Информационная карта программы
Тип программы – модифицированный
Образовательная область – основная общая
Направленность программы – познавательно-развивающая
Способ освоения содержания программы – творческая
Уровень освоения содержания программы – общекультурный
Форма реализации программы – групповая
Продолжительность реализации программы – 2 года
Пояснительная записка
Образовательная программа художественно-эстетической направленности «Театральные миниатюры» рассчитана на 2 года.
Актуальность программы в том, что занятия театральной деятельности являются для детей младшего возраста уникальной возможностью для многостороннего развития. Театральное искусство - замечательная среда для раскрытия и роста творческого потенциала детей младшего возраста, обогащения его внутреннего мира, а также становления его как личности. Также театр - это школа общения, где дети младшего возраста учатся выполнять общую творческую задачу, сохраняя при этом свою индивидуальность. Наиболее эффективной формой нравственного воспитания детей младшего возраста, выбираем театр и театрализованную игру. Игра - это ведущий вид деятельности для детей, а театр - один из самых доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности.
Цель программы: Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности.
Задачи программы:
1) способствовать развитию театрального творчества и художественных способностей детей младшего школьного возраста;
2) развивать точность и координацию движений, умение ориентироваться в малом и большом пространстве (стол, ширма, сцена);
3) способствовать развитию вербальных и невербальных средств общения (учить соотносить жест, движение и слово и в передаче художественного образа).
На занятиях детям будет дана возможность показать, прочувствовать, прожить, проиграть самобытность и неповторимое своеобразие театральной постановки или игры "А мы такие разные", в которой дети знакомятся с видами, жанрами театра, такими как пальчиковый, теневой, кукольный.
Программа построена на следующих принципах:
Актуализации, (от лат. actualis - деятельный) - действие, заключающиеся в извлечении усвоенного материала из долговременной или кратковременной памяти с целью последнего использования его при узнавании, припоминании, воспоминания или непосредственном воспроизведении.
Доступности - это показатель когда и как основное время ресурса может быть запланировано для назначенной работы.
Толерантности (от лат. tolerantia - терпение) - социальный термин обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаю. Толерантность не равносильна безразличию.
В образовательном учреждении использованы следующие педагогические технологии:
Технология творческой деятельности - это система философии, условий, методов, приемов и организационных форм воспитания, обеспечивающих формирование и творческое развитие коллектива взрослых и детей на принципах гуманизма. Цель технологии творческой деятельности — это раскрепощение личности, формирование гражданского самосознания, развитие его способностей к социальному творчеству, воспитание общественно-активной творческой личности, способной преумножить общественную культуру, сделать вклад в построение правового демократического общества.
Игровые педагогические технологии:
В театральной практике игровая деятельность выполняет такие функции:
Развлекательную, мотивационную (это основная функция игры - развлечь, доставить довольствие, воодушевить, пробудить интерес);
коммуникативную: освоение диалектики общения;
самореализации в игре как полигоне человеческой практики;
игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Организация образовательного процесса.
Программа «Театральные миниатюры » рассчитана на два года.
В клубном объединении "Театральные миниатюры" занимаются учащиеся 1-4 классов. Недельная нагрузка - 3 часа. Количество часов - 108. Форма проведения занятий - групповая.
Форма организации образовательного процесса:
1) занятия - игра;
2) занятия - праздник.
Условия реализации программы:
Темы занятий объединены в циклы, для каждого занятия делается тщательный отбор театрально-сюжетного материала.
Методы, помогающие в реализации программы:
1. Практические (Игры: «Колобок», «Репка», «Теремок», «Цветик-семицветик», Речевые программы: «Ехал Грека, через реку», «Мы сидели на печи», «Как у бабушки Наташи», Театрализованные инсценировки: Э. Успенского «Тигр, вышел погулять», Н. Заболоцкого «Как мыши с котом выевали»).
2. Словесный (рассказ, дискуссия).
3. Работа над театральными постановками (изучение сценария).
Результаты усвоения программы отслеживаются на занятиях, занятиях-праздниках с помощью диагностических методик. (Анкетирование).
Ожидаемые результаты реализации программы «Театральные миниатюры»
К концу первого года воспитанники должны знать:
1. Виды и жанры театра.
2. Историю зарождения театра.
3. Художественные виды театра: русские народные сказки, мюзиклы и т.д.
Дети должны уметь:
импровизировать;
работать в группе.
Учебно-тематический план (1-й год обучения). Общее количество часов: 108, из них теоретических -40, практических - 68.
№ |
Тема занятия |
Количество часов |
||
Теория |
Практика |
Всего |
||
I |
Водное занятие. Знакомство с детьми.
|
1 1 |
1 - |
2 1 |
II |
Основы театральной деятельности. |
2 |
1 |
3 |
|
- |
2 |
2 |
|
|
1 |
1 |
2 |
|
|
- |
1 |
1 |
|
|
- |
2 |
2 |
|
|
- |
2 |
2 |
|
|
2 |
2 |
4 |
|
|
1 |
2 |
3 |
|
III |
Виды театра |
|||
|
2 |
2 |
4 |
|
|
2 |
2 |
4 |
|
|
2 |
2 |
4 |
|
|
2 |
2 |
4 |
|
IV |
Организация музыкально-театрализованной деятельности школьников.
|
2 |
1 |
3 |
|
2 |
2 |
4 |
|
|
2 |
2 |
4 |
|
V |
Театр миниатюр.
|
2 |
2 |
4 |
|
- |
2 |
2 |
|
|
2 |
2 |
4 |
|
|
- |
2 |
2 |
|
|
- |
2 |
2 |
|
|
- |
2 |
2 |
|
|
- |
2 |
2 |
|
|
1 |
2 |
3 |
|
|
- |
2 |
2 |
|
|
1 |
2 |
3 |
|
|
- |
2 |
2 |
|
|
2 |
2 |
4 |
|
|
2 |
2 |
4 |
|
|
1 |
2 |
3 |
|
|
2 |
2 |
4 |
|
|
1 |
2 |
3 |
|
|
- |
2 |
2 |
|
|
- |
2 |
2 |
|
|
- |
2 |
2 |
|
|
2 |
- |
2 |
|
|
2 |
2 |
4 |
|
Итого: |
40 |
68 |
108 |
Содержание программы
Первый год обучения.
Программа «Театральные миниатюры» состоит из учебно-тематического планирования, учебно-методического комплекса, приложения.
Учебно-методический план включает в себя теорию, практику и творческую часть деятельности.
Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности:
Вводное занятие. Знакомство с детьми. Проводим анкетирование. Знакомство детей с устройством театра – сценой, занавесом, зрительным залом, гримёрной и пр.;
Основы театральной деятельности: изучаем сказку «Репку», импровизируем, репетируем и показываем сказку. Исполнительское творчество детей (исполнение различных ролей в спектаклях и постановках, выразительное чтение на занятиях и др.).
Виды и жанры театра: изучаем историю театра, такие как: детский театр, пальчиковый театр, драматический театр, театр теней. Развитие у детей в соответствии с их индивидуальными особенностями и способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении перед взрослыми и сверстниками.
Организация музыкально-театрализованной деятельности школьников: просматриваем кукольные спектакли и беседуем по ним., подготавливаем и разыгрываем сказки и инсценировки.
Театр миниатюр. Побуждение детей к импровизации средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонаций.
Учебно-тематический план (2-й год обучения). Общее количество часов: 108, из них теоретических -40, практических – 68.
№ |
Тема занятия |
Количество часов |
||
Теория |
Практика |
Всего |
||
I |
Вводное занятие.
|
1 2 |
1 2 |
2 4 |
II |
Организация музыкально-театрализованной деятельности. |
|||
|
2 |
2 |
4 |
|
|
2 |
2 |
4 |
|
|
2 |
2 |
4 |
|
|
2 |
2 |
4 |
|
|
- |
2 |
2 |
|
III |
Игровые программы. |
|||
|
2 |
2 |
4 |
|
|
2 |
2 |
4 |
|
|
2 |
2 |
4 |
|
|
2 |
2 |
4 |
|
|
1 |
2 |
4 |
|
|
2 |
2 |
4 |
|
|
2 |
2 |
4 |
|
IV |
Речевая программа. |
|||
|
1 |
1 |
2 |
|
|
1 |
1 |
2 |
|
|
1 |
1 |
2 |
|
|
1 |
1 |
2 |
|
|
1 |
1 |
2 |
|
V |
Театрализованные инсценировки.
|
1 |
2 |
3 |
|
1 |
2 |
3 |
|
|
1 |
2 |
3 |
|
|
1 |
2 |
3 |
|
VI |
Театральные миниатюры.
|
1 |
2 |
3 |
|
- |
2 |
2 |
|
|
- |
2 |
2 |
|
|
2 |
2 |
4 |
|
|
2 |
2 |
4 |
|
|
2 |
2 |
4 |
|
|
2 |
2 |
4 |
|
|
- |
2 |
2 |
|
|
- |
2 |
2 |
|
|
2 |
2 |
4 |
|
|
2 |
2 |
4 |
|
Итого: |
47 |
62 |
108 |
Содержание программы
Второй год обучения.
Программа «Театральные миниатюры» состоит из учебно-тематического планирования, учебно-методического комплекса, приложения.
Учебно-методический план включает в себя теорию, практику и творческую часть деятельности.
Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности:
Программа включает более сложные пьесы, роли, сюжеты.
Вводное занятие. Анкетирование.
Организация музыкально-театрализованной деятельности: «Про волшебника Оху и Дуню-ленивицу», «Огниво» по мотивам сказки Г. Х. Андерсена.
Игровые программы: « Сказки тетушки Курицы», «Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы считать».
Речевые программы: учимся правильно говорить скороговорки «Ехал Грека через реку», «Как у бабушки Наташи», «Мы сидели на печи».
Театрализованные инсценировки: Э. Успенского «Тигр вышел погулять», П. Синявский «Непобедимое пугало».
Театральные миниатюры: Пьеса «Про девочку ниточку, шерстяные клубочки и маленького котенка», Импровизация сказки по мотивам Корнея Чуковского «Федорино горе», Импровизация сказки «Курочка ряба» по мотивам К. Ушинский.
Литература
1. Акулова О.Театрализованные игры / О. Акулова // Дошкольное воспитание, 2005. - № 4.
2. Бондаренко, А.К. Воспитание детей в игре: пособие для воспитателя / А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. - М.: Просвещение, 1983. – 192 с.
3. Доронова, Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности / Доронова Т.Н. // Ребенок в детском саду. - 2001. - № 2.
4. Ершова, А.П. Взаимосвязь процессов обучения и воспитания в театральном образовании / А.П. Ершова // Эстетическое воспитание. - М., 2002.
5. Лебедева, Л.В. Формирование основ музыкальной культуры дошкольников через мир музыкальной сказки / Л.В. Лебедева // Дошкольное образование. – 2007. – № 10.
6. Шурочкина, И.С. Использование средств театрализованной деятельности в работе с детьми / И.С. Шурочкина // Справочник старшего воспитателя. – 2008. – №.3.
Приложение к программе 1
Учебно-методический комплекс
Дидактический материал:
1.1. В театре нашем для вас поем и пляшем. Музыкальные сказки-спектакли для дошкольников / Художники В.Х. Янаев, Н.В. Куров. – Ярославль; Академия развития: Академия Холдинг, 2000. – 112 с.: ил. – (Серия: «Детский сад: день за днем»);
1.2. Лучшие сценарии и забавы для младших школьников / Авт.-сост. Вера Надеждина. – Минск : Харвест, 2008. – 225 с. – (Веселый праздник);
1.3. Организация и проведение школьных праздников. Сценарии / авт.-сост. Т.А. Коваленко, И.В. Андрюшенко. – М.: АСТ; Киев: НКП, 2008. – 286, с.;
1.4. Музыкальные игры в детском саду для детей 5-7 лет / Ирина Бодраченко. – М.: Айрис-пресс, 2009. – 176 с.: ил. – (Детски праздник);
1.5. Театрализованные музыкальные представления для детей дошкольного возраста / И.В. Бодраченко. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 144 с.: - (Дошкольное воспитание и развитие).
Музыкальное сопровождение: компьютер, колонки, , подбор музыки проектор.
Детские книги с иллюстрациями: Сказки: теремок, колобок, репка и т.д.
Приложение к программе 2
Психолого-педагогическое сопровождение.
Программа ориентирована на всестороннее развитие личности детей младшего школьного возраста, его индивидуальности. В ней систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано их распределение в соответствии с психолого-педагогическими особенностями этапов школьного возраста. Театрализованная деятельность это распространенный вид творчества, он близок и понятен любому человеку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связан с игрой – ведущим видом деятельности у детей. Использование театральной деятельности в работе помогает развивать интересы и способности детей школьного возраста; способствует общем развитию и проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, настойчивости, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей.
Совместные репетиции помогают найти себе товарища по общению, а зачастую друга по духу. Также, во время репетиций актеры повышают свою коммуникативную грамотность, приобретают навыки сотрудничества, что является профилактикой или коррекцией конфликтного поведения. Постоянная занятость вселяет в сознание «актеров театра» мысль о том, что Я полезен обществу, чувство принадлежности к социуму. Удачно сыгранный спектакль улучшает эмоциональное состояние актеров, реализует способность в признании.
И в целом, это процесс, который способствует развитию творческого потенциала и формированию позитивного взгляда на собственную жизнь. Специалист по театральной деятельности помогает детям младшего школьного возраста изменять традиционные подходы к организации театрализованной деятельности, привлекать их к активному участию в работе над театрализованными играми.