СЦЕНИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ ЛИРИЧЕСКОЙ ПЕСНИ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ «БРОВКИ МОИ, ЧЁРНЕНЬКИЕ» В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ ХОРОВОГО КЛАССА ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ КАФЕДРЫ ИСКУССТВА НАРОДНОГО ПЕНИЯ. - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СЦЕНИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ ЛИРИЧЕСКОЙ ПЕСНИ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ «БРОВКИ МОИ, ЧЁРНЕНЬКИЕ» В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ ХОРОВОГО КЛАССА ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ КАФЕДРЫ ИСКУССТВА НАРОДНОГО ПЕНИЯ.

Селезнёва Л.В. 1
1Белгородский государственный институт искусств и культуры, кафедра искусства народного пения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На территории Смоленщины одним из ранних пластов народной лирики, истоки которого в календарно-обрядовой поэзии, является лирическая песня.

Данный жанр песен был популярен, как в деревне, так и в городе. Если не учитывать все тонкости, то смело, можно сказать: «Деревенские и городские лирические песни не сильно различались».

В основном, исполняя лирическую песню, молодые девушки водили хороводы. Один из крупнейших знатоков фольклора В.Даль считал, что хоровод (карагод, танок, круг, улица) - это собрание молодежи на улице для пляски с песнями. Употребление слова «хоровод» имеет много значений, как в фольклористике, так и в этнографии. В широком своем значении слово «хоровод» совпадает с крестьянским понятием «улица» (ходить на улицу, ходить в хоровод; не пускать кого-либо на улицу, не пускать в хоровод) и обозначает все весенне-летнее время препровождение деревенской молодежи в разных его видах. В хороводе всегда проявляется чувство объединения и дружбы.

Для нашего народа значимость русских хороводов очень велика. Назвать какой - либо другой элемент нашей традиционной культуры довольно сложно. Хоровод играл на протяжении многих столетий очень важную роль, являясь - своеобразным символом красоты: движения, окружающего мира и, наконец, красоты человеческой. Хоровод подчеркивает особенные черты нашей народности - объединение, радость, творческую силу, сплоченность.

Описание сценического варианта хороводной песни Смоленской области «Бровки маи, чёрненькие»

Исходное положение: все девушки, разделившись на две группы (по 8 человек в каждой), выстраиваются цепочкой с обеих сторон сцены.

Головы девушек, стоящих с правой стороны, повернуты влево; головы девушек, стоящих с левой стороны, повернуты вправо.

Во время запева обе группы девушек выходят на сцену «простым шагом», навстречу друг другу. Движение начинается с правой ноги. Звучит запев («Бровки маи чернен(и)кие….»)

Начиная с подхвата («…Бровки мои черненькие»), девушки идут «лицом к зрителю» и расходятся - взявшись за руки на два «круга», повернувшись лицом к центру своего «круга». Во время исполнения 2 куплета девушки идут тем же «простым шагом» по кругу (2 круга).

На следующем куплете круги рассоединяются в двух местах (равное количество людей). Девушки, которые находятся ближе к центру сцены, берутся за руки, изображая «звезду». Движутся в этом положении 1 круг.

Пройдя 1 круг «звездочкой», девушки снова рассоединяются на два круга и идут в разные стороны (два круга; правый круг – вправо, левый - влево).

Затем девушки соединяются в один круг (идут вправо). А на последнем куплете девушки расходятся в полукруг.

После окончания песни участники ансамбля делают поклон и расходятся на две стороны сцены.

Литература

  1. Заикин Н. И., Заикина Н. А. Областные особенности русского народного танца. – Орел, 1999.

  2. Климов А. Основы русского народного танца. - М.: Московского государственного института культуры, 1994.

  3. Устинова Т. А. Избранные русские народные танцы. - М.: Искусство, 1996.

Просмотров работы: 781