РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ КАК СТРЕССОГЕННЫЙ ФАКТОР ДЛЯ РЕБЕНКА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ КАК СТРЕССОГЕННЫЙ ФАКТОР ДЛЯ РЕБЕНКА

Кузнецова А.П. 1, Морозова Н.А. 1
1ФГБОУ ВПО "Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Чтобы грамотно организовать воспитательную работу в образовательном учреждении, необходимо в первую очередь выстроить конструктивные отношения с родителями обучающихся. Для этого обязателен союз родителей, обучающихся и педагогов, который определяет единство целей и задач воспитания, путей достижения намеченных результатов. Одной из наиболее распространенных форм организации подобного взаимодействия является родительское собрание.

Родительское собрание — основная форма работы с родителями, где обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллективов. Классный руководитель направляет деятельность родителей в процессе его подготовки и является рядовым участником собрания.1

Как сказано выше, успешность воспитательной работы зависит от сложившихся отношений между обучающимися, родителями и педагогами, именно поэтому мы обратились к вопросу о том, какие чувства испытывает ребенок по отношению к родительскому собранию. Для выявления наиболее неустойчивого к стрессу возраста мы провели социологический опрос.

Самый уязвимый возраст

«Что Вы чувствуете перед предстоящим родительским собранием?». Этот вопрос мы задали респондентам в социальной сети. Опрос проходил анонимно. В нем приняли участие 100 человек в возрасте 8-18 лет. Участвующим предлагалось выбрать один из пунктов, который, по их мнению, наиболее точно отражает чувства, испытываемые перед родительским собранием.

«Что вы чувствовали перед предстоящим родительским собранием?»

- Страх;

- Угнетенное состояние;

- Волнение по поводу того, что именно про меня сказали;

- Нейтральное отношение;

- Усталость только от мысли о предстоящей работе по дому;

- Предвкушение похвалы, спокойного разговора.

Полученные в опросе данные отражены в круговой диаграмме, где в процентном отношении показано мнение респондентов.

Проанализировав ответы, мы выяснили, что наиболее болезненно на предстоящий разговор с родителями, как на стрессовый фактор, реагируют подростки 10–15 лет.

Для ребенка родительское собрание - это всегда стресс. И дело не в том, что у него плохие оценки или отвратительное поведение. Он может быть круглым отличником и иметь достойное поведение. Страх собрания приходит подсознательно. И часто дети сами не понимают, почему в душе что-то сжимается, и неопределенное чувство страха накатывает все больше и больше.

Необходимость подготовки подростка к родительскому собранию.

Как известно, подростки самый «трудный возраст», поэтому подготовка их к собранию должна проводиться не только классным руководителем, но и зачастую психологом. Для начала стоит понять, почему же поведение подростков так непредсказуемо? Почему подростки воспринимают все более эмоционально? Это связано с особенностями этого возраста, а именно:

- формируется новая оценка внутренней позиции ребенка;- происходят физические и гормональные изменения;- появляется чувство собственной взрослости;- нарастает личностная нестабильность.

Эти факторы оказывают влияние на психику подростка, поэтому важно поддерживать и наблюдать за ребенком. В связи с изменением психики подростка, появляются психологические проблемы, которые зачастую не проявляются внешне, но последствия могут быть плачевными. К таким проблемам относят:

1.Суицид (Причины: низкая самооценка, отсутствие друзей, безразличие со стороны родителей, чувство одиночества);2. Гомосексуализм (Причины: теплые отношения с одним из родителей, нервно-душевное расстройство, неполные семьи);3. Гнев подростка (Причины: недосказанность между родителями);4. Подростковая депрессия (Причины: развод родителей, смерть близкого человека);5. Личностное самоопределение (Причины: осознание собственной ценности и компетенции)

Чтобы избежать этих проблем следует внимательнее относиться к ребенку в этом возрасте. Подросток должен чувствовать поддержку со стороны, как родителей, так и школы. Поэтому при планировании и подготовке родительского собрания в подростковом ученическом классе, классному руководителю стоит сообщить классу цель проведения родительского собрания. Это необходимо для того, чтобы ребенок в течение дня осознал и понял, какую реакцию от родителей следует ожидать. Также ребенок может сам сказать цель собрания, таким образом, подготовить родителей к такому мероприятию.

Родительское собрание – для ребенка

Чтобы родительское собрание для подростка не стало стрессовым очагом необходимо не только грамотно подготовить ребенка к его проведению, но и провести его так, чтобы поведение родителей по возвращению домой не стало провокационным по отношению к ребенку.

Для того, чтобы родитель, уставший после рабочего дня, целиком и полностью окунулся в мир потребностей и проблем ребенка необходимо создать благоприятную атмосферу.

Не следует рассаживать родителей за парты, которые расставлены традиционно. Это погрузит их в мир эмоций и воспоминаний о школьных годах, и далеко не всегда они окажутся приятными и теплыми. Поэтому предлагаем расположить пришедших за парты, расставленные кругом, причем классный руководитель должен находиться в этом самом кругу со всеми, не выходя в центр, тем самым став частью одного целого. Все это поможет сделать обсуждение активным, чтобы каждый мог принять в нем участие, а видение друг друга, наблюдение реакций, эмоций поможет наиболее эффективно разобраться в обозначенной проблеме или даже решить обычный организационный вопрос, когда мнение каждого выражено пусть не вслух, но мимикой и жестами, будет учтено. Заметьте, классный руководитель в подобном обсуждении является только направляющим, родители сами принимают совместное решение. Каждый пришедший будет чувствовать необходимость своего присутствия, значимость личного мнения, тем самым развивается желание активного участия в подобных собраниях.

Например, возможна организация родительского собрания «Беседа за чашкой чая». Название определяет форму проведения, которая направлена на создание уютной дружеской атмосферы, когда беседа не воспринимается как нечто ужасное официально – деловое. Здесь каждый сможет высказаться и его мнение будет выслушано. Но, готовя такое родительское собрание, необходимо учитывать, что далеко не все родители захотят прийти на собрание данного рода. Это обусловлено тем, что, прежде всего, они не знают, чего конкретно ожидать, считая при этом данное чаепитие пустой тратой времени. Поэтому не ждите на первом таком родительском собрании родителей детей всего класса, но зато, если оно пройдет успешно и родителям понравится, то «сарафанное радио» быстро донесет информацию, и тогда уже на следующей подобной встрече вы увидите гораздо больше пришедших.

Все большую популярность набирают родительские собрания тематического характера. На которых не обязательно присутствие всех родителей детей-одноклассников. Собрания проводят на параллель, готовя заранее афишу (которая размещается на стенде в школьных коридорах, а так же на сайте школы) по нескольким насущным и актуальным темам. Родитель может выбирать сам, куда ему следует идти, в зависимости от того, какие проблемы с ребенком его тревожат. На такие собрания-встречи, как правило, следует приглашать психолога или специалиста в выбранной вами области. К такому типу собраний родители будут относиться благосклонно, ведь классный руководитель заботится о благополучии ребенка и семьи в целом. Поэтому не стоит забывать о том, что успеваемость и поведение ребенка далеко не самые важные критерии для родительских собраний. Самое главное на таких собраниях-встречах ─ совместное обсуждение проблем и их результативное решение. Классный руководитель должен находиться вместе с родителями. Но «вместе» не значит «присутствие», «вместе» значит совместная поддержка и своевременная помощь.Может быть, что на родительскую встречу придут всего 2-3 человека. Не стоит расстраиваться, вы вносите неоценимый вклад в судьбы их детей и семей.

Следующая форма родительского собрания − совместная встреча родителей и детей. Официально-делового общения при такой форме не будет, но это и к лучшему. Дети и родители увидят в вас не только преподавателя, но и классного руководителя-друга. Ведь отношения с классом и родителями полностью зависят от вас. Необходимо, чтобы дети вам доверяли, а родители уважали. С помощью таких детско-родительских собраний можно добиться желаемого результата. Как правило, они проходят в 7-11 классах, когда ребенок вполне самостоятелен и может высказывать свою точку зрения. Такая форма взаимодействия носит воспитательный характер. В начале собрания стоит разделить детей и родителей и обозначить проблему. Далее в группах происходит обсуждение выдвинутой проблемы, после чего определяются различные точки зрения на нее, которые требуют развернутого доказательства. Собрание - дебаты помогает увидеть проблемные стороны семей и в индивидуальном порядке, работая совместно с психологом, их разрешить. Тогда эффективность вашей работы заметят и дети, и их родители.

Конечно же, все неофициальные собрания помогают в решении проблем разного плана. Но все же, иногда стоит проводить традиционные встречи, которые проходят в официально-деловом формате. Когда от родителей требуется обязательное присутствие. Традиционные родительские собрания проводят для решения организационных вопросов, обсуждения успеваемости класса в целом. Не стоит выносить неуспеваемость одного-двух детей на всеобщее обозрение. Данного совета стоит придерживаться на родительских собраниях любой формы проведения. Таким образом, вы не создадите ситуацию конфликта в Ваших отношениях с родителями.

Существуют еще множество самых разнообразных интересных форм проведения родительского собрания, направленных, в основном, на большую аудиторию, на которых решаются организационные вопросы, поднимаются актуальные проблемы. Но иногда необходимо провести встречу индивидуального характера, для обсуждения проблем ребенка, а именно успеваемости, поведения, адаптации и социализации в классе.

В своей педагогической деятельности для классного руководителя интересы ребенка должны стоять на первом месте. Но забывать, об интересах родителей нельзя, поэтому следует учитывать:

  1. Любому родителю неприятно слышать плохое мнение о ребенке, надо не только жаловаться, но и хвалить;

  2. Не стоит ради поучительного примера придавать огласке негативные стороны семейного воспитания (примеры педагогических ошибок должны быть анонимны).

  3. Нельзя злоупотреблять доверием ребенка и его родителей;

  4. Никогда не следует ставить диагноз о безнадежности ребенка. 2

При общении с родителями будь то родительские собрания, индивидуальные встречи с родителями, или просто разговор с мамой ученика, которую встретили на улице, следует помнить: все, что вы делаете – для ребенка!

Список литературы:

  1. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. Учеб, заведений.-М.:Туманит, изд. цент ВЛАДОС, 200.-256 с.

  2. Дереклеева Н.И Организация родительских собраний в 1-11 классах. М., 1999.

  3. Щуркова Н.Е. Программа воспитания. Москва, 2009.

  4. Ильин Е. П. Психология индивидуальных различий. СПб. : Питер, 2010, 704 с., Гриф УМО Учебное пособие

  5. Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста. 12-е изд. СПб. : Питер, 2010, 816 с., Гриф УМО Учебное пособие

  6. Азаров Ю. Семейная педагогика. СПб. : Питер, 2011, 400 с.

  7. Александрова Е.А, Кузнецова А.П, Морозова Н.А Родительское собрание: спасайся кто может//Школа для родителей. – 2014.-№11-с.30.

  8. Александрова Е.А Если сегодня перечитать Коменского //Управление образованием.- 2011.-№6-с.92.

  9. Александрова Е.А Дети и родители в учреждении дополнительного образования: чем объединить?// Дополнительное образование и воспитание.-2009.-№10-с.

  10. Александрова Е.А Как открыть школу родителям и для родителей// Народное образование.-2008.- №5-с.219-225.

  11. Александрова Е.А Как сделать общение с родителями живым и предметным// Директор школы.-2005.-№8-с.81-86.

  12. Александрова Е.А Миры и меры ребенка в образовании с позиции нового стандарта// Воспитание в школе.-2013.-№3-с.62

1 Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. Учеб, заведений.-М.:Туманит, изд. цент ВЛАДОС, 200.-256 с., 60 с.

2 Дереклеева Н.И Организация родительских собраний в 1-11 классах. М., 1999.

Просмотров работы: 1404