АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ РЕСУРСОВ ОТДЕЛА СНАБЖЕНИЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ РЕСУРСОВ ОТДЕЛА СНАБЖЕНИЯ

Успанов А.Е. 1
1Сибирский Федеральный Университет, Институт управления бизнес-процессами и экономики
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Реалии современного мира принуждают к необходимости радикального пересмотра механизмов управления и планирования на предприятиях. Исключением не является и управление, и планирование деятельности отдела материально-технического снабжения.

Корпоративные информационные системы класса ERP (Enterprise Resource Planning System  система планирования ресурсов организации) становятся сегодня важной частью управленческих структур российских организаций. Такие системы позволяют повысить эффективность управления за счет более рационального использования мощностей, сокращения производственных запасов и производственных расходов в целом.

Большинство современных корпоративных информационных систем класса ERP основываются на логистической модели и выстраивают логистические цепочки. Поэтому для внедрения корпоративной информационной системы или модернизации существующей требуется проводить оценку бизнес-процессов на соответствие их этой логистической модели. При обнаружении несоответствий необходим реинжиниринг. Реинжиниринг бизнес-процессов осуществляется для дальнейшего их внедрения и подчинения требованиям ERP-системы.

Объектом исследования выступают бизнес-процессы продаж, закупок, складирования и других звеньев логистической цепи предприятий. Предметом исследования являются организационно-экономические аспекты реинжиниринга логистических процессов (закупок, складирования, сбыта и проч.)

Описание объекта исследования

В широком смысле логистика понимается как интегрированная система формирования и контроля процессов физического продвижения товаров, а также их информационного обеспечения, направленного на достижение наиболее благоприятных соотношений между уровнем оказываемых услуг и уровнем, и структурой связанных с этим затрат.

Задачи, решаемые логистической системой, и выработку по ним стратегии можно разделить на три группы:

1. Задачи, связанные с формированием рыночных зон обслуживания, прогнозом материала потока, его обработкой в обслуживающей системе (склад поставщика/потребителя, предприятия оптовой торговли) и другими работами по оперативному управлению и регулированию материального потока.

2. Задачи, включающие разработку системы организации транспортного процесса (план перевозок, план распределения вида деятельности, план формирования грузопотоков, график движения транспортных средств и др.).

3. Задачи, связанные с управлением запасами на организациях, складских комплексах, размещение запасов и их обслуживание транспортными средствами, информационными системами.

Логистику принято разделять, в основном, на закупочную, производственную, распределительную, транспортную и информационную. Степень сложности логистических процессов на предприятии зависит от его отраслевой ориентации, поскольку именно этот фактор предопределяет характер производственных процессов, применяемых технологий и как следствие – ассортимент и объем материальных поставок, разнообразие производственных, транспортных и манипуляционных операций, широкий спектр реализуемых готовых изделий, а также сложность их структуры. Фундаментальными понятиями логистики являются логистические операции и функции.

Отдел, занимающийся логистикой и закупками товарно-материльных ценностей на большинстве предприятий имеет название “Отдел материально-технического снабжения”.

Стратегическая цель отдела:

Стратегической целью является сам процесс управления и распределения закупок, связи и взаимодействия с другими отделами предприятия, внешними поставщиками, потребностями и запросами конечного потребителя, планирование и разработка новых закупочных схем, методов и т.п.

Логистический взгляд и цепочки на предприятие могут быть представлены следующими диаграммами (рисунки 1,2).

Рисунок 1 – Логистический взгляд на предприятие

Рисунок 2 – Логистические цепочки предприятия

Функции этого отдела можно разделить по трем группам: планирование, организация и контроль.

Планирование:

  • Изучение внешних и внутренних потребностей предприятия в закупаемой продукции.

  • Планирование оптимальных хозяйственных связей.

  • Оптимизация производственных запасов.

  • Планирование и определение потребностей в материалах и установление их лимита на отпуск цехам.

  • Оперативное планирование снабжения.

Организация:

  • Сбор информации о потребной продукции у поставщиков

  • Участие в торгах.

  • Анализ всех источников удовлетворения потребностей в материальных ресурсах с целью выбора наиболее оптимального.

  • Заключение с поставщиками хозяйственных договоров на поставку продукции.

  • Получение и организация завоза приобретенных ресурсов.

  • Организация складского хозяйства, входящего в состав органов снабжения.

  • Обеспечение цехов, участков, рабочих мест необходимыми материальными ресурсами.

Контроль:

  • Мониторинг расходов материальных ресурсов в производстве.

  • Входящий контроль за качеством и комплектностью поступающих материальных ресурсов.

  • Контроль за производственными запасами на складах, входящих в состав органов снабжения.

Иерархию процессов, протекающих в работе отдела можно представить следующим образом.

Рисунок 3 – Иерархия процессов работы отдела

Из рисунка 3 следует, что предназначением процессов является формирование постоянного снабжения предприятия материальными ресурсами для обеспечения бесперебойной работы производства.

Для организации хранилища данных и описания вариантов его использования системой необходимо построить ER-модель связи этих данных. Но прежде чем приступить к данному шагу, необходимо собрать информацию и требования к протеканию процессов над этими данными.

Задачи процессов отдела.

В ходе реализации процессов работы АСУ отдела МТС происходит:

  • Планирование закупок с учетом установленных бюджетов и планов производства, и ремонтных работ.

  • Формирование документации и запросов для размещения их на сайте госзакупок для проведения торгов и выбора поставщика.

  • Контроль складских остатков, поддержание постоянного минимума для бесперебойного снабжения нужд предприятия, а также распределение полученных и учтенных МТЦ подразделениям.

  • Составление отчетов и другой документации для передачи в отделы учета.

Входы-выходы процессов

Из структурных подразделений предприятия в отдел материально-технического обеспечения поступают заявки на приобретение определенных изделий или комплектующих, необходимых либо в производстве, либо для организации труда, оказание определенных видов услуг т.п. В соответствии с заявками происходит поиск поставщика: производится анализ фирм, предоставляющих необходимые товары и услуги, изучается их ценовая политика, сроки доставок, ведутся переговоры с менеджерами фирм.

Из этого и следует, что входами в рассматриваемые процессы являются заявки руководителей подразделений на приобретение оборудования и ресурсов (комплектующие, полуфабрикаты, необходимые для производства) и финансовые средства, с помощью которых можно осуществить закупки.

Результатом процессов материально-технического снабжения является новое оборудование, полученные ресурсы и реестр поставщиков.

Сотрудники подразделения во время работы руководствуются стандартами предприятия, своими должностными инструкциями и планом закупок. Под планом закупок подразумевается намеченная на определенный период работа с указанием целей, содержания, объёма, методов, последовательности, сроков выполнения закупок.

Критерии результативности процессов:

  1. Осуществление закупок по низким ценам.

  2. Организация бесперебойной работы предприятия.

  3. Соблюдение бюджета закупок.

  4. Отсутствие обоснованных претензий к отделу.

  5. Выполнение планов по экономии затрат на закупку и хранение.

  6. Экономия расходов внутри отдела.

Модель «сущность –связь». Эта модель позволяет построить статическую модель предметной области. В теории информационных систем такая модель получила условное обозначение ER-модели (Entity - Relationship).

ER-диаграммы используются для разработки данных и представляют собой стандартный способ определения данных и отношений между ними. Таким образом, осуществляется детализация хранилищ данных. ER-диаграмма содержит информацию о сущностях системы и способах их взаимодействия, включает идентификацию объектов, важных для предметной области (сущностей), свойств этих объектов (атрибутов) и их отношений с другими объектами (связей).

ER-диаграмма изображенная на рис. 4 построена в нотации Питера Чена, где множества сущностей изображаются в виде прямоугольников, множества отношений изображаются в виде ромбов. Если сущность участвует в отношении, они связаны линией. Если отношение не является обязательным, то линия пунктирная. Атрибуты изображаются в виде овалов и связываются линией с одним отношением или с одной сущностью.

Использование ER-моделирования предусматривает поэтапное создание модели предметной области: построение логической модели; построение концептуальной модели.

Логическая модель представляет собой набор сущностей, выделенных в предметной области информационной системы, которые связаны определенным образом друг с другом.

На основе ER-модели была построена логическая модель, отражающая структуру базы данных, представленная на рис. 5

Построив ER-модель и на основание ее логическую модель данных, можно прийти к выводу о целесообразности введения систем планирования на предприятие. Такие системы помогут решить ряд проблем с документооборотом, его хранением и построение будущих планов производства.

Просмотров работы: 2590