СВОЕОБРАЗИЕ КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СВОЕОБРАЗИЕ КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ

Белая Д.В. 1, Поникарова В.Н. 1
1Череповецкий Государственный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема психологического совладания со стрессом интенсивно разрабатывается в мировой психологической науке (R.S. Lazarus, R. Plutchik, R.H. Moos, A.G. Billings, R.S. Lazarus & S. Folkman, S. Endler, D.A. Parker, 1990; M. Perrez, M. Reicherts). С начала 90-х годов исследование копинг-поведения становится сферой научных интересов и российских ученых, изучающих стратегии совладания, семейный стресс и копинг в здоровых семьях, людей групп риска и лиц с хроническими заболеваниями (В.А. Ташлыков, Н.А. Сирота, Л.И. Анциферова, В.М. Ялтонский, С.К. Нартова-Бочавер, Н.Ф. Михайлова, Р.М. Грановская, И.М. Никольская, Т.Л. Крюкова, М.В. Сапоровская и др.).

В настоящее время понятие «копинг-поведение» (coping behavior) используется для описания характерных способов адаптивного поведения человека в различных стрессовых ситуациях, а также особенности индивидуального стиля совладания с проблемами разного уровня [9].

Основными задачами копинг-поведения является быстрая адаптация человека к проблемной, кризисной ситуации, которая позволяет ему ослабить или смягчить ее требования, нейтрализовать эмоциональное напряжение, и, таким образом, сделать максимально успешным поиск конструктивного решения, осуществить корректировку самооценки или регулирование взаимоотношений с окружающими.

Инклюзивный подход к обучению сегодня выдвинут в качестве одной из главных стратегий образования, он рассматривается как один из возможных подходов к реабилитации детей с проблемами в развитии, требующих разработки социальных, психологических и педагогических условий. Одним из актуальных вопросов является формирование продуктивного копинг-поведения не только педагогов-дефектологов (В.Д. Брагина, В.Н. Поникарова), как средства обеспечения эффективной инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), но и самих детей с ОВЗ [8].

Результаты изучения копинг-поведения детей с ОВЗ, позволяют сделать вывод, что особенности психического развития откладывают негативный отпечаток на адаптивной деятельности детей, их умении разрешать трудные ситуации. Так, интеллектуальная недостаточность разной степени представляет собой сборную по клиническим признакам группу многообразных вариантов отклонений в структуре интеллекта и формирования отдельных сторон психики, которые мешают адаптационным возможностям детей. При нарушении интеллектуального развития сбой в процессе копинг-поведения происходит на этапе «первичной оценки» – когнитивного процесса с эмоциональными компонентами.

У здоровых детей, в отличие от детей с ОВЗ, наблюдаются разнообразные способы совладающего поведения, тогда как репертуар наиболее часто используемых копинг-стратегий у детей с ОВЗ достоверно ограничен. Причем формирование копинг-стратегий у здоровых детей и детей с ОВЗ связано в большей степени со вторичными защитными механизмами личности. Для детей с ОВЗ свойственно достоверно большее использование копинг-стратегий, ориентированных на избегание [6].

Исследование проводилось на базе МБДОУ г. Череповца. В исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.

В констатирующем эксперименте были использованы следующие методики: «Тест детской тревожности Дорки, Амена, Тэммла (модификация Хухлаевой)», а также «Опросник копинг-стратегий школьного возраста» (по И.М.Никольской и Р.М. Грановской) - адаптированный вариант для детей дошкольного возраста.

Методика Дорки, Амена, Тэммла позволяет выявить, какие ситуации являются наиболее конфликтными. Нами выбраны следующие направления взаимодействия: ребенок-ребенок, ребенок-родитель, ребенок-педагог. Методика И.М.Никольской и Р.М. Грановской позволяет выявить наиболее популярные копинг-стратегии, используемые детьми в конфликтных ситуациях.

На первом этапе исследования нами также был использован «Тест Розенцвейга (адаптированный вариант)» с целью выявления механизмов регуляции переживаний, определения защитных механизмов, их идентификации.

Анализ полученных данных показывает, что большинство детей используют прямые механизмы защиты в виде непосредственных эмоциональных реакций, которые выступают в качестве стимульной ситуации для партнера по общению. Используются специфические вербальные средства, с помощью которых выражается агрессия. Они выражают нарушение социальных запретов или отклонение от принятых форм поведения. У окружающих они вызывает открытую оппозицию в форме наказания, осуждения или ответных агрессивных действий.

Также дети использовали косвенные механизмы защиты в виде создания и использования вспомогательных стимулов с целью организации эмоционального поведения партнера по общению и актуализации у него определенных эмоциональных реакций. В случае агрессии, косвенное отреагирование предполагает создание такой ситуации, которая вызывала бы эмоциональный дискомфорт у партнера по общению. При этом могут отсутствовать специфические агрессивные проявления. Снимает открытую оппозицию и нейтрализует агрессивные проявления, смягчает негативный эффект и позволяет избежать чувства вины за агрессию.

Таким образом, изучение соотношения защитных механизмов, обеспечивающие трансформацию и функцию ослабления эмоциональных состояний, показало, что используются как трансформирующие, так и ослабляющие защитные механизмы. Преимущество имеет использование ослабляющих прямых защитных механизмов.

Среди защитных механизмов, регулирующих функцию ослабления переживаний, на первом месте находятся отрицание, замещение и подавление. В изучаемой группе не выявлено использование трансформирующих механизмы защиты. Это можно объяснить небольшим социальным опытом испытуемых.

Результаты «Тест тревожности» показывают, что большинство детей (40%) имеют средний уровень тревожности.

У детей со средним уровнем тревожности наиболее стрессогенны ситуации 3 (ребенок является объектом агрессии), 8 (выговор), 12 (изоляция). Чаще это ситуации общения со взрослыми.

У детей с высоким уровнем тревожности (35%) наиболее напряженными являются ситуации 3 (ребенок является объектом агрессии), 6 (укладывание спать в одиночестве), 10 (агрессивность), 12 (изоляция), 14 (еда в одиночестве). Это ситуации общения как со взрослыми, так и со сверстниками.

У детей с низким уровнем тревожности (25%) наиболее напряженными являются ситуации 8 (выговор), 10 (агрессия), 12 (изоляция). Чаще это ситуации общения со сверстниками.

Наиболее стрессогенными ситуациями для детей изучаемой группы являются ситуации 14 (выговор), 10 (агрессивное нападение), 12 (изоляция). Чаще всего это ситуации с общения со взрослыми.

Таким образом, представляется возможным выявить типологию копинг-поведения у детей с ОВЗ и разработать методические рекомендации, направленные на формирование возможно более продуктивных способов поведения в стрессовых ситуациях.

Литература

  1. Вербрюгген А.А. Защитные механизмы и копинг-стратегии у детей с двигательными нарушениями и их родителей/ автореф. дис. ... кандидата психологических наук – С. Петербург, 2008

  2. Грановская Р. М. Психологическая защита. — Спб.: Речь, 2010.

  3. Исаев Д. Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у детей. — СПб.: Речь, 2005.

  4. Киршбаум Э., Еремеева А. Психологическая защита. — СПб.: Питер, 2005.

  5. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения. Кострома: Авантитул, 2004.

  6. Куфтяк Е.В. Психологические механизмы совладающего поведения и преодоление трудностей детьми в семье // Психология и практика: сб. науч. тр. / отв. ред. В.А. Соловьев. Кострома: Изд-во Костром. гос. ун-та им. Н.А.Некрасова, 2002. Вып. 2. С. 42–48.

  7. Никольская И. М., Грановская Р. М. Психологическая защита у детей. — СПб.: Речь, 2006.

  8. Поникарова В.Н., Брагина В.Д. Психологические особенности совладающего поведения педагогов-дефектологов на разных этапах их профессионального становления Монография / - Череповец: ГОУ ВПО ЧГУ,2010 – С. 31-107

  9. Поникарова В.Н. Сравнительное изучение профессионального копинг-поведения педагогов-дефектологов: Монография.- Череповец: ГОУ ВПО ЧГУ,2011

Просмотров работы: 1858