КОРРУПЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

КОРРУПЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

Переверзева Е.С. 1, Сысоева Т.И. 2
1Бел ЮИ МВД России
2Белгородский юридический институт МВД России
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация. В настоящей статьерассмотрены возможные способы проявления феномена коррупции в системе медицинского страхования, как обязательного, так и добровольного. Представлены характерные способы «отмывания» денежных средств посредством предоставления и оказания различного спектра медицинских услуг. И как уход от коррупционных составляющих медицинского страхования, стремительное и независимое развитие системы добровольного медицинского страхования.

Ключевые слова: добровольное медицинское страхование, обязательное медицинское страхование, коррупция, здравоохранение, финансирование.

Annotation. This article examines the possible ways of the phenomenon of corruption in the health insurance system, both compulsory and voluntary. Shows characteristic ways of «laundering» of funds through the provision and delivery of various range of medical services. And as avoiding corruption component of health insurance, rapid and independent development of voluntary health insurance.

Keywords: health insurance, mandatory health insurance, corruption, health, finance.

Существует определенная зависимость между ростом теневой экономики и ростом коррупции в стране. Уже не вызывает сомнения тот факт, что чем выше уровень коррупции в стране, тем большее развитие имеют нелегальные движения финансовых средств в экономике.

Как отмечают И.М. Клямкин и Л.М. Тимофеев, главная и самая очевидная особенность теневых экономических отношений в России состоит в том, что они принципиально неотделимы от коррупции [7, С. 11].

Одной их проблем здравоохранения является низкий уровень финансирования, нецелевое использование средств и увод средств из системы обязательного медицинского страхования через взятки и «откаты». Сокращение сумм расходов является недопустимым при неуклонном росте потребности населения в получении медицинской помощи в больших объемах и более высокого качества, так как уровень заболеваемости населения увеличивается с каждым годом.

Спектр источников дополнительного финансирования является достаточно широким, но в качестве наиболее распространенных можно выделить: средства, полученные от пациентов напрямую, в оплату предоставляемых медицинских услуг; средства от предпринимательской деятельности учреждений здравоохранения, более всего за счет имеющейся в распоряжении учреждения здравоохранения инфраструктуры [3, С. 38].

Благодаря различному спектру источников финансирования, указанных выше, выявляются аналогичные этим источникам, способы осуществления коррумпированных деяний.

Как один из этих способов, следует рассмотреть подкуп. Подкуп должностного лица или коррупция может быть отнесено к различным явлениям и использоваться в различном понимании. С одной стороны этот термин характеризуется как передача взятки государственному служащему от заинтересованного лица, а с другой стороны ситуация коррупции возможна и в частном секторе когда частный продавец регулирует предложение какого-либо редкого товара, вместо использования чистого «ценового» механизма. Доступ к товару получает тот, кто предлагает продавцу определенную сумму, т.е. «взятку».

При этом наиболее типичным является проявление коррупции при подкупе государственных служащих – взяточничество и «откаты» за предоставляемые блага или преимущества бизнесструктурам при заключении сделок на поставку лекарственных препаратов, медицинского оборудования и т.д.

Следующая проблема предстает в виде источников финансирования. Как предполагалось, если источником финансирования медицинского страхования будет служить территориальные фонды обязательного медицинского страхования, коррупция пойдет на убыль, но расчеты оказались недостаточно верны. Данное финансирование как показала практика также не лишено недостатков, средства внебюджетного фонда уходят в карманы чиновников, за выполнение ими своих должностных функций. Поэтому, наверное, является целесообразным перевод финансирования здравоохранения на финансирование через систему не обязательного медицинского страхования, а добровольного медицинского страхования.

Нередким проявлением коррупционности в распределении финансовых ресурсов через систему финансирования здравоохранения является лоббирование, направленное на извлечение собственной выгоды заинтересованными лицами, производимое в ущерб обществу.

В виду новых веяний законодательства, а именно ввода оплаты за полисы обязательного медицинского страхования неработающему населению России, министерство финансов таким путем планирует закрыть финансовую дыру в 300 миллиардов рублей, образовавшуюся из-за недополученных доходов от нефтяной отрасли, возникло множество различных дискуссий, в основном негативных. Рассматривая данную проблему через призму коррупции, стоит заметить, что это предполагает новый отток дополнительных денежных средств из карманов добропорядочных граждан в «карманы» российских чиновников. Таким образом, данное нововведение позволяет выявить новый путь «отмывания» денежных средств, старыми проверенными способами.

Таким образом, в современном обществе, медицинское здравоохранение, и как способ его обеспечения медицинское страхование, представляет наиболее коррумпированную отрасль социальной жизни населения.

Как один из способов частичного уменьшения коррупционной составляющей медицинского страхования, представляется в виде, большего распространения добровольного медицинского страхования, которое должно обеспечить:

1. формирование стабильного потока финансовых ресурсов в медицинские учреждения при условии их строгого учета и контроля, что противодействует коррупции в отрасли;

2. приток пациентов в медицинские учреждения, гарантировав им необходимый объем и качество медицинской помощи, что решает социальные проблемы в стране и регионах;

3. развитие конкуренции на рынке медицинских услуг;

4. снижение уровня коррупции в системе финансирования здравоохранения.

Список использованных источников:

  1. Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» / Собрание законодательства РФ. –2010. – № 49. – ст. 6422.

  2. Приказ ФФОМС от 03.02.2014 № 11 «Об утверждении Порядка уведомления работодателя о фактах обращения в целях склонения работника Федерального фонда обязательного медицинского страхования к совершению коррупционных правонарушений» (Зарегистрировано в Минюсте России 24.03.2014 N 31715) // Российская газета. – № 74. – 2014.

  3. Аюшиев А.Д., Баженов А.М. Об актуальных вопросах финансирования здравоохранения // Экономика здравоохранения. – 2005. – № 9. – С. 31-38.

  4. Бозоева Э.И. Проблемы финансирования здравоохранения в системе обязательного медицинского страхования // Многоуровневое общественное воспроизводство: вопросы теории и практики. – 2013. – № 1. – С. 89-91.

  5. Быстрова К.Е. Состояние и проблемы финансирования обязательного медицинского страхования // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. – 2012. – № 5. – С. 57а-60.

  6. Зайков С.Н. Проблемы и перспективы реформирования обязательного медицинского страхования // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. – 2014. – № 3 (113). – С. 180-185.

  7. Клямкин И.М., Тимофеев Л.М. Теневая Россия. Экономико-социологическое исследование. – М., 2000. – 595 с.

  8. Крестьянинова О.Г. Одноканальное финансирование как основной элемент модернизации обязательного медицинского страхования // Вестник ОмГУ. Серия: Экономика. – 2011. – № 1. – С. 34-37.

  9. Оношко С.С. К вопросу об определении финансового механизма обязательного медицинского страхования // Известия ИГЭА. – 2009. – № 4. – С. 44-46.

  10. Опальский А.Ю. Учет доходов и расходов в медицинских учреждениях за счет средств обязательного медицинского страхования // Бухучет в здравоохранении. – 2014. – № 9. – С. 5-18.

  11. Поздняк Н.А., Поздняк И.К. Методы повышения эффективности формирования финансовых ресурсов обязательного медицинского страхования // Известия ИГЭА. – 2002. – № 2. – С. 17-19.

  12. Савченко О.С. Интеграция систем обязательного и добровольного страхования в Российской Федерации // В сборнике: Страховые интересы современного общества и их обеспечение. Материалы XIV Международной научно-практической конференции; Саратов. – 2013. – С.335-340.

Просмотров работы: 1083