ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВЕННОГО ПРЕОБРАЗОВА-НИЯ СЕМЕЙНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПОД ВЛИЯНИЕМ РЕКРЕАЦИОННОЙ ФУНКЦИИ СЕМЬИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВЕННОГО ПРЕОБРАЗОВА-НИЯ СЕМЕЙНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПОД ВЛИЯНИЕМ РЕКРЕАЦИОННОЙ ФУНКЦИИ СЕМЬИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема взаимосвязи семейных взаимоотношений и рекреационной функции семьи, а также направления их качественного преобразования. Автор считает, что выполнение рекреационной функции семьей во многом способно достичьблагоприятных и гармоничных взаимоотношений внутри семьи, что, в свою очередь, влияет на качественное преобразование отдельной личности, и общества в целом, что влечет за собой установление социального статуса,как личности, так и семьи как перспективной группы, а также влечет за собой возможность реализации потенциала каждого.

Abstract. This article discusses the issue of the relationship between family of co-relationships and recreational functions of the family, as well as their qualitative transformation. The author believes that the implementation of the recreational function of the family is largely able to achieve a favorable and harmonious relationships within the family, which, in turn, affect the quality of the transformation of the individual, and society as a whole, which entails the establishment of social status as individuals and families as a promising group, and also entails the potential of each.

Ключевые слова:семья;рекреационная функция семьи; семейные взаимоотношения; здоровье; благополучие.

Key words: family; the recreational function of the family; family relationships; health; well-being.

Вступая в новый век человечество, пребывало в условиях противоречивых сложных процессов и перемен, коснувшихся судеб многих стран и народностей, что и, в конечном счете, повлияло на общество, не в меньшей степени, чем глобализация экономики, повышение роли информационных технологий, переход от высокого уровня удовлетворения материальных потребностей к высокому качеству образования и здравоохранения, к формированию нового типа потребления, обогащенного наличием духовных, социальных и культурных благ, как подчеркивает Лига М.Б. [4].

Анализируя тенденции развития современного общества, ряд известных ученых социологов обращается к основным историческим фактам в жизни России, где истощение культурных, идеологических, человеческих ресурсов стали одними из причин краха социалистического государства в России. И чтобы данный факт не повторился, обществу следует развиваться, самосовершенствоваться, а современное общество на данном этапе характеризуется потерей веры определенности своей судьбы, изменением жизненных стратегий, потерей или ослаблением регулирующей роли традиций, религий, идеологии, что, конечно же, коренным образом необходимо видоизменять. По мнению Юргена Хабермаса, человек создает полностью индивидуальный жизненный проект, чтобы оставаться самим собой в изменчивой реальности. Это говорит о том, что каждый в силах сделать и выстроить свою жизнедеятельность так, чтобы она соответствовала его жизненной стратегии и планам на дальнейшее развитие и функционирование, а также так, чтобы мечты совпадали с реальностью. И если каждый человек будет стремиться к такой гармонии, к определенному идеалу собственной жизни, наполненной смыслом, ценностями, традициями, самосовершенствованием, и семья будет в этом стимулом, помощником или очагом и эпицентром толчка в сторону развития и совершенствования каждой личности, то и общество качественно преобразуется, достигнув, таким образом, высокой культуры, и приобретя, тем самым, идеологические и огромные человеческие ресурсы, и, как следствие, все это приведет общество к социальному и экономическому прогрессу, прогрессу в области науки и техники, а также к прогрессу во многих других сферах жизнедеятельности общества, что, конечно же, приведет к развитию страны в целом [5].

Развитие общества всё больше зависит от самого человека, знаний, информации, технологий, которыми он оперирует. Ещё в 1970-е годы цели общества были направленны на улучшение качества жизни, что в свою очередь пересекается с задачами обеспечения индивидуального благополучия, и возникает новый тип взаимодействия, при котором люди изменяют общество, изменяя самих себя [4].

Совремеменная стратегия социальной работы ориентирует социальных работников на то, чтобы помочь клиентам оптимизировать собственные усилия по изменению ситуации, возникшей на личностном или социальном уровне, обращается к предоставлению возможности всем людям полностью использовать свой потенциал, обогатить свою жизнь и предотвратить её разрушение. Социальная работа предназначена для согласования и гармонизации личных и общественных интересов и отношений, для прямой помощи во взаимодействии личности, семьи и социума посредством социального развития клиента и преобразования социума [3].

В соответствии с этим становятся приоритетными те аспекты теории социальной работы, которые позволяют социальному работнику помогать клиентам формировать и реализовывать свои личностные и социальные ресурсы. [4].

В настоящее время крайне необходимы стратегия и методология региональной семейной политики, ориентированной на активизацию потенциала семьи и реализацию индивидуальной и социальной субъектности каждого ее члена. Григорьев С.И. считает, что жизненные силы человека реализуются именно в семейной среде [2, с. 155].

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме негативного влияния многих факторы современной жизни на здоровье населения, к таким факторам относят неблагоприятную экологическую ситуацию, напряжённый режим учёбы, работы, ускоренный ритм жизни, стрессы, нагрузки, наличие вредных привычек, гиподинамию и гипокинезию, неправильное питание, и все эти факторы зачастую носят хронический характер. В условиях современного общества многим российским семьям не всегда удается выполнять рекреационную функцию, являющуюся одной из основных, важных и необходимых функций семьи, именно от исполнения рекреационной функции семьей зависит состояние здоровья всех членов семьи [1].

Для восстановления потенциала здоровья всей семьи и ее отдельных членов необходимы определенные мероприятия, а именно - рекреационно-оздоровительные технологии, которые представляют собой совокупность процедур, операций и инструментов, обладающих при правильном применении большими возможностями для проявления активности человека в зависимости от возрастных особенностей, интересов, физических способностей и индивидуальных предпочтений и сориентированы на повышение культуры быта и формирование здорового образа жизни; способствуют физической и духовной реабилитации, максимальному развитию инициативы, самостоятельности человека, снимающие физическое, психическое и интеллектуальное напряжение, стимулирующие социальную активность и создающие оптимальные условия для творческого самовыражения личности.

Существенный вклад в изучение данных вопросов внесли работы ученых-исследователей России, таких как М.А. Ариарский, Т.И. Бакланов, А.Д. Жарков, Ю.А. Стрельцов, В.Я. Суртаев, Б.А. Титов, В.М. Чижиков, Н.Н. Ярошенко и др.

Существует множество трактовок рекреации, одна из них: рекреация как система мероприятий, связанная с использованием свободного времени для оздоровительной, культурно-познавательной и спортивной деятельности людей, а другая - «Recreatio» в переводе с латинского означает восстановление, а именно восстановление физических и духовных сил человека, повышение уровня здоровья и работоспособности после рабочего (учебного) дня, рабочей недели. В этом значении термин «рекреация» употребляется с 60-х годов 20 века в литературе по физиологическим, медицинским, социально-экономическим, архитектурно-строительным и другим проблемам организации отдыха населения.

Социальная работа должна опираться, помимо всего прочего, на исследовательскую деятельность, в частности, на анализ специфики социокультурного пространства и инфраструктуры, на поиск путей, обеспечивающих социальное благополучие различных общественных групп и их представителей. В свою очередь, это не возможно без исследовательской деятельности. Так на данном этапе студентами ЗабГУ были проведены исследования влияниявыполнения рекреационной функции семьи на семейные взаимоотношения с помощью тестирования. Мы обратились к проблеме взаимозависимости благополучия семей от рекреационной функции. Так, в исследовании приняли участие 50 человек из разных семей, что помогло представить более ясную картину современных семей и того, как они выполняют свою неотъемлемую рекреационную функцию. В тестировании использовались вопросы, которые были направлены на определение взаимоотношений в семьях и на выявление рекреационного потенциала самой семьи, а также на детекцию присутствия в семьях совместной деятельности по восстановлению сил после трудовых будней, были и вопросы, касающиеся того, как часто члены семьи проводят время вместе, комфортно ли респонденту в кругу семьи, случаются ли конфликты в семье и как часто. Результаты данного исследования свидетельствуют о том, что у 84% из числа опрошенных присутствует рекреационный потенциал, а также совместная деятельность, направленная на рекреацию, у них также наблюдаются благоприятные и позитивные взаимоотношения, они много времени проводят с семьей, и у них наблюдается пониженный уровень конфликтности в семье, что и необходимо было выяснить. Эта тенденция свидетельствует о гармонии и благополучии в данных семьях. У остальных же 16% в семье присутствуют разногласия, конфликты, непонимание, отсутствует моральная поддержка, и взаимоотношения желают оставлять лучшего, совместному времяпрепровождению данные семьи отдают редкое предпочтение, и соответственно в этих семьях наблюдается незначительное присутствие должного уровня рекреации, и рекреационный потенциал, в связи с этим, у данных семей весьма низкий, судя по результатам проведенного тестирования [1].

Из исследования выяснилось влияние выполнения рекреационной функции семьей и семейными взаимоотношениями, то есть присутствие достаточного уровня выполнения данной функции положительно влияет на развитие благоприятных взаимоотношений внутри семьи, а отсутствие - приводит к негативным внутрисемейным отношениям, разногласиям, конфликтным ситуациям и непониманию в семье, и отсюда следует вывод о том, что рекреация должна быть неотъемлемой частью семейной жизни.

Несмотря на многие факторы современной жизни, ухудшающие состояние здоровья населения России, людям необходима рекреация, ведь именно она является фактором, как здоровья человека, так и фактором благополучия семьи, как было выявлено в результате исследования. Также не стоит и забывать о том, что и сама семья обладает рекреационным потенциалом, который способствует восстановлению жизненных сил человека. В мире современного общества рекреация значительно расширила свои границы, она стала необходимой частью не только в разрядке трудового процесса, но и в семейных взаимоотношениях, сейчас именно рекреационная функция в семье приобретает статус одной из лидирующих и неотъемлемых функций, которая влияет на взаимоотношения в семье. Ее реализация значит не только восстановление потенциала каждого члена семьи, но и восстановление семейного климата, сплоченности, взаимопонимания, духовных связей и многих других положительных результатов от реализации совместной семейной рекреации [5].

Итак, подводя итоги, следует привести основные направления качественного изменения семейных взаимоотношений под влиянием рекреационной функции семьи.

Так, абсолютно очевидна необходимость включения в жизнедеятельность семьи таких видов рекреации в рамках уик-энда, как семейный терренкур; подвижные игры в помещении; водные процедуры; малоподвижные игры; подвижные занятия на воде; рыболовство, возможно, охота; пассивные занятия в помещении; спортивный туризм; спортивные игры и упражнения; пешеходные и автобусные экскурсии; любительские занятия на открытом воздухе и т. д.

В рамкахежедневной рекреациинаправления могут быть следующие: прогулки, любительские занятия на открытом воздухе, спортивные игры и упражнения, водные процедуры, подвижные занятия на воде, подвижные игры в помещении. В рамках вакации - климатический, спортивный туризм, бальнеологический, рыболовно-охотничий, экскурсионный вид рекреации, подвижные занятия на воде. Важно, что наиболее аттрактивные виды рекреационных занятий обладают и высоким уровнем профилактики заболеваний и сплочения семей.

Во многом экскурсии, как одно из направлений качественного преобразования семейных взаимоотношений, являются наиболее привлекательными, т.к. включают в себя разнообразие элементов отдыха и оздоровления на природе и способов передвижения, поскольку пешеходные экскурсии и экскурсии-прогулки дополняются транспортными, часто на большие расстояния и по четко разработанной теме и маршруту, а смена впечатлений помогает создать благоприятную эмоциональную атмосферу в семье, и именно поэтому следует выделить данное направление из их общего множества [1].

Таким образом, основные направления качественного преобразования семейных взаимоотношений могут быть достигнуты путем присутствия в семье выполнения рекреационной функции семьей, что способствует физической и духовной реабилитации человека, максимальному развитию инициативы, самостоятельности; снимает физическое, психическое и интеллектуальное напряжение, стимулирует социальную активность и создают оптимальные условия для творческого самовыражения личности, а также сплочения семей и развитию гармоничных и благоприятных взаимоотношений внутри семьи.

 

Список использованных источников:

1. Богатырёва (Трухина) И.Ю. Изучение влияния рекреации на семейные взаимоотношения // IV Международная научно-практическая интернет-конференция «Технологии социальной работы с различными группами населения». - 2014. - № /[Электронный ресурс]. - Режим доступа: - URL: http://www.zabgu.ru/files/html_document/pdf_files/fixed/Studencheskie_raboty'_internet_konferencii/1118702498.pdf (дата обращения: 09.12.14)

2. Григорьев С.И. Основы виталистской социологии XXI века : учеб.пособие / С.И. Григорьев. - М. : Гардарики, 2009. - 239 с.

3. Кодекс этики социального работника и социального педагога // Общероссийский народный фронт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://onf.ru/2013/05/30/kodeks-e-tiki-sotsial-nogo-rabotnika/ (дата обращения: 01.12.2014)

3. Лига М.Б. Качество жизни: генезис идей / М.Б. Лига // Ученые записки ЗабГГПУ. - 2011. - № 4 (39). - С. 237-244.

4. Лига М.Б. Основные направления изменения качества жизни под воздействием реформирования системы образования / М.Б.Лига // Педагог: наука, теория, практика. - 2006. -№1-2(20-21). - С. 13-18.

5. Муравьева Ж.В. Социально-культурные условия организации семейного досуга средствами рекреативно-оздоровительных технологий: дис. ... канд. пед. наук: 13. 00. 05. / Ж.В. Муравьева. - Тамбов, 2009. - 232 с.

 

Просмотров работы: 1060