РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО СРЕДСТВАМ ИЗУЧЕНИЯ ФОЛЬКЛОРА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО СРЕДСТВАМ ИЗУЧЕНИЯ ФОЛЬКЛОРА

Слюсарь Я.С. 1, Селюкова Т.А. 1
1Белгородский государственный институт искусств и культуры, кафедра искусства народного пения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Приходится констатировать тот факт, что многие поколения выросли на незнании своей истории, культуры, на полуправде о времени. Очень много упу­щено, растеряно нами в народном быту, в народной музыке, песнях, танцах, костюмах, промыслах. Но пришло новое время. Каргин А.С. утверждает: «…изменилась за после­днее время вся парадигма народной культуры... В последние годы – годы под­линного лихолетья для России, которые любую страну давно бы стерли с карты мира, - вновь в качестве одной из основ ее выживания выдвинулась культура, причем культура традиционная – фольклор с богатым и разнообразным фон­дом обычаев, обрядов праздников» [2:17].

В этой связи роль этнохудожественной направленности в отечественном образовании трудно переоценить. Свидетельством тому является рост русского национально-культурного самосознания на основе изучения мно­гих корневых основ народной художественной культуры и искусства, всплеск интереса народа к своим традициям. Как свидетельствует Т.И. Бакланова, повсеместно образовываются школы фольклора и этнографические центры детского и юношеского творчества, организовываются фольклорные ансамбли и студии, вводятся факультативные занятия по народному творчеству. Однако проблема видится в качестве освоения фольклорных традиций, ибо от того, как тот или иной коллектив представляет себе народную песню, в каком виде – близком к аутен­тичному

подлиннику или в концертной обработке – она будет звучать, зависит ее дальнейшая жизнь.

Действительно, с народной песней как произведением устной традиции (нотные сборники не могут передать ни манеры звукоизвлечения, ни тембровых харак­теристик, ни экспрессии звучания) дело обстоит значительно сложнее. Поэто­му следует, на наш взгляд, культивировать и пропагандировать подлинные песенные традиции.

В этом отношении несомненный научный и практический интерес представляет мнение М.С. Жирова, основными целями школ русского фольклора является: духовное возрождение, подъем культуры народа, воспитание творческой личности обладающей художественным вкусом, формирование национального стиля мышления ребенка, начиная с раннего возраста, выдвижение в качестве альтернативы увлечению молодежи масскультурой неиссякаемого родника народного творчества [1: 22].

Опыт решения данной проблемы автор пытается осуществлять в МБДОУ Центре развития ребёнка детского сада № 66 города Белгорода.

В настоящее время на базе детского сада № 66 г. Белгорода организован детский фольклорный ансамбль. Базисную основу учебно-воспитательного процесса составляют педагогические технологии обращения к фольклору как целостному художественно-творческому организму - источнику результативного подхода к решению проблемы формирования гармонически развитой личности, использование огромного потенциала народной педагогики. Организационно-методическая основа предполагает приобщение детей к фольклору на фоне их широкого культурно-эстетического развития, интеграции различных видов народного художественного творчества в учебном и воспитательном процессах.

Основные задачи:

- дать детям начальные представления о фольклоре как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы;

- привить бережное отношение к культурным традициям своего народа.

Обучаются дети в возрасте 5-6 лет, имеющие различные музыкальные данные и художественно творческие способности. Поэтому в работе мы руководствуемся тезисом: не бывает плохих детей, бывает неодарённые преподаватели.

Дети знакомятся с «Народным творчеством», с элементами «Народно-бытовой хореографии», игрой на фольклорных ударных инструментах. Целью занятий является приобщение детей к национальным культурным истокам: песне, танцу, наигрышу, слову, декоративно прикладному искусству, обрядам.

Для более эффективного освоения учебного материала соблюдаются следующие педагогические принципы:

- доступность материала;

- последовательность и постепенность изложения материала по принципу «от простого к сложному»;

- системность занятий.

Свое особое место в этой связи занимают исследования Науменко Г.М.

В учебном пособии «Фольклорная азбука» автор ставит проблему необходимости органичного, естественного музыкального воспитания, которое возможно только на основе практического общения детей с народными песнями, играми, хороводами. Решение этой проблемы она видит в комплексной системе обучения и воспитания на интегрирующей основе традиционной народной музыкальной культуры. В сборнике «Дождик, дождик перестань!» Науменко Г.М. сделала попытку некоторого обобщения и систематизации представляемого материала. Издание содержит около 200 образцов традиционного детского творчества. Различные жанры впервые полно представлены в записях от самих детей. Сборник состоит из трех разделов. Первый - календарный фольклор (песни старинных обрядов и праздников - колядки, веснянки, егорьевские, семицкие и другие). Второй - потешный (веселые прибаутки, небылицы, дразнилки). Третий - игровой (интонируемые считалки и игровые припевы). В конце сборника помещены примечания, сведения об исполнителях и список литературы по детскому фольклору. По нашему убеждению эти труды, также являются серьезным вкладом в помощь преподавателю в достижении главной цели приобщению учащихся к «золотому фонду» песенного фольклора [3].

Также востребованными сборниками в образовательном процессе с детьми являются: хрестоматия «Народная песня Белгородского края», нотный сборник Веретенникова И.И. «Русская народная песня в школе», «Белгородская частушка». В них говорится о механизмах становления народной песни, о методике работы с фольклорными ансамблями и их репертуаре.

Изучение песенного фольклора в системе дошкольного образования имеет огромное музыкальное воспитательное воздействие и большую перспективу, так как вся система обучения осуществляется на добровольных началах. Дошкольное образование создает возможности для того, чтобы разделять детей по их индивидуальным особенностям и интересам. Методы обучения и их содержание рассчитаны на умственное развитие ребенка, и корректируются в зависимости от его конкретных возможностей, способностей и запросов. Образовательный процесс имеет развивающий характер, направленный на развитие природных задатков заложенных в каждом ребенке, на развитие общих, творческих и специальных способностей. Все это преимущество системы дошкольного образования в процессе обучения.

Детский фольклор является исключительно ценным дидактическим материалом в становлении личности ребенка. Яркие образцы добра и зла, света и тьмы, правды и лжи, воплощённые в образцах фольклора, близки и понятны детям. Более того, отдельные пласты детского фольклора приходят в нашу жизнь с колыбели и имеют чётко выраженную воспитательную направленность, способствуя формированию основ нравственных качеств: доброты, милосердия, справедливости, трудолюбия, любви к семье, родной природе, своему краю, Отечеству.

Литература

1.Жиров М.С. Региональная система сохранения и развития традиций

народной художественной культуры. - Белгород, 2003. - 312с.

2.Каргин, А.С. Народная художественная культура: учебное пособие. М.: Гос. республ. центр рус. фольклора, 1997. - 286с.

3.Науменко, Г.М. Фольклорная азбука, Учебное пособие для начальной школы / Г. М. Науменко. - М.: Издательский центр «Академия», 1996. - 136с.

Просмотров работы: 1781