выброс токсичных веществ за час месяц (гр) (главная дорога)
Рисунок 5 - Выброс токсичных веществ за час в сутки (второстепенная дорога)
Рисунок 6 - Выброс токсичных веществ за час в месяц (гр) (второстепенная дорога)
Из рисунка 6 наглядно видим, что преобладающий вклад в загрязнение воздуха вносит оксид углерода (1 место), далее на 2 месте - двуокись азота, на последнем - диоксид серы, за месяц оксид углерода77 кг (77095,8 г), 2 кг (2197,8 г), 7 кг (7035г).
Заключение. Для решения обозначившейся проблемыбыли намечены пути.Создание новых двигателей, использующих экологически чистые продукты; Хорошая организация общественного транспорта и более строгие требования к экологическим характеристикам автомобиля; Контроль со стороны службы ГИБДД, призванной контролировать техническое состояние автомобиля, должен быть ужесточен; Улучшение качества дорожного полотна; Увеличение количества зеленых насаждений на оживленных улицах и магистралях. На второстепенной дороге разрешить проезд автобусов, а остальные типы в соответствии с экологическим каркасом города разрешить проезд по объездной дороге, т.к. это селитебная зона.
Список литературы
Методика определениявыбросов автотранспорта дляпроведения сводныхрасчетов загрязненияатмосферы городов. М.: Госкомэкология России, 1999. – 16 с.
Федеральный закон Российской Федерации от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»(с изменениями, внесенными Федеральным законом от 27.12.2009 № 374-ФЗ).Издательство: КноРус, 2011. – 64 с.
7