ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТИП ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТИП ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА

Перфилова Т.А. 1
1Ростов-на-Дону, Ростовский базовый медицинский колледж
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1.Вступление

Актуальность исследования

В настоящее время межличностные отношения в нашем обществе с переходом к рыночным отношениям осложнились, а в сфере медицинской помощи – тем более, и особенно между медицинскими работниками всех уровней подготовки и теми, кого мы лечим. Если психологический и психофизиологический профиль медицинского работника недостаточно полно совпадает по своим психофизиологическим и психологическим характеристикам с таковыми у пациента, то и процесс лечения, и последующая реабилитация осложняются, иногда очень резко. С этих позицийпсихофизиологические и психологические качества медицинского работника, значимы для определения критериев его успешной профессиональной деятельности.

Согласно опросам, для пациентов морально-психологические качества медицинского персонала играют важную роль. Профессионализм медиков считается сам собой разумеющимся. Доверяя медицинскому работнику, пациенты ждут от него демонстрации высших моральных качеств:− чуткости;− исключительной добросовестности;− тактичности;− честности;− терпеливости и внимательности;− способности к самоотверженности;− и главное - любви к людям и своей работе.

Цель исследования - определение психофизиологических и морально-психологических качествбудущих фельдшеров- студентов отделения «Лечебное дело», с использованием методики Д.Кейрси, для профессионального становления и обучения.

Задачи исследования

Обзор источников информации по психологическим типам личности.

Экспресс-тестирование студентов отделения «Лечебное дело» ГБОУ СПО РО «РБМК» (100 человек) по методике В.Мегедь и А.Овчарова.

Психологические типы

В качестве направляющих в исследовании были использованы описанные Карлом Густавом Юнгом основные психические функции.

Карл Густав Юнг, известный швейцарский психиатр, основоположник одного из направлений глубинной психологии, в своих работах описал четыре основных психических функции: мышление, чувствование, ощущение и интуицию.

К сожалению, у человека эти четыре функции развиты неравномерно. Две первые – доминантные, остальные две функции выражены слабо.

Данные психические функции человека, описанные К.Г.Юнгом в 20-х года ХХ века, комбинируясь по законам математики, дают 16, так называемых, «чистых» типов личности. Это люди, у которых личностные качества, подкрепленные двумя первыми функциями,проявляются очень четко. Безусловно, смешанных типологических характеристик, когда функции выражены неявно, в людской массе гораздо больше: около 2500.Однако для практического использования и применения, достаточно характеристик и 16-ти «чистых» психологических типов личности

.

Американский психофизиолог и психолог, профессор Девид Кейрси (штат Калифорния), анализируя особенности указанных 16 психологических типов, выделил укрупненные характеристики личности, назвав их темпераментами, которые связал с успешностью освоения той или иной профессии.

2.Иссделование

Для проведения исследования по психотипированию студентов отделения «Лечебное дело» выбрали методику, экспресс-тестирования личности отечественных психофизиологов Валентины Мегедь и Александра Овчарова, последователей Д.Кейрси у нас в стране.

Суть теста состоит в том, что в каждой паре утверждений, нужно выбрать то с которым вы больше согласны.

Тест

Первая пара1. Ваша работоспособность равномерна, а если меняется, то только по известной вам причине. Вы не любите откладывать дела «на потом», предпочитая готовиться ко всему заранее, и не склонны менять свои планы или решения. Вас тяготит неопределенность, поэтому вы предпочитаете иметь четкий временной график работы. 2. Ваша работоспособность характеризуется подъемами и спадами активности, которые часто бывают у вас без определенных причин. Обычно вы не составляете планы наперед, предпочитая действовать по ситуации. Чаще всего принимаете решения и совершаете «прорыв» в последний момент. Вам трудно укладываться в сроки, подчиняться определенному графику или распорядку. Вторая пара3. Вы не придаете большого значения эмоциональным разногласиям между людьми, пока они не задевают ваших принципов. В деловых отношениях профессионализм ставите выше других личных качеств и не идете на поводу у своих симпатий и антипатий. Предпочитаете не обсуждать темы личной жизни. Вас больше интересуют другие вопросы. Считаете, что важнее быть правым, чем приятным. 4. Вы хорошо разбираетесь в скрытых чувствах, побуждениях и взаимоотношениях людей. Охотно участвуете в обсуждении и решении их личных проблем. Долго помните и переживаете обиды. Склонны к компромиссам в делах ради сохранения хороших отношений. Ваша дипломатичность позволяет найти правильный подход к каждому. Третья пара5. Вы реалистичны, практичны и деятельны. Уверены в своих потребностях и умеете отстаивать свои интересы. Ваши высказывания конкретны, и вы не любите выслушивать длинные и абстрактные ответы. С недоверием относитесь к теориям, не проверенным практикой и опытом других. Всегда проверяете результаты сделанного. 6. Вы человек с развитым воображением, хорошо предвидите развитие событий, но можете проявлять рассеянность или медлить с внедрением своих планов. Часто уступаете свои позиции более активным и напористым партнерам. Вы любите экспериментировать, интерес к новому так велик, что может превалировать над пользой. Четвертая пара7. Вам обычно свойственны сдержанность и осторожность в высказываниях. Вы предпочитаете скрывать свое внутреннее состояние и стараетесь не выделяться среди других. Редко проявляете инициативу в знакомствах, предпочитаете привычный круг людей. 8. Вам присущи смелость, импульсивность, решительность. Вы не боитесь риска. Открыты и доверчивы. Вы охотно проявляете инициативу в новых делах и знакомствах. В работе часто отдаете сил больше, чем нужно, так что Вам трудно вовремя остановиться.

  • В опросе участвовали студенты отделения «Лечебное дело» (100 человек)

  • В результате тестирования нами были выявлены практически все 16 психологических типа личности.

Ключ к тесту

С помощью ключа к тесту, в котором описан код и название психологического типа, можно сопоставить психотипы с методикой Д.Кейрси. Ключ к тесту содержит информацию о типе темперамента каждого из 16 психологических типов.

Типы темперамента, которые мы определили

Первая группа психологических типов SP- сенсорно-импульсивный; главная черта человека - стремление к свободе. Свобода для них заключается в возможности следовать всем своим влечениям и импульсам.

Вторая группа психологических типов SJ-сенсорно-планирующий; главная черта человека - высокоразвитые чувства ответственности и долга. Склонны поддерживать иерархические отношения в системе, где им приходится работать.

Третья группа психологических типовNF-интуитивно-чувственный; главная черта человека - стремление к духовному росту, самопознанию и самовыражению.

Четвертая группа психологических типов NT-интуитивно-логический; главная черта человека - дух научного поиска, изобретательство, стремление к познанию и творчеству.

В результате исследований оказалось, что в выборке преобладают SJ-45% и NF-37%, этим двум типам темперамента свойственна выраженная эмпатия, которая во многом определяет искусство общения в медицинской практике (педагогике и социальной работе), а так же морально-психологические качества свойственные медицинскому работнику.

Если более подробно рассмотреть психологические типы личности с темпераментом -SJ сенсорно-планирующий, то главная их черта - стремление к духовному росту, самопознанию и самовыражению.

Чувство долга является тем основным качеством, которое объединяет всех SJ и отличает их от представителей других типов. SJ в своем желании быть нужными и полезными людям как будто созданы для нужд социальных структур, членами которых они являются.

При подробном рассмотрении психологических типов личности с темпераментомNF- интуитивно-чувственный, становится ясно, что духовность – то свойство, присущее им в высшей степени. Эта духовность может проявиться в умении общаться с людьми и находить путь к сердцам окружающих с простотой, которой не в состоянии достичь представители других типов темперамента. Поэтому среди практикующих психологов, психиатров, психотерапевтов значительное большинство представляют собой NF.

Существует подробное описание каждого из 16 психологических типов, но для исследования на данном уровне было позволительно взять укрупненные характеристики, которые позволили описать морально-психологические особенности психотипов личности.

3.Заключение

Результаты исследования способствуют:

  • Определению психотипа личности, позволяющего успешно осваивать свою будущую профессию в процессе обучения.

  • Пониманию особенностей психологического типа, необходимых для общения с коллегами и пациентами согласно принципам биоэтики.

  • Осознанию профессиональных недостатков с целью их коррекции.

  • Повышению качества обучения, развитию навыков студента, освоению общих и профессиональных компетенций.

  • Планированию процесса обучения с учетом того, что: личность каждого студента уникальна и, не смотря на преобладание тех или иных психологических типов, многое в их характеристиках совпадает.

  • Владению медицинским работником навыками психотипирования личности для эффективности его работы

  • Возможности каждым из представленных психотипов найти специализацию в соответствии со своими интересами, личностными и нравственными качествами, способностями в различных направлениях здравоохранения.

Помимо выше сказанного в профессиональном становлении очень важны воспитание, знания студентов, владение общими и профессиональными компетенциями, их заинтересованность в саморазвитии и самоорганизации.

Практическая значимость исследования состоит в том, что обучающийся может использовать материал этого исследования в процессе обучения и для дальнейшего освоении медицинской профессии.

Литература:

Жижин К.С. Экспресс-диагностика подсознания. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.

Овчинников Б.В. с соавт. Вашпсихологическийтип. - СПб., 1995.

Юнг.К Психологические типы- М.,СПб., 1995.

Keirsey D., Bates M. Please Understand Me. Character and Temperament Types. - Gnoseology Books Ltd., 1984

Интернетресурсы:

gurutestov.ru

syntone.ru

conniekaldorusa.com

rae.ru

brainmod.ru

Просмотров работы: 1777