ОСОБЕННОСТИ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ ПО ЗРЕНИЮ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОСОБЕННОСТИ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ ПО ЗРЕНИЮ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация. В статье дается определение понятия "инвалид", отмечены основные проблемы инвалидов по зрению, изложены особенности реабилитации.

Ключевые слова: инвалид, инвалид по зрению, незрячий, социальная реабилитация, социокультурная реабилитация, технические средства реабилитации, лечебная физкультура.

Abstract. The article gives a definition of "disabled", highlighted the key problems of visually impaired people, particularly set out rehabilitation.

Keywords: disabled, visually impaired, blind, social rehabilitation, social and cultural rehabilitation, rehabilitation equipment, physiotherapy.

Актуальность темы обусловлена тем, слепота на сегодняшний день является одной из важных социальных проблем. По статистике Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), за последние годы количество людей с проблемами зрения значительно возросло. По последним данным, во всём мире от нарушений зрения страдают около 300 млн человек, из них 19 млн - это дети. Ещё 40 млн. не видят вовсе[2,4].

Основными причинами, способствующими росту инвалидности по зрению являются: наследственная патология зрения, нарушения в позвоночнике, переутомления, низкий уровень материально-технического обеспечения медицинских учреждений, вредные привычки, неблагоприятные условия труда, рост травматизма, несчастные случаи, осложнения после перенесенных тяжелых и вирусных заболеваний и другие.

Следует отметить, что у инвалидов по зрению имеются свои потребности и проблемы. Во-первых, это трудности в передвижении на улице из-за «архитектурных барьеров». Во-вторых, низкие возможности в получении образования и трудоустройства. В-третьих, нуждаемость в медицинском обслуживании. В-четвертых, трудности в бытовом самообслуживании. В-пятых, инвалиды по зрению недостаточно оснащены вспомогательными тифлотехническими средствами (например, магнитофонами, брайлевской бумагой, компьютерами и специальными приставками) и средствами коррекции зрения.

В Федеральном законе № 181 от 24 ноября 1995г «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»понятие «инвалид» рассматривается как «лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты» [3].

Социальная реабилитация–это комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных в силу каких-либо причин общественных связей и отношений, социально и личностно значимых характеристик, свойств и возможностей субъекта[1,4]. Процесс реабилитации представляет из себя не только оказание медицинской помощи, но и ряд других не менее важных мер. Он предполагает включение инвалида по зрению в социальную среду, привлечение его к труду и к активной самостоятельной деятельности по мере его физических и психических возможностей. Цель реабилитации заключается в том, чтобы помочь незрячему достигнуть социального благополучия. Одним из условий для успешного осуществления процесса реабилитации является процесс приспособления его к условиям социальной среды, то есть социальная адаптация. При этом следует учитывать, что этот процесс затруднен для незрячих, в связи с их дефектом. Этим и обуславливаются особенности социальной работы с ними.

В большинстве случаев процесс реабилитации не обходится без специальных технических средств для инвалидов по зрению. Техническими средствами реабилитации инвалидов (ТСР) являются устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. К ним относятся: специальные средства для самообслуживания, специальные средства для ухода, специальные средства для ориентирования (включая собак-проводников с комплектом снаряжения), общения и обмена информацией. Кроме этого специальные средства для обучения, образования (включая литературу для слепых) и занятий трудовой деятельностью, протезные изделия (включая протезно-ортопедические изделия, ортопедическую обувь и специальную одежду, глазные протезы и слуховые аппараты) и специальное тренажерное, спортивное оборудование и спортивный инвентарь.

Также к техническим средствам реабилитации относится трость тактильная, тифломагнитолы, тифлоплееры, видео-система с увеличением изображения, медицинские тонометры с речевым выходом, медицинские термометры с речевым выходом, оптические средства для коррекции слабовидения, очки, лупы и другое. Все эти средства требуются для компенсации у инвалида способности к передвижению, ориентации в пространстве, самообслуживанию. Также необходимы для трудовой деятельности, контроля за своим состоянием здоровья, обучения, общения и самообслуживания.

Стоит отметить, что тяжелый зрительный дефект у ребенка-инвалида по зрению снижает его как познавательную, так и двигательную активность. Ребенок по своему физическому развитию и подготовленности отстает от своих сверстников. У него наблюдается слабая мышечная сила, отставание в росте и весе, плоскостопие, нарушение позы при ходьбе и беге, нарушение опорно-двигательного аппарата, нарушение осанки и возникновение сколиоза. Поэтому для ребенка с нарушением зрения необходима реабилитация по средствам лечебной физкультуры (ЛФК). Занятия ЛФК необходимы не только детям, но и взрослым, ведь ее целью является всестороннее развитие инвалида путем совершенствования и восстановления его физических способностей. Лечебная физкультура направлена на:

1. Укрепление здоровья.

2. Овладение основными двигательными навыками и умениями.

3. Формирование правильной осанки и профилактики сколиоза.

4. Улучшение функций опорно-двигательного аппарата.

5. Улучшение функций сердечно-сосудистой.

6. Улучшение функций дыхательной системы.

7. Формирование у незрячих необходимых умений и навыков самостоятельной ориентации в пространстве.

8. Улучшение функции мышечной системы глаз.

9. Формирование необходимых навыков, которые способствуют социализации инвалидов по зрению в обществе.

10. Формирование здорового образа жизни.

Лечебная физкультура включает в себя множество упражнений. Это упражнения общеразвивающие, для развития мышечного аппарата, на формирование правильной осанки, для развития координации движения и равновесия, упражнения попространственной ориентировки и другие. В процессе занятий используется спортивный инвентарь. К нему относятся различные мячи, обручи, ребристая доска, гимнастические палки, гимнастическая стенка, скамейка, а также тренажеры (механотерапия).

Таким образом, мы можем отметить, что физические упражнения для инвалидов по зрению являются необходимыми составляющими их реабилитации. Кроме укрепления физического здоровья, упражнения способствуют развитию коммуникативных навыков, самостоятельности и активности незрячего.

Еще одним главным аспектом является социокультурная реабилитация инвалидов по зрению. Участие их в различных конкурсах, праздничных мероприятиях, турнирах, соревнованиях способствует их интеграции в современное общество. Организация хоровых, музыкальных, драматических, танцевальных и других кружков способствует развитию у инвалидов по зрению творческих способностей, мышлению, развивает память и мышление. К тому же это нравственное воспитание, выработка привычек, моральных качеств, сопереживания, этических представлений, воспитание чувства прекрасного, то есть духовное обогащение.

Список использованных источников

  1. ЗайнышеваИ.Г. Технология социальной работы / И.Г. Зайнышева–М.: Гуманит. изд. Центр Владос, 2007. – 240 с.

  2. Официальный сайт Всороссиской организации здравоохрвнения (ВОЗ). – [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.who.int/ru/

  3. Федеральный закон «О защите прав инвалидов в Российской федерации» от 20.07.1995 с изменениями и поправками).

  4. Харабет В. В., Кохан С.Т., Патеюк А.В. Реабилитация, социализация и интеграция инвалидов в общество: учеб.пособие / под. ред. В.В. Харабета.– Мариуполь. – 304 с.

Просмотров работы: 5721