В то же самое время в силу особенностей функциональной организации мозга у мужчин и женщин должно наблюдаться различия в величине ДОЗ у испытуемых, относящихся к разным полам [2]. Для выявления данного различия были проведены исследования среди студентов, обучающихся в Институте естественных наук и технологий САФУ имени М.В. Ломоносова.
Рис. 1 |
Методика эксперимента. Респондентам были предложены зрительные стимулы в виде подвижных объектов. Для этого была написана программа, интерфейс которой представлен на рис. 1. Он состоит из двух окон: окно пользователя и окно настроек.
Окно настроек содержит основные элементы для управления предъявляемым стимулом. К их числу относятся:
Размер предъявляемых объекта.
Скорость движения объектов (измеряется в метрах в секунду).
Элементы выбора соотношения линейных скоростей объектов относительно друг друга. В программе предусмотрено две возможности: объекты могут двигаться с одинаковыми и разными скоростями. Причем скорость движения каждого объекта во втором случае регулируется независимо.
Цвет объектов.
Окно пользователя представляет собой изначально пустую форму, по которой при предъявлении стимула начинаю двигаться два объекта на встречу друг другу с заданной скоростью. Задача респондента нажатием кнопки «ПРОБЕЛ» на клавиатуре остановить объекты как можно ближе друг к другу. При этом программа фиксирует расстояние между объектами после их остановки.
Результаты эксперимента. В рамках проведенного эксперимента было обследовано 42 человека, в число которых входили: 21 юноша и 21 девушка в возрасте от 18 до 25 лет. Все респонденты студенты, обучающиеся в Институте естественных наук и технологий САФУ.
Каждому из респондентов было предложено останавливать одни и те же стимулы в виде движущихся на встречу друг другу квадратов. При этом фиксировалось расстояние между объектами. Эксперимент проходил в два этапа. На первом этапе скорости объектов были одинаковыми, на втором этапе скорости объектов были различными, причем сначала левый объект двигался медленнее правого, затем наоборот. На каждом этапе использовалось 5 различных скоростей, а для каждой скорости было предъявлено 5 испытаний.
По результатам экспериментов были построены зависимости расстояния между объектами после остановки от относительной скорости движения объектов для обеих гендерных групп. На рис. 2а представлены зависимости для одинаковых скоростей объектов, а на рис. 2б – для разных скоростей объектов.
а |
б |
Рис. 2 |
Из рис. 2а видно, что при одинаковых скоростях объектов расстояние, на котором эти объекты были остановлены у юношей меньше, чем у девушек. Для объектов, движущихся с разными скоростями ситуация несколько иная. На малых скоростях, как и в первом случае, расстояние между объектами у юношей меньше, чем девушки, однако, при достаточно высоких скоростях расстояния практически сравнялись.
Можно сделать вывод о том, что, во-первых, существуют гендерные различия в восприятии подвижных объектов. Причем юноши обладают повышенной, по сравнению с девушками, динамической остротой зрения. Во-вторых, существует пороговое значение по скорости движения объектов, после которого величина ДОЗ уже не зависит от пола испытуемого.
Литература.
Шиффман Х.Р. Ощущение и восприятие – СПб, 2013. – 928 с.
А.И. Кубарко, И.В. Лукашевич Анализ механизмов динамической остроты зрения / Медицинский журнал. – Изд-во: Белорусский государственный медицинский университет (Минск), 2007. – С. 53 – 58
4