ОПТИМИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ СЕСТРИНСКОЙ СЛУЖБЫ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОПТИМИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ СЕСТРИНСКОЙ СЛУЖБЫ

Ефремова В.Е. 1, Оданович И.В. 1
1Первый МГМУ им. И.М. Сеченова ФВСО и ПСР
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Реферат

В данной статье представлены результаты исследования по путям оптимизации деятельности руководителя сестринской службы на примере одной из городских клинических больниц г. Москвы. Оценка его компонентов, проведенная путем анкетирования главных и старших медицинских сестер больницы, и последующий анализ, позволили разработать рекомендации по оптимизации деятельности руководителя сестринской службы. Особое внимание было уделено анализу документооборота, планированию работы, организации контроля, мотивации персонала.

Введение

В настоящее время к руководителям сестринских служб медицинских организаций предъявляют большие требования. Именно от их подготовки, профессиональной компетентности зависит рациональное использование имеющихся в учреждении материальных ресурсов, организация качественной сестринской помощи, внедрение в клиническую практику новых организационных форм сестринской деятельности, развитие профилактического направления в работе с населением, осуществляемой сестринским персоналом (О.Л. Задворная,1999; С.В. Молвинских, 2003; Л.А. Карасева, 2007).

Анализ исследований в области сестринского дела выявил ограниченное количество исследований, посвященных вопросам организации деятельности и подготовки руководителей сестринских служб (Л.А. Карасева, 1997; О.Л. Задворная 1999; С.В. Молвинских, 2003). В основном выполненные исследования освещали вопросы совершенствования практической деятельности сестринского персонала применительно к условиям работы учреждения здравоохранения определенного типа (И.И. Тарновская, 2002; М.Р. Коренева, 2003; А.К. Хетагурова, 2004; З.А. Коренчук, 2006; Н.О. Садраддинова, 2006 и др.), оптимизации образовательной подготовки специалистов с высшим и средним медицинским образованием (Е.Н. Моисеенкова, 2001; М.В. Блохина, 2002, 2007; Л.И. Валентинович, 2002; Т.Н. Павленко, 2003; Л.А. Пономарева, 2003; И.Х. Аббясов, 2003; И.В. Каширцева, 2005).

Все вышеизложенное определило актуальность комплексного изучения проблем подготовки руководителей сестринских служб медицинских организаций как одного из актуальных инструментов повышения эффективности системы здравоохранения. Недостаточная теоретическая и практическая проработанность этих проблем в современных научных исследованиях определила цель настоящей работы: разработать пути оптимизации работы сестринских служб медицинских организаций в соответствии с современными требованиями к содержанию деятельности руководителей сестринских служб.

Методы

Для достижения цели исследования были использованы такие методы, как историографический, понятийно-терминологический анализ литературы; анализ документации, нормативно-методической базы; анкетирование. Исследование проводилось в одной из городских клинических больниц г. Москвы. Для исследования была разработана анкета в результате которой были опрошены 120 медицинских сестер, из них 8 главных медицинских сестер и 112 старших медицинских сестер больницы.

Результаты исследования

Анализ анкетных данных показал, что опрошенный сестринский персонал был представлен только женским полом, что говорит о нежелании мужчин осваивать данную профессию, и о ее непрестижности в глазах мужчин. Возраст респондентов в среднем составил 35,5 ± 5 лет.

При анализе стажа работы преобладал стаж более 11-15 лет (42,5% респондентов), что, с одной стороны, безусловно является положительным моментом, поскольку большой стаж работы обусловливает значительный опыт. Среди опрошенных 120 медицинских сестер имели высшую квалификационную категорию – 63 человек, первую - 36 человек, вторую категорию - 21 человек. В результате анализа работы медицинских сестер-руководителей было выявлено, что большинство главных и старших медицинских сестер не используют полный комплекс организационных мероприятий для осуществления контроля, и лишь малый процент старших медицинских сестер (10,7%) применяют их в своей работе.

В результате анализа мнений по поводу того, чем главные и старшие медицинские сестры руководствуются во время проверки деятельности среднего и младшего медицинского персонала, было выявлено, что в основном они используют опросник, что составляет 62,5% и примерно 50% опрошенных соответственно, ориентируются по обстоятельствам в 37,5% случаев, и лишь 17% старших медицинских сестер не видят смысла в проверках деятельности среднего и младшего медицинского персонала.

Также были изучены мнения о помощи в работе среднему медицинскому персоналу путем внедрения экспертных карт для проведения контроля деятельности среднего медицинского персонала на качество оказываемой помощи. Выявлено, что 62,5% главных и 36,61% старших медицинских сестер считают, что их применение поможет в работе среднему медицинскому персоналу, что в свою очередь должно увеличить качественные показатели работы. Основными неудовлетворяющими факторами работы главных и старших медицинских сестер оказались социальные проблемы и материальные проблемы, а также отношения с коллегами и организация трудового процесса.

Делопроизводство, охватывающее качественную организацию трудового процесса, путем оформления документации в отдельные дела (папки) по видам направления документов, расположенных в доступных местах для быстрого доступа и поиска нужного документа на полках и стеллажах и работа с документацией в медицинской организации, по мнению главных медицинских сестер, организовано лишь на 75% рационально, а по мнению старших медицинских сестер всего лишь на 52,7%. При этом 43,7 % респондентов считают организацию делопроизводства нерациональной, что свидетельствует о необходимости усовершенствования.

Анализ мнений о планировании рабочего времени сестер-руководителей показал, что главные медицинские сестры рационально планируют свое рабочее время, что подтверждает 62,5% респондентов. В свою очередь у старших медицинских сестер картина противоположная. 50,9% респондентов считают, что их рабочее время спланированно нерационально, что говорит о неправильной расстановки приоритетов рабочих дел.

Также мнения сестер-руководителей разделись при оценке повышения продуктивности работы. Главные медицинские сестры считают, что необходимо улучшение материально-технической базы труда (37,5%), а также повышение уровня профессиональной подготовки (25%), а в свою очередь старшие медицинские сестры считают, что необходимо более адекватное материальное стимулирование (27,7%), но также и улучшение материально – техническое базы труда (21,4%), и не остается без внимания такой показатель как более рациональное планирование рабочего времени (19,6%).

Документация медицинских сестер-руководителей распределена на группы и разделена по делам (папкам), но требует внесения дополнений, для улучшения качества и производительности трудового процесса. Для оптимизации работы руководителей и минимизации потерь времени в деятельности медицинских сестер руководителей необходимо внедрение еженедельного регламента распределения рабочего времени. Основным из направлений деятельности руководителей здравоохранения на различных уровнях управления является поддержание и повышение трудовой мотивации медицинского персонала.

Обсуждение результатов исследования

Таким образом, проведенное нами исследование выявило ряд проблем в деятельности руководителей сестринских служб. В связи с этим были разработаны рекомендации по оптимизации деятельности руководителей для улучшения показателей работы сестринского персонала:

1. Рациональное информационное и детально структурированное делопроизводство, охватывающее качественную организацию трудового процесса, путем оформления документации в отдельные дела (папки) по видам направления документов, расположенных в доступных местах для быстрого доступа и поиска нужного документа на полках и стеллажах.

2. Рациональная организация планирования и анализ в конце работы с составлением еженедельного регламента и ежедневных планов, что позволит эффективно распределять рабочее время, обеспечить качественное выполнение всех функций управления, улучшение качества работы и возможность проведения анализа деятельности среднего и младшего медицинского персонала.

3. Внедрение экспертных карт оценки деятельности среднего и младшего медицинского персонала. Разработанные карты и постоянный мониторинг деятельности медсестры позволят проводить интегральную оценку качества деятельности каждой медицинской сестры клиники, что может быть учтено при решении вопроса о материальном стимулировании сестринского персонала.

4. Внедрение в медицинских организациях единой информационной системы и формированием информационного пространства с целью улучшения информационного обмена и взаимодействия между подразделениями и более рационального распределения рабочих нагрузок и времени – что позволит: оперативно проводить анализ деятельности отдельных подразделений для быстрого принятия управленческих решений, оперативного учета финансовых затрат, учета реальной нагрузки на каждого сотрудника; существенно повысить производительность труда за счет сокращения времени, на переходы из корпуса в корпус; повысить уровень профессиональной квалификации персонала за счет оптимизации использования информационных ресурсов.

5. Обеспечение медицинских сестер руководителей временем и средствами для регулярного участия в конференциях, симпозиумах, круглых столах, лекциях, семинарах и т.д. по вопросам медицины, управления, психологии, экономики, права с целью повышения их профессиональной квалификации.

6. Повышение мотивации трудового процесса среди среднего медицинского персонала в виде получения материальных и социальных благ, привлечение профсоюза, как для сотрудников, так и для их семьи, что приведет к улучшению показателей работы, улучшению взаимоотношений в коллективе и развитию командного духа.

7. Изыскание дополнительных средств финансирования для обновления оборудования, приобретения изделий медицинского назначения, проведения ремонта зданий и помещений, для мотивации персонала повышение уровня оплаты труда персонала улучшит показатели, как производительности труда руководителей сестринских служб, так и в целом эффективности оказания медицинской помощи в медицинских организациях.

Таким образом, предлагаемые рекомендации по оптимизации деятельности руководителей сестринских служб поможет усовершенствовать деятельность медицинских сестер руководителей медицинских организаций.

Выводы

Изучение мнений главных и старших медицинских сестер позволил разработать рекомендации по оптимизации деятельности руководителей сестринских служб.

1. Специалисты руководящего звена обязаны владеть необходимым объемом административной грамотности, и призваны обеспечить достаточный по качественным характеристикам кадровый ресурсный потенциал учреждения, предопределяя, тем самым, конечные результаты медицинской деятельности.

2. Сегодня в учреждениях практического здравоохранения России руководители сестринских служб составляют 1,1% от всего сестринского персонала.

3. В вопросах подготовки специалистов руководителей сестринских служб существует ряд проблем:

  • несовершенство Федеральных государственных образовательных стандартов;

  • несовершенство системы подготовки специалистов базового и повышенного уровней среднего медицинского образования;

  • отсутствие преемственности между уровнями подготовки по специальности «сестринское дело»;

  • слабая материально-техническая база учреждений среднего профессионального образования;

  • недостаточность специально подготовленных педагогических кадров в учреждениях среднего профессионального образования;

  • медленный переход от принципа периодического обучения на принцип непрерывного профессионального развития;

  • низкая востребованность выпускников факультетов высшего сестринского образования в практическом здравоохранении;

  • отсутствие системы распределения выпускников учреждений среднего профессионального образования.

4. Для реализации новых направлений и организации работы необходимо разработать полный пакет нормативно-правовых документов, включающий:

  • положение о деятельности учреждения (структурного подразделения) с указанием основных функций специалистов со средним медицинским образованием, согласованием сферы их профессиональной ответственности с врачебным персоналом, младшим медицинским персоналом, другими профессиональными группами, задействованными в осуществлении медико-социальной помощи;

  • рекомендации по штатному расписанию, предусматривающему увеличение количества ставок среднего медицинского персонала за счет снижения врачебных;

  • рекомендации по нормам нагрузки, исходя из реальных условий осуществления профессиональной деятельности;

  • примерные табеля оснащенности (обеспечения деятельности среднего медицинского персонала) средствами малой механизации;

  • примерные должностные инструкции.

5. В настоящий момент целесообразно введение новых форм повышения квалификации. Международными экспертами рекомендуется продвижение в сторону непрерывного образования и признания обучения и подготовки кадров на рабочем месте, что будет стимулировать развитие самостоятельной творческой активности персонала учреждений здравоохранения с позиций непрерывного обучения на протяжении всей профессиональной деятельности.

6. Профессионализм в деятельности медицинских сестер руководителей всех уровней управленческой иерархии является залогом успеха не только в работе сестринских служб, но и всей системы здравоохранения в целом, в повышении качества медицинской услуги и эффективности здравоохранения.

7. Роль руководителей сестринских служб в повышении качества сестринской помощи является эффективная организация работы сестринских служб: рациональная расстановка кадров, перераспределение функций между средним и младшим медицинским персоналом, планирование работы, снижение непроизводственных затрат рабочего времени и т. п.

8. Предоставление сестринским службам право самостоятельно определять основные критерии оценки качества своей деятельности дает возможность выделить самостоятельный термин — «Качество сестринской помощи» (КСП), то есть выделить систему оценочных категорий по контролю и коррекции сестринской деятельности.

9. Важным условием в деятельности медицинских сестер руководителей является рационально, информационно и детально структурированное делопроизводство.

10. Планирование деятельности руководителей сестринских служб определяется как процесс принятия решения, позволяющий направить деятельность руководителя (работника) на достижение перспективных и текущих целей, через выполнение многообразных функций.

Фундаментом в процессе принятия решения выступает план работы руководителя, определенный на годовой период времени (годовой план). В процессе планирования целесообразно обозначить конкретные (ориентировочные) сроки выполнения поставленных задач, ответственных исполнителей работ и звено контроля над реализацией мероприятий.

11. Основная роль медицинской сестры руководителя заключается в рациональной организации труда сестринского и младшего медицинского персонала, осуществлении контролирующих функций, а также организации повышения квалификации медперсонала.

12. Важным аспектом в работе главной и старшей медицинской сестры является организация обучения специалистов со средним медицинским образованием для повышения уровня их профессиональных знаний и совершенствования умений и навыков выполнения лечебных и диагностических процедур. С этой целью проводятся конференции, лекции, семинары, тематические занятия для медицинских сестер.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Антропова, Т.А. Повышение квалификации главных и старших мед. сестер с использованием дистанционной технологии обучения / Т.А. Антропова, З.А. Коренчук // Главная медицинская сестра - 2011.- №9.- С.139-141.

2. Баулина, Л.В. Сертификация и аттестация старших медицинских сестер / Л.В. Баулина // Главная медицинская сестра - 2009. - №6.- С.72-73.

3. Белогурова, В.А. Инновационный подход при повышении квалификации медицинских сестер в ЛПУ / В.А. Белогурова // Главная медицинская сестра - 2011. - №7. - С.127-131.

4. Белялова, М.А. Психолого-педагогические аспекты деятельности менеджеров сестринской службы / М.А. Белялова, Г.В. Ильченко, Л.А. Козленок // Главная медицинская сестра - 2010. - №6.- С.104-107.

5. Двойников, С. И. Состояние и основные пути развития среднего медицинского и фармацевтического образования в России / С. И. Двойников // Главная медицинская сестра - 2011. - № 6. - С.21-24.

6. Канина, И.Р. Анализ удовлетворенности населения качеством работы сестринского персонала первичного звена на примере городской поликлиники / И. Р. Канина // Главная медицинская сестра – 2010. - № 9. –С.34- 42.

7. Лушникова, Е.Б. Роль старшей медицинской сестры дневного стационара поликлиники в повышении качества работы сестринского персонала / Е.Б. Лушникова // Главная медицинская сестра - 2010. - № 10. - С.11-20.

Просмотров работы: 5747