СОЦИАЛЬНО–ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СОЦИАЛЬНО–ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Социальнопсихологическая адаптация сложный и особый период в жизни студента: он осваивает новую социальную роль, так же новый вид деятельности, изменяется социальное окружение учащегося, наконец, изменяется важные аспекты его жизни.

Главной целью в данной статье является изучение и анализ социально – психологической адаптации студентов, особенности и трудности данного процесса. Познание данного процесса начинается с выявления его сущности, данной в определениях социальной адаптации. Существует множество определений понятия «социальная адаптация», рассматриваемого психологами, педагогами, социологами.

Определение понятия «социальная адаптация», которое было предложено И.А. Милославовой наиболее полное: «Социальная адаптация один из механизмов социализации, позволяющей личности (группе) активно включаться в различные структурные элементы социальной среды путем стандартизации повторяющихся ситуаций, что дает возможность личности (группе) успешно функционировать в условиях динамичного социального окружения» [3].

Е.В. Таранов, трактовал социально-психологическую адаптацию как «многомерный процесс формирования у личности устойчивого позитивного отношения к задачам и традициям предприятия по мере проявления активности и усиленного включения в производственную деятельность, систему межличностных отношений, социокультурную и социально-политическую жизнь предприятия, нахождение там условий для самореализации» .

О.И. Зотова и И.К. Кряжева, отмечают, что социально-психологическая адаптация осуществляется на разных уровнях общества, трудового коллектива, непосредственного социального окружения, личностной адаптированности [1]. По их мнению, важным фактором, влияющим на адаптационный процесс, являются условия жизни и деятельности. Оценка и восприятие этих условий опосредованы отношением к содержанию труда и целям деятельности. Однако в зависимости от индивидуальных способностей и особенностей мотивационной сферы личности, условия деятельности способны оказывать ощутимое влияние на характер, скорость и результат адаптации. В коллективе адаптация выступает как необходимое условие продуктивной социальной активности, а социальная активность, в свою очередь, не может существовать без адаптации личности в данной социальной среде. Умение быстро находить свое место в совместной деятельности, в новом коллективе, проявление своих способностей и интересов является основным условием для адаптации человека в новой по отношению к нему социальной среде. Причем, чем выше это умение, тем выше скорость адаптации.

П.С. Кузнецов выделяет семь комплексных факторов, влияющих на успешность адаптации: экономический (материальный), самосохранения, регулятивный, воспроизводственный, коммуникативный, когнитивный и самореализации. Каждый комплексный фактор включает в себя ряд частных факторов [2,4]. Предложенная П.С. Кузнецовым классификация факторов, на наш взгляд, наиболее полно описывает систему факторов, оказывающих комплексное влияние на успешность адаптации, и имеет ряд преимуществ по сравнению с другими подходами. Главное преимущество данной классификации заключается в том, что она представляет собой попытку реализации системно-комплексного подхода к изучению такого сложного и неоднозначного явления, как социально-психологическая адаптация. Достоинством ее является также то, что выделенные факторы выступают не сами по себе, а в контексте потребностей человека. Для нас данная классификация обладает привлекательностью еще и потому, что она очень тесно переплетается с теорией мотивации А. Маслоу, подчеркивая при этом важность, сложность и комплексность такого фактора адаптации, как самореализация.

Для выявления специфики индивидуального приспособления был применён «Многоуровневый личностный опросник» А.Г. Маклакова и С. В. Черняева. В качестве предмета исследования мы выбрали студентов первого курса, специальности социальная работа. Каждый ответил на 165 вопросов. Ответы оценивались по характеристикам: нервнопсихическая устойчивость, моральная нормативность, личностный адаптивный потенциал, коммуникативные способности. В каждом из этих показателей были подведены итоги, и у каждого из тестируемых был свой результат: уровень ниже среднего, средний уровень адаптивности или уровень адаптивности выше среднего.

По результатам можно сделать вывод, что:

  1. По параметру «НПУ» нервно-психическая устойчивость группы находится на низком уровне 77 % это означает, что группа склонна к нервно-психическим срывам, реального восприятия действительности и отсутствует адекватность самооценки. Остальные 23 % имеют средний уровень показателя.

  2. Низкий уровень моральной нормативности, а это 61 % группы – это говорит нам, что группа при оценке своего места и роли в коллектив не может быть адекватной, не стремятся соблюдать общественные нормы поведения. Оставшиеся 39 % имеют средний уровень.

  3. По параметру коммуникативных способностей было выявлено, что 39% имеют показатель ниже среднего, что означает низкий уровень развития коммуникативных способностей, затруднение в построении контактов с окружающими, проявление агрессивности, присутствие повышенной конфликтности. 15% имеют показатель выше среднего т.е. эти люди имеют высокий уровень коммуникативных способностей, легко устанавливают контакты с окружающими. 46% группы имеют средний показатель.

Исходя из выше изложенного, делаем вывод, что большинство группы обладают признаками явных акцентуаций характера, психическое состояние можно охарактеризовать как пограничное.

Полученные результаты объясняются тем, что первокурсники находятся в новых условиях: новая система занятий, новые коллективы, новые виды работы, увеличения объема работы и характер мыслительных деятельности и др.). Ситуация новизны является для любого человека в определенной степени тревожной. Человек может переживать эмоциональный дискомфорт, из-за неопределенности представлений о требованиях профессорско-преподавательского состава, условиях и особенностях и обучения, о нормах и ценностях, о нормах поведения в коллективе и пр. Такое состояние можно назвать состоянием внутренней напряженности или настороженности, в какой то степени затрудняющее принятие как интеллектуальных, так и личностных задач и решений.

Список использованной литературы:

  1. Зотова О.И., Кряжева И.К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности //Психологические механизмы регуляции социального поведения / Отв. ред. М.И. Бобнева, Е.В. Шорохова. Москва, 2008. - c. 219-232

  2. Кузнецов П.С. Концепция социальной адаптации. Саратов, 2000. – c.123

  3. Милослова И. А. Политическая психология. Ростов-на-Дону, 1999. – с. 6-34

  4. Шурыгина Ю. Ю., Кохан С.Т., Кривошеева Е. М. Основы здорового образа жизни: учеб. пособие / Чита: ЧитГУ, 2010 . – 185с.

Просмотров работы: 3339