ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Бурмистрова Н.О. 1
1Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время для многих людей актуальными становятся общечеловеческие ценности и гуманистические идеалы. Процессы гуманизации российского образования становятся ведущими условиями прогрессивного развития общества. Существенные изменения, произошедшие в стране за последние годы и новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Идея воспитания патриотизма и гражданственности приобрела государственное значение. 16 февраля 2001 года Постановлением Правительства РФ принята Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации…». Программа ориентирована на все социальные слои и возрастные группы граждан России, определяет основные пути развития системы патриотического воспитания граждан.

Серьезное внимание следует уделять вопросам патриотизма и патриотического воспитания, т.к. главная цель воспитания состоит в том, чтобы во всякой сфере деятельности – быть человеком. В. А. Сухомлинский отмечал, что успех воспитания зависит от умелого постоянного воздействия на все стороны личности воспитанника – его разум, эмоциональную и волевую сферы. Главным источником патриотизма он считал природу родного края, взаимную любовь родителей и детей, взаимную преданность и верность, создающие честь семьи, «рода».

В настоящее время выработалось не оправданное, отрицательное отношение к таким понятиям, как «Родина», «Отечество», «патриотизм». Хотя на данный период накоплен большой опыт по воспитанию у младших школьников любви к Родине. Краеведческая работа не может не формировать уважение к «малой Родине», чувство благодарности к старшему поколению и воспитывать у молодых людей глубокие патриотические чувства. Учебные заведения должны готовить и определять пути развития патриотического воспитания так, чтобы это не нанесло урон гуманитарному образованию. Такая воспитательная задача являлась особенно актуальной.

Родина - это исторически сложившаяся социально-экономическая, политическая среда, в которой родился человек, с которой связана история его народа. Корни чувства любви к Родине уходят к малой родине, т.е. к тем местам, где человек родился и вырос. Именно с «малой родины» и начинается Великая Родина. Патриотами не рождаются, ими становятся в результате жизнедеятельности. Чувство патриотизма присуще взрослому, сознательному человеку, имеет глубокие корни, которые уходят в его детство. Осознание своей Родины, чувство любви к ней к ребенку приходит не сра­зу, каждый подходит к этим ощущениям по-своему. В начале, человек испытывает чувство любви к родителям, по мере взросления у него по­является привязанность к друзьям, к своему дому, школе, улице, городу (селу), далее родной местности и природе, после он осознаёт свою принадлежность к Отечеству. По мере взросления ребенка эти чувства не проходят, наоборот, они укрепляются, развиваются дальше, чувство привязанности и представления о родных местах расширяется и углубляется за счет познания своей страны. Таким образом, формируется гражданин, рождается патриот.

Проблема отношения к Родине, духовной сущности патриотизма, со всей актуальностью проявившаяся и волнующая в настоящее время педагогов, социологов, философов не нова. Ещё в XI-XVII вв. в Древней Руси Владимир Мономах в своем «Поучении детям» говорил о необходимости беречь, охранять и защищать родную землю, сберегая ее для детей. Впервые понятие «патриот» и «патриотизм» стали наиболее часто употребляться в период Великой Французской революции 1789-1793 гг. Патриотами тогда назвали себя борцы за великое дело, защитники республики, в противовес изменникам и предателям родины.

Значение слова «патриотизм» определяется большинством словарей как любовь к Родине, отечеству, а «патриот» – как человек, разделяющий патриотические чувства, идеи. Обобщая имеющиеся подходы к трактовке понятия «патриотизм», мы выделили его основные составляющие: а) любовь к Родине, к родным местам, родному языку; б) уважение и знание истории своей Родины, традиций, культуры и обычаев своего народа; в) нетерпимость к расовой и национальной неприязни; г) стремление к отстаиванию чести и достоинства Родины, готовность защищать её, готовность служить интересам Родины; д) активное и сознательное участие в трудовой деятельности при сочетании личных и общественных интересов. В Национальной доктрине образования Российской Федерации отмечено, система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России.

Представления, взгляды, убеждения не могут быть навсегда данными, застывшими, а должны быть гибкими, формирующимися с учетом жизненных впечатлений. В этой связи гражданское и патриотическое воспитание имеет конкретно-исторический характер, несёт в себе отличительные черты, примеры эпохи, уровня развития общества, государства, педагогической теории и практики. На основе проведенного нами анализа мы обобщили качества патриотизма в таблице 1. В таблице значками (*) отмечены доминирующие качества, а значками (+) – те из них, которые, так или иначе, проявляют себя.

Подлинный патриотизм основывается на глубоком понимании прошлого, т.к. почерпнутый в прошлом опыт может помочь в созидании будущего.

Таблица 1

Характеристика качеств патриотизма

Ф.И.О. отечественных педагогов, деятелей

Качества патриотизма

Любовь к родине, к родным местам, родному языку

Уважение и знание истории своей Родины, традиций, культуры, обычаев народа. Народность

Национальное самосознание на основе уважения к другим. Толерантность.

Стремление посвящать свой труд, силы и способности расцвету Родины

Любовь к человеку, уважение человеческого достоинства. Любовь к человечеству

Воспитание «добрых граждан» полезных Отечеству; высоконравственных, высокообразованных граждан «Истинных сынов Отечества». Забота об интересах Родины.

Стремление к отстаиванию чести и достоинства Родины, готовность защищать её. Преданность, верность, гражданственность.

Вл. Мономах

*

*

 

+

+

+

*

Ломоносов М. В.

*

*

*

*

 

*

+

Новиков Н. И.

*

*

+

*

 

*

+

Радищев А. Н.

*

*

*

*

 

*

+

Фонвизин Д. И.

*

*

 

+

 

*

+

Ушинский К. Д.

*

*

*

*

*

*

+

Белинский В. Г.

*

*

+

*

*

*

+

Аксаков К. С.

*

*

+

*

 

+

+

Бунаков Н. Ф., Водовозов В. И., Семёнов Д. Д.

*

*

+

   

*

*

Толстой Л. Н.

*

+

   

*

   

Соловьев В. С.

 

*

   

*

+

 

Карамзин Н. М.

*

+

     

*

 

Добролюбов Н. А.

*

+

   

*

   

Луначарский А. В.

 

+

 

+

   

*

Ленин В. И.

+

*

 

+

   

*

Крупская Н. К.

+

+

 

+

   

*

Макаренко А. С.

*

+

 

*

   

*

Шацкий С. Т.

*

+

       

*

Груздев П. Н.

*

         

*

Сухомлинский В. А

*

*

*

*

*

+

*

Ильин И. А.

*

*

+

 

*

 

*

Просмотров работы: 1772