Инновационные изменения, происходящие в современном обществе, существенным образом повлияли на роль и приоритеты школьного образования. Внедрение информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в повседневную жизнь, все возрастающая открытость образовательного пространства, развитие наукоемких технологий и т.д. приводит к тому что, информатизация определяется как одна из главнейших задач развития российской системы образования. В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» одной из важнейших задач определено «расширение использования информационных и телекоммуникационных технологий для развития новых форм и методов обучения».
Выпускники средней общеобразовательной школы должны быть готовы к сложившимся изменениям. Эти идеи зафиксированы в документах, принятых на государственном уровне. В Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 – 2020 годы и на перспективу до 2015 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. № 2036-р указывается, что развитие информационных технологий является одним из важнейших факторов, способствующих решению ключевых задач государственной политики Российской Федерации.
Вместе с тем проблема формирования ИКТ – компетентности отражена в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО), где представлена в метапредметном формате в блоке познавательных универсальных учебных действий (УУД).
Вместе с тем, необходимость такого формирования подчеркивается в «Примерной основной образовательной программе образовательного учреждения. Основная школа». В документе зафиксировано, что «к обучающимся предъявляются следующие учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку ИКТ – компетентности обучающихся, требующие педагогически целесообразного использования ИКТ в целях повышения эффективности процесса формирования всех перечисленных выше ключевых навыков (самостоятельного приобретения и переноса знаний, сотрудничества и коммуникации, решения проблем и самоорганизации, рефлексии и ценностно-смысловых ориентаций), а также собственно навыков использования ИКТ».
Все выше сказанное свидетельствует о необходимости формирования ИКТ – компетентности учащихся в процессе обучения информатике, т.е. обусловливает актуальность исследования, а также определяет его проблему: как в процессе обучения информатике сформировать ИКТ – компетентность учащихся?
Формирование ИКТ – компетентности должно осуществляться на каждом предмете, в том числе и информатике.
Психолого-педагогические исследования, практика обучения информатике, показывают, что учащиеся испытывают затруднения во владении информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, основами информационной безопасности, умением безопасного использования средств ИКТ и сети Интернет.
Основные положения понятия «ИКТ – компетентность», используемое в рамках проекта «Информатизация системы образования» определены В. Ф. Бурмакиной, М. Зельман, И. Н. Фалиной:
ИКТ – компетентность – это интегративное качество личности, характеризующееся умением решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях, с использованием знаний, учебного и жизненного опыта, ценностей и наклонностей, включающее в себя следующее:
– ИКТ – грамотность;
– опыт индивидуальной и групповой деятельности с использованием информационных технологий для достижения профессионально значимых целей;
– готовность к саморазвитию в сфере информационных технологий, необходимого для постоянного повышения квалификации, реализации себя в профессиональном труде.
В качестве средства формирования ИКТ – компетентности учащихся в процессе обучения информатике используется видео-урок.
Согласно определению, видео-урок – это одна из форм дистанционного обучения; специальный обучающий материал, снятый с озвучиванием на видеокамеру, либо записанный с экрана монитора с помощью специальных программ для захвата видео (напр. CamStudio).
Видео-уроки – это наиболее быстрый и легкий способ обучения. Если это видео-урок, записанный с экрана монитора, то можно просто повторять увиденное. При таком подходе у учащихся нет никакой возможности упустить, хоть что-то, и при этом они получают также все необходимые пояснения. Если же это видео-урок, записанный в формате видео-лекции, то учащиеся получают как вербальную информацию, так и невербальную, так и все наглядные материалы. Большинство видеокурсов имеют как раз формат видео-уроков записанных с экрана монитора.
Видеокурсы, как правило, четко систематизированы, любая информация которую вы уже изучили, но которую вы забыли, может быть легко найдена, быстрее и проще, чем даже в обычной книге. Видеокурсы как правило разбиты на отдельные части, которые в свою очередь разбиты на отдельные видео-уроки. А каждый видео-урок, в свою очередь, рассматривает отдельную тему.
Пошаговость и четкие указания к действиям – это отличительная черта практически всех обучающих видео-уроков. Авторы делают всё шаг, за шагом, дают готовые алгоритмы к действию.
Нами был создан видео-урок по информатике на тему «Система счисления» с использованием средств CamStudio, который направлен на формирование ИКТ – компетентности.
№ |
Фрагменты видео-урока |
Пояснения |
1 |
На данном фрагменте урока выделяем определение системы счисления и ее виды, приводим примеры систем счисления. |
|
2 |
На данном фрагменте урока знакомимся с развитием систем счисления (от буквенных до позиционных). |
|
3 |
На данном фрагменте урока формулируем определение позиционной системы, выделяем виды позиционной системы, рассматриваем представление числа в позиционной системе. |
|
4 |
На данном фрагменте урока рассматриваем примеры чисел в разных позиционных системах счислениях. |
Мы использовали тестовые задания для выявления уровня сформированности ИКТ – компетентности учащихся 9 – х классов. Полученные результаты после проведения тестовых заданий выявили у учащихся следующие умения:
активно, самостоятельно обрабатывать информацию;
принимать принципиально новые решения в типовых и нестандартных ситуациях, в частности и с использованием средств информационных технологий;
оперировать с экранными представлениями информационных объектов и моделей;
разрабатывать информационные модели объектов, явлений или процессов той формы и с использованием того языка, которые диктуются ситуацией.
Вышесказанное позволяет говорить о важности визуального мышления как фактора формирования ИКТ-компетенций обучаемых. При этом становится необходимым перейти от понимания наглядности как вспомогательного средства обучения информатике к полноценному использованию визуального мышления обучаемых в процессе формирования ИКТ- компетенций.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования / от 17.12.2010. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588.
Роберт, И. В. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебно-методическое пособие / И. В. Роберт, С. В. Панюкова, А. А. Кузнецов, А. Ю. Кравцова; под ред. И. В. Роберт. – М.: Дрофа, 2008. – 312.
Миндзаева Э.В., Матевосова Ж.В. Визуально мышление как фактор формирования ИКТ-компетенций студентов вузов // Вопросы современной науки и практики. 2011. №1 (32).
5