ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Зайцева В.В. 1
1Алтайский Государственный Педагогический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Данная исследовательская работа посвящена жителям Мамонтовского района Алтайского края Богачеву Сергею и Ковалеву Алексею, погибшим в годы чеченской войны. Данная работа является актуальной в наше время, так как основной задачей начальной школы является воспитание патриотизма, гражданственности обучающихся и формирование представлений об истории нашего государства и о тех людях, которые погибли за Родину.

Работая с документами, специальной исторической литературой, слушая рассказы очевидцев, родственников, просматривая фотографии того времени, еще будучи ученицей 10 класса, я открывала для себя много нового: интересные и неизвестные ранее факты, оценки действий политического руководства России. Сложность заключалась в многообразии информации по этому вопросу, необходимо было произвести отбор архивных документов и материалов прессы, выделить главное, сравнить точки зрения, различить в полученной информации факты и мнения, сделать обобщающие выводы.

Не секрет, что современные ученики младших классов мало знают о тех событиях, о людях того времени. Да и эти знания часто бывают поверхностными. Может, познакомившись с жизнью одного из земляков, современные школьники смогут посмотреть с новой точки зрения на историю, на прошлое, настоящее, будущее. Ведь судьба каждого человека – это частичка истории Отчизны, с которой начинается истинный патриотизм, личное чувство ответственности за судьбы Родины.

Сложность выполнения данной работы заключалась в том, что это реальная история, пропитанная кровью павших и слезами матерей – горькими от невосполнимой утраты, а также личным отношением к семьям погибших.

6 сентября 1991 в Чечне был совершён вооружённый переворот – Верховный Совет ЧИАССР был разогнан членами бандформирований, созданных Исполкомом Общенационального конгресса чеченского народа. В качестве предлога было использовано то, что 19 августа 1991 партийное руководство в Грозном, в отличие от российского руководства, поддержало действия ГКЧП.

С согласия руководства российского парламента, из небольшой группы депутатов Верховного Совета ЧИАССР и представителей ОКЧН был создан Временный высший совет, который был признан Верховным Советом РФ высшим органом власти на территории республики. Однако менее чем через 3 недели ОКЧН распустил его и объявил, что берёт на себя всю полноту власти.

Первая чеченская война унесла до 50 тысяч жизней мирных жителей и до 6 тысяч жизней российских солдат, милиционеров и сотрудников других силовых структур. Во второй войне погибло от 15 до 25 тысяч гражданских лиц. Сотни тысяч человек стали беженцами.

По опубликованным Госсоветом Чечни данным, с 1991 по 2005 год в Чечне погибли 160 тысяч человек, из которых только 30-40 тысяч были чеченцами. Большинство жертв конфликта – русские, дагестанцы, ингуши и прочие народы, проживавшие в Чечне.

Во всех боевых действиях кроме регулярных войск Министерства обороны МВД РФ участвовали работники милиции. Из Алтайского края в Северо-Кавказский регион было совершено более 5000 выездов. Не было ни одного дня, чтобы в Чечне или около ее административной границы не находился отряд сотрудников органов внутренних дел Алтайского края. Они выполняли задачи по зачистке местности, изъятию оружия, организации комендантской службы, охране коммуникаций, правительственных учреждений, участвовали в войсковых операциях по уничтожению бандформирований, в штурмах города Грозного и др. населенных пунктов. К сожалению, не обошлось без жертв. Среди русских ребят, воевавших в Чечне, немало и наших земляков. Среди тех, кто не вернулся домой, были выпускник Мамонтовской школы – Сергей Богачев и выпускник Корчинской школы Мамонтовского района – Алексей Ковалев.

Сергей Владимирович Богачев – лейтенант, заместитель командира отдельной разведывательно-десантной роты по воздушно-десантной подготовке. Родился 24 октября 1970 года в с. Ермачиха Мамонтовского района. Окончил Мамонтовскую среднюю школу в 1988 году и поступил в Новосибирское высшее командное училище в 1993 году. В вооруженные силы СССР призван 14 ноября 1988 года. С декабря 1994 года принимал участие в боевых действиях на территории Чеченской республики. В ночь с 4 на 5 ноября 1995 года в г. Грозный во время разведвыхода лейтенант Богачев был взят в плен боевиками и после пыток убит 5 ноября 1995 года. Награжден орденом Мужества (посмертно). Похоронен в С. Мамонтово. Память о Сергее хранят не только его родные, близкие люди, но и его родная школа. Ежегодно, на протяжении 10 лет в школе проводятся спортивные эстафеты по волейболу и баскетболу, посвященные памяти Сергея Богачева. Он смотрит на учеников Мамонтовской школы со стены школьного музея, говорит с нами устами отца, рассказывающего о подвиге сына. Он живет в воспоминаниях учителей и его сверстников. Его помнят все, он заслужил бессмертие своей короткой, но яркой жизнью.

По словам начальника разведки Уральского округа полковника Ю. Танаева, Сергей сам прервал отпуск, приехав в часть, положил на стол командира рапорт: прошу направить в район боевых действий. Его урезонивали старшие, более опытные, но Сергей настоял на своем. Он ушел со своим полком и пропал без вести. Спустя время было найдено его тело и опознано: семь пулевых ран, ноги связаны колючей проволокой. Ни документов, ни оружия при лейтенанте не оказалось. Уже много позже, у взятого в плен боевика были обнаружены документы Сергея и стали известны последние часы жизни героя.

Так пал смертью храбрых в бою с незаконными вооруженными формированиями в г. Грозном лейтенант С.В. Богачев, командир разведывательного взвода 276-го мотострелкового полка, не запятнав офицерской чести и не нарушив присягу.

Сергею было всего 24 года. Он не увидел сына, рожденного через семь месяцев после его гибели. Мальчик был назван в честь своего отца, и по словам деда, очень похож на него своими чертами характера.

Ковалев Алексей Сергеевич, младший сержант, командир отделения артиллерийской батареи мотострелкового полка. Родился 13 июля 1980 г. в с. Корчино Мамонтовского района. Окончил 9 классов корчинской средней школы в 1995 году, а затем Мамонтовское ПТУ-31 в 1998 году.

В сентябре 1999 года Алексей был направлен в зону вооруженного конфликта на территории Чеченской республики. 26 января 2000 года на восточной окраине Грозного шел ожесточенный бой. Во время штурма одного из высотных зданий младший сержант Ковалев передавал на командный пункт данные по корректировке огня. От разорвавшейся рядом гранаты он получил множественные осколочные ранения и скончался 27 января 2000 года. Награжден орденом Мужества, посмертно. Алексей похоронен в родном селе.

Кто-то из односельчан, провожая Алексея в последний путь, с болью заметил: «Афганская война миновала наше село, первая Чеченская – помиловала, а вторая – не пожалела, не обошла». С Алексеем пришло проститься все село, провожали его из здания поселкового клуба и по сей день в памяти хранится тот страшный зимний день, когда в его честь, в последний раз прозвучали звуки военного оркестра и залпы автоматов.

Не вернулся Алеша домой весной, как обещал, и не успел справить свое двадцатилетие, но все, кто знал Алексея, помнят его подвиг, чтят память и отмечают за него каждый день Рождения.

Война – явление социальное. Она порождена человеческим обществом и существует с незапамятных первобытных времён. Она эволюционирует вместе с развитием общества, приобретая новые формы, иные масштабы. Но суть войны в основном остаётся прежней. А память о любой войне остается в памяти поколений.

Работая над данной темой, я ощутила себя ответственной за дальнейшую судьбу моей страны, моего родного края. Благодаря данной исследовательской работе, многие обучающиеся не останутся равнодушными к таким локальным войнам и начнут более подробно изучать историю нашей необъятной России, будут знать героев, которые не жалея собственной жизни, будучи совсем еще мальчишками стали настоящими защитниками, воинами.

Новое содержание начального обучения открыло новые возможности для воспитания патриотизма у младших школьников, в котором определяющее значение имеет содержание образования, методика воспитания, личность и знания учителя, который передает свое мировоззрение, культуру, нравственный опыт следующему поколению. Все это составляет систему воздействий, которая направляет развитие детей и определяет особенности их формирования. В начальных классах требуются специальные приемы, чтобы дети смогли осознать учебную задачу и как общую, и как относящуюся лично к ним. Изучение истории России, малой родины является одним из наиболее эффективных методов воспитания патриотизма.

Список литературы

  1. Новейшая история Отечества. XX век : Учеб. для студ. высш. учеб заведений : В 2 т. / под ред. А. Ф. Киселева, Э. М. Щагина. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Т. 2. – С. 405.

  2. Зарщиков А. и др. Вайнах и мы // Профиль. – 2006. – № 36 (497).

  3. Воронин Д. За счёт чего жила Чечня? // Огонёк. – 2000.

  4. Жарикова Л. И. Актуальные проблемы реализации новых образовательных стандартов / Организация самостоятельной работы обучающихся в условиях реализации новых стандартов начального, среднего и высшего образования : материалы II всероссийской научной конференции (Барнаул, 24 октября 2013 г.) / под ред. Г. Ф. Свиридовой. – Барнаул : АлтГПА, 2013.– С. 19-21.

Просмотров работы: 1127