СОВРЕМЕННАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДОЛГОВАЯ ПОЛИТИКА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СОВРЕМЕННАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДОЛГОВАЯ ПОЛИТИКА

Абдул-Кадырова Ф.Р. 1
1РГЭУ РИНХ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Государственный долг в условиях рыночных отношений выступает важным макроэкономическим фактором, оказывающим значительное воздействие на состояние национальной экономики. С другой стороны, сам рынок государственных долгов реагирует на изменение экономической ситуации внутри страны и тенденций международных финансовых рынков.

От успешной политики управления долгом зависит будущее российской экономики, восстановление политической и социальной стабильности в стране в огромной степени.

В этой связи одной из самых актуальных проблем является управление задолженностью такими финансовыми методами, которые бы позволили перейти к курсу на оптимизацию объемов и структуры государственного долга и продолжить модернизацию экономики.

Управление государственным долгом — одно из важных направлений государственной финансовой политики.

Оно представляет собой комплекс мероприятий:

- обслуживание долга, т.е. погашение основной суммы и выплата процентов кредиторам; изменение условий выпущенных займов;

- мониторинг показателей объема и уровня долга, их сопоставление с показателями государственных финансов;

- взаимоотношения с кредиторами по поводу урегулирования старых долгов и предоставления новых кредитов;

- реструктуризация долгов;

- рефинансирование долгов;

- и др.

С помощью задолженности государству удается мобилизовать необходимые для своей деятельности дополнительные финансовые ресурсы.

Научиться правильно управлять государственным долгом — одна из главных задач современной России.

Государство не должно вовлекать все свободные денежные ресурсы общества в сферу бюджетного перераспределения, соответственно доходность государственных займов и государственных ценных бумаг не должна превышать эффективности реального сектора и других секторов финансового рынка. Реструктуризация и упорядочение государственного долга помогут встать России на путь экономического подъема.

Целью настоящей работы является выявление теоретических и практических проблем управления задолженностью государства в современных условиях.

Цель исследования позволяет сформулировать задачи, поставленные в работе:

1. представить общую характеристику государственного кредита и государственного долга;

2. проанализировать современную долговую политику Российской Федерации;

3. выявить приоритетные направления управления государственным долгом в среднесрочной перспективе.

Теоретической и методологической основой данной курсовой работы послужили законодательные акты Российской Федерации, научные труды отечественных ученых, ресурсы сети Интернет.

Информационная база исследования – данные Министерства финансов Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации и другие.

  1. Теоретические аспекты государственного кредита и государственного долга

Основой нормальной жизнедеятельности любого государства является экономическое благополучие, сводящееся к наиболее полному удовлетворению всех насущных потребностей общества. Такая ситуация возможна лишь в том случае, когда у государства имеется в наличии достаточно средств. В условиях развитых товарно-денежных отношений государство может привлекать к покрытию своих расходов свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и средства населения. Главным способом получения средств является государственный кредит.1

Необходимость использования государственного кредита для нужд государства вытекает из противоречий между величиной этих потребностей и возможностью государства удовлетворить их за счет доходов бюджета. Доходы государства заданы в виде уровня налогообложения, установленного законодательством. Расходы имеют тенденцию к росту, особенно если государство переживает политический или экономический кризис.

С помощью задолженности государству удается мобилизовать необходимые для своей деятельности дополнительные финансовые ресурсы.2

При осуществлении кредитных операций внутри страны государство обычно является заемщиком средств, а население, предприятия и организации - кредиторами. 3

Государственный кредит представляет собой совокупность распределительных отношений по мобилизации государством временно свободных денежных средств населения, предприятий и учреждений на условиях срочности, возвратности и платности для финансирования потребностей государства сверх текущих возможностей.4

Государственный кредит – это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами – с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.5

Государственный кредит, как экономическая категория, обладает своей спецификой. Он находится на стыке двух видов денежных распределительных отношений: финансов и кредита и поэтому несет на себе черты двух названных категорий.6

Рассмотрим функции государственного кредита (см. рис.1)

Рис. 1. Функции государственного кредита7

Функционирование государственного кредита ведёт к образованию государственного долга.

Причинами возникновения государственного долга могут быть:

- увеличение расходов государства без соответствующего роста его доходов;

- циклические спады экономики;

- сокращение налогов для стимулирования экономики без одновременного уменьшения государственных расходов.8

Рассмотрим более подробно сущность государственного и муниципального долга.

Государственный долг представляет собой сумму накопленных бюджетных дефицитов за вычетом суммы профицитов бюджета, которые имели место в стране.9

Государственный долг как экономическая категория представляет собой определенную систему отношений, возникающую между органами государственного управления, с одной стороны, частными лицами, негосударственными институтами, иностранными государствами – с другой, по поводу формирования и погашения задолженности органов государственного управления, возникающих в результате формирования дополнительных средств государства.

С точки зрения материально-вещественного содержания, государственный долг выступает как сумма задолженностей по выпущенным и непогашенным долговым обязательствам государства, включая начисленные по ним проценты.10

Государственный долг - финансовые заимствования государства, осуществляемые для покрытия дефицитов бюджета за все предыдущие периоды (за вычетом профицитов).11

Различают капитальный и текущий государственный долг. Основным (или капитальным) государственным долгом называется вся сумма задолженности государства, по которой не наступил срок платежа и которая не может быть предъявлена к оплате в течение данного периода.

Текущим государственным долгом называется задолженность государства по обязательствам, по которым наступил срок платежа.

Рассмотрим и другие виды государственного долга (см. табл.1).

Таблица 1.

Виды государственного долга12

Классификационный признак

Вид государственного долга

В зависимости от происхождения кредитных ресурсов

внутренний и внешний государственный долг

По сроку платежа

краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (до 5 лет) и долгосрочный (до 30 лет) государственный долг

В мировой практике

безоблигационная задолженность и облигационная

По предъявлению к оплате

текущий и капитальный(основной) государственный долг

Как видим из таблицы, в зависимости от происхождения кредитных ресурсов государственный долг может быть разделен на внутренний и внешний.13

Внутренний государственный долг (internal debt) — это совокупная задолженность правительства гражданам страны, равная суммарной номинальной стоимости всех имеющихся у них на определенный момент государственных облигаций.

Внешний государственный долг (external debt) — это суммарная задолженность страны иностранным гражданам, другим странам и международным финансовым организациям. 14

Согласно Бюджетному Кодексу РФ (ст.94) деление на внутренний и внешний долг осуществляется по валюте займа. (см.рис.2)

Рис. 2. Деление государственного долга по БК РФ15

Под государственным внутренним долгом понимаются долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками перед резидентами (юридическими и физическими лицами) или нерезидентами, выраженные в валюте РФ.

Под внешним государственным долгом понимаются обязательства, возникающие в иностранной валюте, за исключением обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований);

Государство может использовать заемные средства при нормальном ходе экономических процессов, например, связанных с сезонностью, несовпадением поступления налогов с периодом расходов и т.д. Однако чаще всего привлечение дополнительных ресурсов требуется при возникновении тяжелого финансового положения государства (война, спад производства и другие причины, приводящие к бюджетному дефициту).

Итак, отмечено в таблице, различают краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (до 5 лет) и долгосрочный (до 30 лет) государственный долг. Наиболее тяжелыми являются краткосрочные долги. По ним вскоре приходится выплачивать основную сумму долга с высокими процентами.

В мировой практике, как видно из таблицы 1, различают два вида заимствований: безоблигационная задолженность и облигационная.

Безоблигационная государственная задолженность – это задолженность в виде несекъюритизированных кредитов и займов, т. е. такая форма задолженности, которая не предполагает выпуск ценных бумаг.16 Отличительными особенностями этой формы являются:

1. Наличие в качестве кредитора одного и того же лица на протяжении всего времени кредита (займа).

2. Невозможность перехода права требования к третьим лицам, а значит относительная безопасность заемщика от концентрации прав требования в руках нежелательных лиц.

3. Ограниченные возможности реструктуризации такой формы в случае сложностей с обслуживанием долга.

Среди всех видов кредитов и займов, наиболее активно используемых в последние годы в большинстве стран, являются синдицированные кредиты, т. е. кредиты, выдаваемые несколькими кредитными учреждениями. Данный вид кредитов получает все большее распространение в условиях глобализации и активно применяется при заимствованиях на внешних рынках, поскольку обладает целым рядом преимуществ:

• синдицированные кредиты позволяют одновременно привлекать финансовые ресурсы различных крупных финансовых учреждений (банков);

• они обладают высокой гибкостью условий, как для кредитора, так и для заемщика;

• они предоставляют возможность осуществления продолжающегося характера финансирования через автоматически возобновляемый кредит (кредитные линии, мультивалютный кредит и т. п.).17

Облигационная задолженность возникает в результате выпуска долговых ценных бумаг. Хотя исторически она возникла намного позднее, чем безоблигационная, однако сегодня данная форма становится все более преобладающей, вытесняя несекьюритизированные кредиты и займы. Это объясняется тем, что секьюритизированная форма имеет целый ряд преимуществ:

• она позволяет обеспечить больший объем инвестиционного спроса;

• расширяет возможности гибкого регулирования объема и стоимости заимствований;

• облегчает реструктуризацию долга;

• позволяет осуществлять оптимизацию структуры долга в ходе его управления.18

В соответствии со статьей 98 Бюджетного Кодекса РФ в состав государственного долга Российской Федерации входят долговые обязательства в форме:

1) кредитам, привлеченным от имени Российской Федерации как заемщика от кредитных организаций, иностранных государств, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям) международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц;

2) государственным ценным бумагам, выпущенным от имени Российской Федерации;

3) бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

4) государственным гарантиям Российской Федерации;

5) иным долговым обязательствам, ранее отнесенным в соответствии с законодательством Российской Федерации на государственный долг Российской Федерации.19

При принятии бюджета на очередной финансовый год определяется предельный объем государственного долга и предельные объемы государственных заимствований. При этом предельный объем государственных внешних заимствований не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга, а долг субъекта федерации и муниципальный долг не должен превышать объем доходов соответствующего бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней.20

Основной формой государственных доходов являются налоги. Заимствования же не представляют доход государства, так как подлежат возврату кредиторам. Обозначим основные отличия между налогами и займами:

  • налоги безвозвратно уплачиваются государству (лишь ничтожно малая их часть возвращается в виде общественных благ), в то время как заимствования подлежат возврату;

  • налоги носят принудительный характер, а займы, как правило, добровольный;

  • для налогов характерно одностороннее движение стоимости, а в случае с государственными заимствованиями государство выдает встречные финансовые обязательства, свободно обращающиеся на рынке;

  • займы увеличивают государственные расходы, т.е. функционирование государственного кредита ведет к образованию государственного долга, в то время как налоги не требуют дополнительных расходов по возмещению.21

Итак, в условиях развитых товарно-денежных отношений государство может привлекать к покрытию своих расходов свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и средства населения. Главным способом получения средств является государственный кредит.

Государственный кредит представляет собой совокупность распределительных отношений по мобилизации государством временно свободных денежных средств населения, предприятий и учреждений на условиях срочности, возвратности и платности для финансирования потребностей государства сверх текущих возможностей.22

Функционирование государственного кредита ведёт к образованию государственного долга, который представляет собой сумму накопленных бюджетных дефицитов за вычетом суммы профицитов бюджета, которые имели место в стране.

  1. Анализ современной долговой политики России

В настоящее время Россия умеренно использует инструменты государственной долговой политики в сравнении с другими странами: отношение государственного долга к ВВП в России около 9%, тогда как во многих странах это показатель достигает 50-200%. Превышение государственным долгом уровня в 85% к ВВП, по оценкам некоторых авторитетных международных экспертов, становится препятствием для экономического роста.

Рассмотрим содержание долговой политики.

Долговая политика есть деятельность органов власти по управлению государственным долгом. Она формирует идеологию управления государственными заимствованиями, определяет стратегию и тактику управления государственным долгом и основные направления органов

власти по их реализации.23

Содержание долговой политики включает широкий комплекс мероприятий:

- разработку концепции долговой политики, определение ее стратегических направлений, целей, главных задач;

- создание адекватного механизма реализации долговой политики;

- управление деятельностью государства по планированию заимствований, организации размещения займов, предоставлению государственных гарантий, поручительств (контроль за целевым использованием привлекаемых ресурсов, а также за своевременным погашением государственного долга).24

Поскольку государственные заимствования - важный источник финансирования бюджетного дефицита, в предкризисный период снижение государственного долга России было также существенным образом связано со сравнительно благополучным состоянием государственных финансов. При этом своего рода «зеркальным отражением» динамики российского госдолга было изменение Стабилизационного фонда (и затем - Фонда национального благосостояния и Резервного фонда). В итоге в предкризисный период (до 2008 г.) наблюдалась следующая картина: при бюджетном профиците совокупный объем фондов существенно возрастал, а российский государственный долг (в % к ВВП) снижался. Это прекратилось под воздействием прихода мирового кризиса в экономику России.25

По состоянию на 1 октября 2012 г. объем государственного долга Российской Федерации составил 5,8 трлн. руб., в том числе государственный внутренний долг - 4,5 трлн. руб., государственный внешний долг - 40,5 млрд. долл. США (эквивалентно 1,3 трлн. руб.).

В предстоящий период объем государственного долга будет ежегодно возрастать, достигнув к концу 2015 года уровня 11,1 трлн. руб. или 13,4% ВВП. При этом доля внутреннего долга в совокупном объеме госдолга существенно не изменится и составит 75%.

Низкие показатели государственного долга выгодно отличают Россию от значительного большинства как развитых стран, так и государств формирующихся рынков. На фоне пересмотра в сторону понижения рейтингов многих развитых и развивающихся стран в последние годы, в основном по причине существенного ухудшения показателей долговой устойчивости, российские рейтинги характеризуются стабильностью принадлежности к инвестиционной категории.

По ряду макроэкономических показателей экономическое положение России лучше, чем у развивающихся стран категории "ВВВ", а в некоторых случаях лучше, чем у стран категории "А". Однако кредитные рейтинги, присвоенные России ведущими международными агентствами ("BBB" со стабильным прогнозом от Fitch, "Ваа1" со стабильным прогнозом от Moody"s и "ВВВ" со стабильным прогнозом от Standard&Poor"s), свидетельствуют о том, что наша страна недооценена.26

Исходя из параметров, заложенных в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 - 2015 гг., и с учетом планируемых объемов заимствований, в предстоящий период значения показателей долговой устойчивости Российской Федерации будут по-прежнему вне опасных зон (Таблица 2).

Таблица 2

Показатели долговой устойчивости Российской Федерации (бюджетная позиция), %27

№ п/п

Показатель

2012

2013

2014

2015

Пороговое значение

1

Отношение государственного долга Российской Федерации к ВВП

11,8

13,1

13,7

13,4

25

2

Доля расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации в общем объеме расходов федерального бюджета

2,6

3,2

3,4

3,3

10

3

Отношение платежей на обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации к доходам федерального бюджета

7,9

9,9

7,1

9,3

10

4

Отношение государственного долга Российской Федерации к доходам федерального бюджета

56,2

68,0

72,1

71,4

100

5

Отношение государственного внешнего долга Российской Федерации к годовому объему экспорта товаров и услуг

11,5

13,2

14,8

15,4

220

6

Отношение расходов на обслуживание государственного внешнего долга Российской Федерации к годовому объему экспорта товаров и услуг

0,5

0,6

0,6

0,6

25

В соответствии со сценарными условиями и основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 - 2015 гг. реализация долговой политики в предстоящий период будет осуществляться в условиях умеренного ускорения темпов роста российской экономики, стабильного уровня инфляции, сохранения цен на нефть примерно на уровне 100 долл. США, некоторого ослабления курса рубля (Таблица 3).28

Таблица 3

Основные макроэкономические показатели в 2013 - 2015 гг.29

Показатель

2013

2014

2015

ВВП (млрд. руб.)

66 515

73 993

82 937

Темпы роста ВВП к предыдущему году (%)

+3,7

+4,3

+4,5

Цена на нефть (долл.США/барр.)

97,0

101,0

104,0

Инфляция (%)

5,5

5,0

5,0

Курс руб./долл. США

32,4

33,0

33,7

Дефицит федерального бюджета сохранится на протяжении планового периода, однако будет иметь относительно низкие значения (0,8% ВВП в 2013 г. и 0,2% ВВП в 2014 г.) с планируемым выходом на бездефицитный бюджет в 2015 г. При умеренном общем дефиците бюджета значения ненефтегазового дефицита сохранятся на все еще высоком, хоть и последовательно снижающемся уровне: в 2013 г. - 10,1% ВВП, в 2014 г. - 8,9% ВВП, в 2015 г. - 8,6% ВВП.

Основным источником финансирования дефицита федерального бюджета будут по-прежнему выступать государственные заимствования, объем валового привлечения по которым составит в 2013 - 2015 гг. 1,4 трлн. рублей, 1,1 трлн. рублей и 1,4 трлн. рублей соответственно (Таблица 4).

В целях аккумулирования части нефтегазовых доходов в Резервном фонде и дальнейшего развития национального долгового рынка в предстоящий период планируется продолжить следовать стратегии "занимай и сберегай", осуществляя при благоприятной конъюнктуре рынка государственные заимствования в объемах, превышающих дефицит федерального бюджета.

Таблица 4

Источники финансирования дефицита федерального бюджета в 2012 - 2015 гг., млрд. руб.30

Показатель

2012

2013

2014

2015

Дефицит федерального бюджета

-68,1

-521,4

-143,6

-10,8

Государственные заимствования, в том числе:

842,1

606,5

563,4

414,4

привлечение

1 519,9

1 448,8

1 079,3

1 356,4

погашение

-677,8

-842,3

-515,9

-942,0

Государственные внутренние заимствования, в том числе:

709,8

448,6

398,5

306,5

привлечение

1 310,2

1 213,2

842,2

1 114,8

погашение

-600,4

-764,6

-443,7

-808,3

Государственные внешние заимствования, в том числе:

132,3

157,9

164,9

107,9

привлечение

209,7

235,6

237,1

241,6

погашение

-77,4

-77,7

-72,3

-133,7

Использование Резервного фонда

-830,3

-373,4

-596,3

-818,6

Использование Фонда национального благосостояния

7,5

5,7

7,5

8,9

Приватизация

300,0

427,7

330,8

595,1

Исполнение государственных гарантий Российской Федерации

-109,9

-58,3

-89,6

-160,0

Прочее

-141,3

-86,7

-72,1

-29,0

В 2013 - 2015 годах планируется продолжить пополнение Резервного фонда за счет дополнительных нефтегазовых доходов. Предполагается, что на конец 2013 г. объем Резервного фонда составит 4,8% ВВП, на конец 2014 г. и 2015 г. - 5,2% ВВП и 5,7% ВВП соответственно. Такие темпы пополнения Резервного фонда не позволят, однако, восстановить его объем на докризисном уровне.31

Рассматривая структуру государственного долга Российской Федерации, видно, что в ближайшее время долговая политика будет направлена на то, чтобы Российская Федерация осуществляла заимствования (см. табл. 5).

Таблица 5Структура государственного долга Российской Федерации, млрд. руб.32

Категория долга

2011

2012

2013

2014 (прогноз)

2015 (прогноз)

           

1

2

3

4

5

6

1. Государственный внутренний долг Российской Федерации:

3 553,30

4 355,80

4 868,30

5 284,00

5 596,70

государственные ценные бумаги Российской Федерации в рублях:

3 546,5

4 348,8

4 868,3

5 284,0

5 596,7

ОФЗ

2 903,3

3 575,2

3 917,8

4 176,6

4 411,8

ГСО

553,2

683,6

860,5

1 017,4

1 094,9

облигации внутренних облигационных займов, размещаемые на международном рынке капитала

90,0

90,0

90,0

90,0

90,0

прочее

6,9

7,0

0,0

0,0

0,0

2. Государственные гарантии Российской Федерации в рублях

637,3

1 106,3

1 732,2

2 306,3

2 717,0

Государственный внутренний долг Российской Федерации с учетом государственных гарантий Российской Федерации

4 190,6

5 462,1

6 600,5

7 590,3

8 313,7

3. Государственный внешний долг РФ:

1 120,20

1 264,40

1 449,40

1 678,50

1 805,40

государственные ценные бумаги в РФ в иностранной валюте

940,4

1 117,3

1 316,8

1 558,0

1 693,3

облигации внешних облигационных займов

939,6

1 117,1

1 316,6

1 557,8

1 693,1

ОВГВЗ

0,8

0,2

0,2

0,2

0,2

кредиты правительств иностранных государств

96,5

79,3

72,7

67,5

62,8

Продолжение таблицы 5

1

2

3

4

5

6

задолженность перед международными финансовыми организациями

81,5

67,2

59,3

52,3

48,6

прочее

1,8

0,6

0,6

0,7

0,7

4.Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте

32,5

528,1

696,7

867,0

1 027,6

Государственный внешний долг Российской Федерации с учетом государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте

1 152,7

1 792,5

2 146,1

2 545,5

2 833,0

Государственный долг Российской Федерации, всего

5 343,30

7 254,60

8 746,00

   

Можно сделать вывод, что вне зависимости от макроэкономических сценариев и конъюнктуры рынков капитала в предстоящий период государственная долговая политика будет направлена на обеспечение способности Российской Федерации осуществлять заимствования в объемах, необходимых для решения поставленных социально-экономических задач, и на условиях, приемлемых для нашей страны как надежного суверенного заемщика.

Решением этой задачи будет способствовать регулярное присутствие России на рынках капитала, прозрачная и последовательная аукционная политика, постоянное и эффективное информационное взаимодействие с инвестиционным сообществом, последовательное расширение круга инвесторов, заинтересованных в размещении средств в государственные ценные бумаги Российской Федерации.

Фактический объем государственных заимствований будет определяться результатами исполнения федерального бюджета и конъюнктурой внутреннего и внешнего рынков. Накопленный объем долговых обязательств перед национальными и зарубежными кредиторами будет находиться в пределах, исключающих значимое ухудшение долговой устойчивости Российской Федерации. Долговая политика будет направлена на повышение кредитных рейтингов нашей страны и обеспечение ее безусловной платежеспособности.

  1. Направления управления государственного долга в среднесрочной перспективе

Возникновение и рост государственного долга вызвали к жизни необходимость управления им.

Управление государственным – это совокупность финансовых мероприятий государства, связанных с погашением займов, организацией выплат доходов по ним, проведением конверсии и консолидации государственных займов 33

Управление государственным долгом — одно из основных направлений государственной финансовой политики.

Управление государственным долгом заключается:

– в формировании политики в отношении государственного долга;– в установлении границ государственной задолженности (в том числе в определении общего объема бюджетного дефицита и, следовательно, объемов заимствований, необходимых для его финансирования);– в определении основных направлений и целей воздействия на микро- и макроэкономические показатели;

– в установлении возможности и целесообразности финансирования за счет государственного долга общегосударственных программ.34

Управление государственным долгом – совокупность мероприятий государства (правительства, центрального банка, министерства финансов и других государственных органов) по погашению внешних и внутренних займов, организации выплаты доходов (процентов) по ним, изменению условии и сроков ранее выпушенных займов, размещению новых долговых обязательств.

Под управлением государственным долгом в узком смысле понимается совокупность мероприятий, связанных с выпуском и размещением государственных долговых обязательств, обслуживанию, погашению и рефинансированию государственного долга, а также регулированию рынка государственных ценных бумаг.

Цели управления государственным долгом:

- экономические;

- политически;

- социальные;

- обеспечение национальной безопасности;

Рассмотрим каждые из них.

1.Экономические: минимизация стоимости привлекаемых внешних займов, улучшение условий рефинансирования и/или переоформление задолженности, снижение общих издержек по обслуживанию внешнего долга, повышение эффективности использования привлекаемых ресурсов.

2. Политические: поддержание стабильности функционирования политической системы.

3. Социальные: своевременное финансирование социальных программ, обеспечение социальной стабильности.

4. Обеспечение национальной безопасности: чрезмерно высокое бремя внешнего долга может влиять на экономическую безопасность страны.

Осуществление мероприятий по управлению государственным долгом требует от государства системного подхода и определяет многоплановый характер регулирования существующей задолженности.35

В процессе управления государственным долгом выделяют несколько функциональных элементов (см. рис.2)

Рис.2 Функциональные элементы управления государственным долгом36

Основные задачи, решение которых необходимо для достижения целей управления государственным долгом:

– своевременность и полнота формирования источников финансирования дефицита бюджета;

– проверка эффективности и целевого использования привлекаемых денежных средств в целом и по видам применяемых финансовых инструментов;– осуществление контроля за соблюдением предельного значения и структуры государственного долга;

– контроль за ходом исполнения долговых обязательств Правительства Российской Федерации прошлых лет;

– контроль за эмиссией ценных бумаг и их размещением с учетом необходимой обеспеченности денежной массой в наличном обороте и на депозитах;– экспертиза проекта государственного бюджета и контроль за его исполнением, осуществление контроля за изменением структуры и объема государственного долга;

– экспертиза проектов законов, других нормативных правовых актов органов государственной власти, влияющих на формирование, обслуживание и погашение государственного долга.37

Нужно отметить, что ключевая цель управления долга является баланс между минимизацией бюджетного риска и минимизацией стоимости обслуживания долга. Фактически управление государственным долгом направлено на регулирование двух ключевых параметров, характерных для любых финансовых инструментов, - риска и доходности, несмотря на это трудно определить конкретные цели долгового управления.

Рассмотрим два случая:

- поставить в качестве целевой установки минимизацию стоимости обслуживания;- в качестве другой крайности установить минимизацию рисков со стороны госдолга

Итак, если поставить в качестве целевой установки минимизацию стоимости обслуживания, очень велик риск того, что в погоне за этой целью власти начнут выпускать не те обязательства, которые действительно необходимы, а те, которые в данный момент лучше воспринимаются рынком. Однако если в качестве другой крайности установить минимизацию рисков со стороны госдолга, то в пределе это будет означать полный отказ от использования заимствований. Вопреки достаточно распространенному мнению, полное отсутствие госдолга – это не самое лучшее положение вещей в государственных финансах, особенно если речь идет о развивающейся стране.

Рассмотрим основные факторы, определяющие характер и направления долговой политики Российской Федерации на 2013 - 2015 гг.(см.табл.6 )

Таблица 6

Основные факторы, определяющие характер и направления долговой политики Российской Федерации на 2013 - 2015 гг.38

Основные факторы, определяющие характер и направления долговой политики РФ

на 2013 - 2015

Краткая характеристика фактора

1

2

Фактор 1. Макроэкономические условия реализации долговой политики

Предстоящий период социально-экономического развития Российской Федерации характеризуется неопределенностью темпов восстановления мировой экономики, обостряемой региональными и межрегиональными финансово-экономическими дисбалансами. Данные условия будут снижать спрос на товары российского экспорта, что, однако, будет способствовать формированию дополнительных предпосылок для модернизации отечественной экономики. (см.табл.3)

Фактор 2. Введение бюджетного правила

Вводимое с 2013 года бюджетное правило распределения нефтегазовых доходов федерального бюджета, опирающееся на долгосрочное среднее значение цен на нефть при одновременном ограничении бюджетного дефицита, фактически разрывает зависимость бюджетных расходов от текущих цен на энергоносители и в условиях новых вызовов является необходимым шагом в сторону более консервативной финансовой политики в целом.

Фактор 3. Низкий уровень государственного долга

Такой фактор государственных заимствований как низкий текущий уровень государственного долга требует постоянного мониторинга. Пока он позволяет проводить политику наращивания госзаимствований, не опасаясь кардинального ухудшения состояния долговой устойчивости Российской Федерации.

Фактор 4. Состояние внутреннего рынка капитала

В среднесрочной перспективе внутренний рынок капитала сохранит возлагаемую на него с 2009 года роль основного источника финансирования дефицита федерального бюджета.За последние 5 лет объём внутреннего рынка государственных ценных бумаг практически утроился, увеличившись с 1,1 трлн. руб. в 2007 г. до 3,1 трлн. руб. на 1 октября 2012 г.

Продолжение таблицы 6

1

2

Фактор 5. Государственные гарантии Российской Федерации

Эффективное использование данного инструмента призвано способствовать решению таких задач социально-экономического развития страны, как модернизация экономики, развитие частно-государственного партнерства, реализация крупных инвестиционных проектов, поддержка экспорта высокотехнологичной отечественной продукции.

Фактор 6. Сохранение потребности в привлечении зарубежного заемного капитала со стороны корпоративного сектора

В 2013 - 2015 гг. государственная долговая политика будет строиться, исходя из необходимости, с одной стороны, поддержания способности российских заемщиков привлекать финансирование на рынках капитала на максимально благоприятных условиях, а с другой - эффективного мониторинга долговой устойчивости негосударственного сектора.

Реализация долговой политики Российской Федерации в 2013 - 2015 гг. будет осуществляться в соответствии со следующими целями:

- поддержание умеренной долговой нагрузки как важнейшего конкурентного преимущества России;

- превращение национального рынка капитала в стабильный источник удовлетворения потребностей бюджета;

- поддержание высокого уровня кредитных рейтингов России инвестиционной категории, создание предпосылок для повышения рейтингов до категории "А";

- обеспечение постоянного доступа Российской Федерации и национальных корпоративных заемщиков к внутреннему и внешнему источникам заемного капитала на приемлемых условиях, минимизация стоимости заимствований;

- совершенствование сложившейся системы управления государственным долгом Российской Федерации, развертывание практической деятельности Российского финансового агентства;

- поддержание мерами политики безопасных тенденций в сфере внешнего долга российского корпоративного сектора.39

Главными целями активной долговой политики 2013-2015 гг должно быть решение следующих задач:

– обеспечение стабильного обслуживания как внешних, так и внутренних обязательств страны при любой кризисной ситуации;

– улучшение качества долга за счет снижения стоимости его обслуживания, совершенствования структуры;

– гибкое реагирование на изменяющиеся условия внешнего и внутреннего финансовых рынков и использование наиболее благоприятных источников и форм заимствований;

– содействие достижению инвестиционного кредитного рейтинга и его дальнейшему повышению, что не только обеспечит удешевление новых заимствований для государства и частных структур, но и будет способствовать приливу новых прямых и портфельных инвестиций;

– обеспечение надежного механизма перевода заемных средств в инвестиции, ставящего реальные заслоны на пути их нецелевого использования.

Дополнительные заемные средства должны привлекаться только для финансирования и кредитования приоритетных проектов и программ при условии их эффективного использования;

– усиление привлекательности российских долговых бумаг для широкого круга инвесторов, предотвращение резких колебаний их цены на мировых финансовых рынках;

– прогнозирование и избежание рисков, связанных со структурой долга, лучшее использование валютного фактора в снижении долговых выплат;

– максимальное использование для обслуживания долга дебиторской задолженности иностранных государств России, то есть зарубежных финансовых активов, а также задолженности предприятий и регионов по гарантированным государством валютным кредитам;

– более тесная координация государственной политики и политики внешних заимствований корпоративных структур, чтобы избежать ненужной конкуренции на финансовых рынках и рисков, связанных с возможным невыполнением корпоративных долговых обязательств;

– создание комплексной системы управления государственным долгом с участием органов государственной власти, которая позволит адекватно формулировать и реализовывать национальные интересы в этой сфере;

– совершенствование учета и мониторинга государственного долга, внедрения прогрессивных технологий по управлению долгом, позволяющих контролировать состояние долговой нагрузки экономики и отслеживать ход выполнения государственных обязательств в режиме реального времен

Заключение

Итак, в условиях развитых товарно-денежных отношений государство может привлекать к покрытию своих расходов свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и средства населения. Главным способом получения средств является государственный кредит.

Государственный кредит представляет собой совокупность распределительных отношений по мобилизации государством временно свободных денежных средств населения, предприятий и учреждений на условиях срочности, возвратности и платности для финансирования потребностей государства сверх текущих возможностей.

Функционирование государственного кредита ведёт к образованию государственного долга. Государственный долг представляет собой сумму накопленных бюджетных дефицитов за вычетом суммы профицитов бюджета, которые имели место в стране.

Вне зависимости от макроэкономических сценариев и конъюнктуры рынков капитала в предстоящий период государственная долговая политика будет направлена на обеспечение способности Российской Федерации осуществлять заимствования в объемах, необходимых для решения поставленных социально-экономических задач, и на условиях, приемлемых для нашей страны как надежного суверенного заемщика. Решению этой задачи будет способствовать регулярное присутствие России на рынках капитала, прозрачная и последовательная аукционная политика, постоянное и эффективное информационное взаимодействие с инвестиционным сообществом, последовательное расширение круга инвесторов, заинтересованных в размещении средств в государственные ценные бумаги Российской Федерации.

Фактический объем государственных заимствований будет определяться результатами исполнения федерального бюджета и конъюнктурой внутреннего и внешнего рынков. Накопленный объем долговых обязательств перед национальными и зарубежными кредиторами будет находиться в пределах, исключающих значимое ухудшение долговой устойчивости Российской Федерации. Долговая политика будет направлена на повышение кредитных рейтингов нашей страны и обеспечение ее безусловной платежеспособности.

Основные задачи, решение которых необходимо для достижения целей управления государственным долгом:

– своевременность и полнота формирования источников финансирования дефицита бюджета;

– проверка эффективности и целевого использования привлекаемых денежных средств в целом и по видам применяемых финансовых инструментов;– осуществление контроля за соблюдением предельного значения и структуры государственного долга;

– контроль за ходом исполнения долговых обязательств Правительства Российской Федерации прошлых лет;

– контроль за эмиссией ценных бумаг и их размещением с учетом необходимой обеспеченности денежной массой в наличном обороте и на депозитах;– экспертиза проекта государственного бюджета и контроль за его исполнением, осуществление контроля за изменением структуры и объема государственного долга;

– экспертиза проектов законов, других нормативных правовых актов органов государственной власти, влияющих на формирование, обслуживание и погашение государственного долга.

Реализация долговой политики Российской Федерации в 2013 - 2015 гг. будет осуществляться в соответствии со следующими целями:

- поддержание умеренной долговой нагрузки как важнейшего конкурентного преимущества России;

- превращение национального рынка капитала в стабильный источник удовлетворения потребностей бюджета;

- поддержание высокого уровня кредитных рейтингов России инвестиционной категории, создание предпосылок для повышения рейтингов до категории "А";

- обеспечение постоянного доступа Российской Федерации и национальных корпоративных заемщиков к внутреннему и внешнему источникам заемного капитала на приемлемых условиях, минимизация стоимости заимствований;

- совершенствование сложившейся системы управления государственным долгом Российской Федерации, развертывание практической деятельности Российского финансового агентства;

- поддержание мерами политики безопасных тенденций в сфере внешнего долга российского корпоративного сектора.

Список использованной литературы

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации.-Москва: Проспект, Кнорус, 2013. – с. 272
  2. Государственный кредит и госдолг: Учеб. Пособие / под ред. Попова Г.В. - 2004. с. 269

  3. Государственный кредит и госдолг: Учеб. Пособие / под ред. Полякова В.В. - 2010. с. 325

  4. Государственный кредит и государственный долг: Учебник / под ред. Иванова Г.В. - 2011 г. с. 323

  5. Введение в макроэкономику : учеб. Пособие/ Под редакцией Матвеевой Т. Ю – 2010. 235

  6. Государственный долг учебник / Под редакцией Белезнева А.О – 2010. с.311

  7. Государственный кредит и государственный долг учебник/ Под редакцией Волынской И.А– 2011. с.231

  8. Ершов М. В., Татузов В. Ю., Танасова А. С. О российской долговой политике в современных условиях // Деньги и кредит №6 2012

  9. Иванова А.И. Государственный долг //Экономические науки//Электронный ресурс ecsn.ru

  10. Казанская А.Ю.Кредитная система // Финансы и кредит, 2009//Электронный ресурс fin-izdat.ru

  11. Сиренко В.И. Российский государственный долг // Политика и финансы// электронный ресурс http://blogs.trust.ua

  12. Иванченко И.О. О государственном долге // Экономический журнал, 2013 / Элетронный ресурс http://timesnet.ru

  13. www. government.ru Основные направления государственной долговой политики Российской Федерации на 2013 - 2015 гг.

  14. http://minfin.ru/ru/ Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации

  15. http://www.economy.gov.ru/minec/main/ Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации

1 Государственный кредит и госдолг: Учеб. Пособие /под ред. Полякова В.В. - 2010. с. 325

2 Попова Г.В. Государственный кредит и госдолг: Учеб. пособие/ РГЭУ «РИНХ». – Ростов-н/Д , 2004. – с. 269

3 Иванова Г.В. Государственный кредит и государственный долг: Учебник, 2011 г.. – с. 323

4 Попова Г.В. Государственный кредит и госдолг: Учеб. пособие/ РГЭУ «РИНХ». 2004. – с. 269

5 Казанская А.Ю.Кредитная система // Финансы и кредит, 2009//Электронный ресурс fin-izdat.ru

6 Матвеева Т. Ю.. Введение в макроэкономику : учеб. пособие; Гос. ун-т — Высшая школа экономики. — 5-е изд., испр. — М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2010 –с.257

7 Составлено автором. Источник Попова Г.В. Государственный кредит и госдолг: Учеб. пособие/ РГЭУ «РИНХ». – Ростов-н/Д , 2004. – с. 269

8 Иванченко И.О. О государственном долге //Экономический журнал, 20113 /Элетронный ресурс http://timesnet.ru

9 Матвеева Т. Ю.. Введение в макроэкономику : учеб. пособие; Гос. ун-т — Высшая школа экономики. — 5-е изд., испр. — М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2010

10 Попова Г.В. Государственный кредит и госдолг: Учеб. пособие/ РГЭУ «РИНХ». 2004. – с. 269

11 Сиренко В.И. Российский государственный долг //Политика и финансы// электронный ресурс http://blogs.trust.ua

12 Таблица составлена автором: источник Попова Г.В. Государственный кредит и госдолг: Учеб. пособие/ РГЭУ «РИНХ». – Ростов-н/Д , 2004. – с. 269

13 Попова Г.В. Государственный кредит и госдолг: Учеб. пособие/ РГЭУ «РИНХ». – Ростов-н/Д , 2004. – с. 269

14 Матвеева Т. Ю.. Введение в макроэкономику : учеб. пособие; Гос. ун-т — Высшая школа экономики. — 5-е изд., испр. — М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2010

15 Составлено автором на основе Бюджетного кодекса Российской Фдерации.

16 Попова Г.В. Государственный кредит и госдолг: Учеб. пособие/ 2004. – с. 269

17 Государственный кредит и госдолг: Учеб. Пособие/под ред. Полякова В.В. - 2010. с. 325

18 Попова Г.В. Государственный кредит и госдолг: Учеб. пособие/ РГЭУ «РИНХ». 2004. – с. 269

19 Бюджетный кодекс Российской Федерации ст.98

20 Попова Г.В. Государственный кредит и госдолг: Учеб. пособие/ РГЭУ «РИНХ». 2004. – с. 269

21 Матвеева Т. Ю.. Введение в макроэкономику : учеб. пособие; Гос. ун-т — Высшая школа экономики. — 5-е изд., испр. — М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2010

22 Попова Г.В. Государственный кредит и госдолг: Учеб. пособие/ РГЭУ «РИНХ». – Ростов-н/Д , 2004. – с. 269

23 Ершов М. В., Татузов В. Ю.,. Танасова А. С О российской долговой политике в современных условиях //Деньги и кредит №6 2012, с.51

24Государственный кредит и государственный долг // Под редакцией Волынской И.А – 2011, с.231

25 Ершов М. В., Татузов В. Ю., Танасова А. С. О российской долговой политике в современных условиях //Журнал Деньги и кредит, №6, 2012, с.37

26 Основные направления государственной долговой политики Российской Федерации на 2013 - 2015 гг.//http://www.garant.ru

27 Министерство финансов Российской Федерации//Электронный ресурс http://minfin.ru/ru

28 Основные направления государственной долговой политики Российской Федерации на 2013 - 2015 гг.//http://www.garant.ru

29 Министерство экономического развития Российской Федерации // Электронный ресурс economy.gov.ru

30 Министерство финансов Российской Федерации// Электронный ресурс http://minfin.ru/ru

31 Основные направления государственной долговой политики Российской Федерации на 2013 - 2015 гг.//http://www.garant.ru

32 Министерство финансов Российской Федерации// Электронный ресурс http://minfin.ru/ru

33 Иванова А.И. Государственный долг //Экономические науки//Электронный ресурс ecsn.ru

34Государственный кредит и государственный дол,г, учебник// Под редакцией Волынской И.А – 2011. с.231

35 Государственный кредит и государственный долг, учебник// Под редакцией Волынской И.А – 2011. с.231

36 Рисунок составлен автором // на основе данных Волынская И.А Государственный кредит и государственный долг учебник – 2011, с.231

37 Государственный долг, учебник // Под редакций Белезнева А.О – 2010- с.311

38 Таблица составлена автором на основе Основных направлений государственной долговой политики Российской Федерации на 2013 - 2015 гг.//http://www.garant.ru

39 Основные направления государственной долговой политики Российской Федерации на 2013 - 2015 гг.//http://www.garant.ru

21

Просмотров работы: 20184